XREFF.RU


Роль федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Роль федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности

Роль федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности

  1. Роль федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности

Таможенный орган- это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело и занимают в системе исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.

Для таможенных органов как единой системы государственных органов, характерно:

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентации, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом.

Основные экономические задачи таможенных органов

Экономическими задачами, стоящими перед таможенной службой Российской Федерации являются:

Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Федерации – задача не только таможенного дела. Однако роль таможенных органов в этом процессе трудно переоценить. Находясь постоянно на территории субъектов, таможенные органы активно влияют на развитие внешнеэкономических связей, используя присущие таможенному делу средства, формы и методы, таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.


  1. Роль и место фтс в системе органов государственной исполнительной власти

Таможенный орган- это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело и занимают в системе исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.

Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:

1. Будучи самостоятельной составной частью системы органов, исполнительной власти РФ, таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело. Как и все другие органы исполнительной власти в РФ, они действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ.

2. Таможенные органы обладают строго определённой компетенцией в области таможенного дела. Никакие государственные органы кроме Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.

3.Деятельность таможенных органов по своему юридическому содержанию является распорядительной. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормотворчества, правопременения и правоохраны.

4.Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти.

Финансирование таможенных органов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти РФ, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников. Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, другие соответствующие печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и других кредитных учрежде

Для таможенных органов как единой системы государственных органов, характерно:

• Единство цели: осуществление единой таможенной политики

• Единство задач: эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

Единство системы таможенных органов обусловлено общностью выполняемых функций. Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентации, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом.

Основные экономические задачи таможенных органов

Экономическими задачами, стоящими перед таможенной службой Российской Федерации являются:

• участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация;

• обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

• защита экономических интересов РФ;

• взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

• участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;

• ведение борьбы с контрабандой;

• ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;

• ведение ТНВЭД;

• содействие развитию внешнеэкономических связей;

• осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.


  1. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления

Таможенное дело в явном виде содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором — о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля.

Система управления таможенным делом (СУТД)представляется в данном случае органами управления — субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.

Таможенное дело как объект управления— это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно, управление таможенным делом — это управление данными объектами.

Таможенное дело как субъект управления— это институт управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу — объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; в объеме административного регламентирования — это система таможенного администрирования (СТА).


  1. Законы и принципы управления таможенными органами

Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы. К ним относятся закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

1. единства системы управления: существует неразрывная цепь отношений управления от высших органов государственного управления до низших его звеньев; непрерывности, ритмичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; единстве функций и методов управления; единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

2. Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управления является организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем. насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

3. Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, основные положения теории управления группируются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.


  1. Организационная структура таможенных органов

Организационная структура- это формальная схема, по которой делятся, группируются и координируются рабочие задания.

Под структурой управления организации(организационной структурой) понимается состав ее подразделений, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному осуществлению управленческой деятельности. Из определения структуры управления следует, что ее элементами могут быть как отдельные работники, занимающие определенные должностные позиции, так и специальные подразделения (органы аппарата управления). Производственные подразделения являются объектом управления и в этом качестве участвуют в структуре управления организации на низшем иерархическом уровне.

Выделяют следующие организационные структуры: иерархическая; линейная; функциональная; упрощённая матричная; сбалансированная матричная; усиленная матричная; проектная; дивизиональная.

Организационная структура ФТС России:

- ЦА ФТС РФ;

- РТУ;

- Таможни;

- Таможенные посты.

В типовой структуре таможни предусмотрены таможенные посты, возглавляемые начальниками, которые назначаются и освобождаются от должности Руководителем ФТС РФ по представлению начальника таможни. Таможенный пост - это линейное подразделение таможенной системы, с которого начинается осуществление таможенного дела по всей технологической цепи.


6. Методы и механизмы управления таможенными органами.

(По учебнику Макрусева)

Таможенное дело во всех его проявлениях— институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал, — представляет собой сложный объект управления.

Процессный подходрассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций — бизнес-процессов.

Системный подходпредставляет таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как кадры, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подходконцентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Методы:

1. Общие — направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, (а локальные — используются преимущественно в системах текущего оперативного управления.

2. Прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

3. К методам косвенного воздействия относятся социально-психологические, экономические и экономико-математические методы.

4. Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления (правовые нормы, правовые отношения. правовые акты.) Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

5. С помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются организационные отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

a. организационные представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

b. Распорядительные базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным

c. Дисциплинарные. Суть состоит в установлении ответственности Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную, коллективную. материальную, моральную и служебную ответственность.

6. Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

7. К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим — неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы,

В основе процесса управления (институционализацией) в сфере таможенного дела лежит механизм стратегического управления развитием таможенных органов, основанный на общем алгоритме стратегического управления, объединяющем аналитическую и прогностическую деятельность, а также выбор соответствующей стратегии и разработку программ, планов развития.

Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления: он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь поставленных целей.

Четкое формулирование стратегического видения — необходимая предпосылка устойчивого развития и обеспечения стратегического лидерства в будущем. Видение необходимо для эффективного руководства и принятия решений; оно ориентирует таможенную службу на будущее, определяет приоритетные потребности потребителей таможенных услуг, перспективные направления развития таможенных органов, а также их долгосрочную конкурентную позицию.

Миссия таможенной службыпредставляет собой качественно выраженную цель, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных целей, отраженных в программах и планах.

http://www.tkod.ru/images/mchutd/1-71.jpg

Миссия Федеральной таможенной службы России


7. Особенности принятия решений в системе государственного управления.

Управленческое решение– основной инструмент воздействия работников государственной и муниципальной службы на управляемый объект.

Первая особенностьпринимаемых здесь решений – это преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Вторая особенностьсвязана с наличием у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона. Здесь важно уметь разглядеть в гуще будничных дел ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность и риск, когда еще нет полной определенности и уверенности в успешном исходе.

Третья особенностьзаключается в том, что надо уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного и муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за показателями контрольных индикаторов, сигнализирующих об экстремальных ситуациях: замечена опасная тенденция – начинается подготовка стратегического решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Четвертая особенность– низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:

· своевременное доведение решений до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности;

· повышение мотивации через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений;

· формирование общественного мнения по проблемам через средства массовой информации, проведение конференций, семинаров, симпозиумов;

· создание системы кадрового обеспечения реализации решений;

· организация контроля за траекторией движения решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно коррективы в принятые решения.


Официальными документами являются распорядительные, организационные, организационно-распорядительные и информационно-справочные документы.

  1. Распорядительные документы:

Постановление– правовой акт, принимаемый Главой города, области в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности города и области.

Распоряжение– правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определенный правовыми документами.

Решение– правовой акт, принимаемый по результатам деятельности коллегиальных органов.

Приказ– правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных задач.

Поручение– документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью на территории города, области и их социально-экономического развития.

  1. Организационные документы: регламенты, уставы, положения, инструкции.

  2. Организационно-распорядительные документы: протоколы, договоры, трудовые соглашения.

  3. Информационно-справочные документы: справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные письма, сопроводительные письма, письма-приглашения.

Процесс подготовки решений представительного органа предусматривает следующие процедуры:

· каждый предлагаемый проект решения выносится на рассмотрение в письменном виде в соответствии с утвержденной формой;

· решение не должно содержать более одного вопроса, смысл которого должен быть отражен в заголовке решения;

· любое решение, которое вносит поправки или отменяет ранее принятые решения, должно предусматривать дословное изложение вопросов для изъятия и включения в новое решение.

При решении особо важных вопросов принятию решения должно предшествовать его широкое обсуждение в СМИ и на публичных слушаньях. Подлежат обязательной публикации решения по вопросам бюджета муниципального образования, налогов, сборов и пошлин, муниципальных норм, порядков и правил. Каждое решение (за исключением специально оговоренных) вступает в силу в течение 30 дней после принятия или с момента его опубликования в СМИ.

Уставы и методики дают инструкции по принятию решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, по порядку оформления, регистрации и хранению документов. Существует типовая организационно-технологическая схема подготовки и принятия управленческого решения – распорядительного документа. Отлаженная система документирования способствует улучшению стиля работы организации и повышению эффективности управленческого труда.


8. Система стратегического управления в таможенных органах.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнени­ем ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономи­ческих программ и планов. Главной целью управления в систе­ме таможенных органов, т. е. целью стратегического управле­ния, является обеспечение реализации экономической полити­ки РФ. В настоящее время это тот желаемый результат целесообразной деятельности таможенной службы, который должен быть достигнут в переходный период.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу по форми­рованию доходов федерального бюджета; с повышением роли та­моженной службы как правоохранительного органа; с работой по упрочению интеграции таможенной службы России с таможенны­ми службами других государств; дальнейшим удовлетворением социальных запросов сотрудников таможенной службы.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов уп­равления. В таможенных органах наиболее часто применяется "управление по отклонениям", "программное управление" и "целевое управление".

Управление по отклонениямимеет место на всех уров­нях иерархии управления таможенными органами, так как стро­ится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управлениеосновано на тщательной разра­ботке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления является часто применяемым в управленческой деятельности таможен­ных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию до­ходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети авто­переходов через таможенную границу и др.

В целевом управлениицель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключи­тельно высокая аналитичность при определении проблемы уп­равления, предельно строгое и четкое формирование цели уп­равления; структуризация проблемы управления, построение "дерева целей"; строгое согласование дерева целей с "деревом задач", достаточно высокая корреляция между "деревом целей", "деревом задач" и организационной структурой управ­ления; каждое звено организационной структуры системы уп­равления должно объединяться с другими звеньями более высо­кого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является соче­тание программного и целевого типов управления, которое по­лучило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключитель­но важное значение.


9. Современные тенденции территориальной организации таможенных органов в РФ

Принципы и факторы размещения таможенных органов. Размещение таможенных организаций на территории страна должно осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической и других.

Важнейшим принципом размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народно-хозяйственной эффективности общественного производства в целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех экономических районов России.

Второй важный принцип размещения таможенного дела – это рациональное территориальное разделения труда между экономическими районами России.

Третьим важным принципом размещения объектов выступает комплексное развитие экономических районов и формирование в них необходимых территориально-производственных комплексов, промышленных, аграрных и других объединений.

Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и других факторов.

Группа экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса.

К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель, возможности осуществления строительства и т.п.

Важнейшим из социально-исторических факторов следует считать уровень развития в районе непроизводственной сферы.

Организационные факторы охватывают формы территориальной организации там службы и создание новых там постов. Находясь в местах расположения, отправления и получения товара внутренние таможни могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля.

Экономическая эффективность оптимального размещения таможенного дела выражается системой качественных и количественных показателей. К качественным показателям относится содействие таможенного дела росу экономического потенциала России.

Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела является снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.


10. Конвенциональное регулирование внешнеэкономической деятельности

Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.

Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.

Международные договоры и конвенции образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Большой вклад в разработку основ комплексного международно-правового таможенного режима внесли как многочисленные соглашения, принятые в рамках ГАТТ/ВТО, так и рекомендации Совета таможенного сотрудничества, нашедшие отражение в Конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) и др.

Всемирная таможенная организация (ВТАО) также уже разработала ряд следующих инструментов, для достижения своих целей:

1) Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) (Harmonized Commodity Description and Coding System - HS) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Под гармонизированной системой классификации и кодирования товаров в Конвенции понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.

Этот документ обязывает всех его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствие с гармонизированной системой, упорядочить и унифицировать ее.

В соответствии с положениями Конвенции создан специальный Комитет по гармонизированной системе, который регулярно (но не реже двух раз в год) собирается на свои заседания. Комитет имеет право вносить текущие поправки в Конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения заинтересованным сторонам (правительствам, таможенным органам, международным организациям и т.д.).

2) Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция) была изначально принята в 1974 и пересмотрена в 1999 году. Конвенция вступила в силу в 2006 году.

Принципы Киотской конвенции:

1) ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалования решений таможенных органов;

2) принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур;

3) максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий;

4) совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками;

5) использование предварительных форм декларирования;

6) использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур;

7) всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб;

8) установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД.

3) Конвенция о карнете АTA и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция).

Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза была принята в 1961 году. На данный момент в ней участвуют свыше 60 государств, РФ присоединилась 2 ноября 1995 года.

Цель Конвенции - обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства - участники Конвенции (для этого определена форма карнета АТА, который используется в качестве таможенного документа для временного ввоза товаров).

Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.

В РФ функции гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты (ее гарантом перед международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России). Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ.

Конвенция о временном ввозе товаров принята в 1990 году. Данный документ состоит из 34 статей и ряда приложений, РФ присоединилась в 1995 к Конвенции и нижеупомянутым приложениям.

Конвенция о временном ввозе была принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства (временный ввоз разрешается при полном освобождении от уплаты таможенных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер).

Товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения целей временного ввоза (срок оговаривается в каждом приложении; таможенные органы могут установить более поздний срок вывоза).

4) Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.

Основным принципом этого направления работы является использование предварительной электронной информации для выявления контейнеров и грузов повышенного риска. Используя инструменты автоматизированного целевого отбора, таможенные администрации выявляют отправки повышенного риска на как можно более раннем этапе международной цепи поставок товаров - в порту отгрузки или даже ранее.

5) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994. Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами.

Цели НАФТА:

• устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование

движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

• создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

• привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

• обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

• создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

• создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

• создание единого континентального рынка.


11. Архитектура и функциональное значение Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.

23 июня 2005 года кардинально новый уровень безопасности мировой торговли стал реальностью благодаря единодушному принятию руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран-членов ВТО, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли на ежегодно проводимой сессии Совета в штаб-квартире ВТО в Брюсселе. Это уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов.

Для того, чтобы развить существующие программы и методы работы и пойти дальше, члены ВТО разработали режим, который позволит повысить безопасность международной торговли и облегчить ее. Речь идет о Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли (далее "Рамочные стандарты ВТО" или "Рамочные стандарты"), которые представляют собойнабор принципов и стандартов и предлагаются для принятия в качестве минимума того, что должно быть сделано членами ВТО.

Цели и принципы Рамочных стандартов:

Рамочные стандарты имеют целью:

- Установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достижения большей определенности и предсказуемости.

- Обеспечение комплексного управления международной цепью поставок товаров для всех видов транспорта.

- Укрепление роли, функций и возможностей таможенных служб в свете вызовов и возможностей 21 века.

- Укрепление сотрудничества между таможенными администрациями с целью расширения их возможностей по обнаружению отправок повышенного риска.

- Укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом.

- Содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.

Четыре основных элемента Рамочных стандартов ВТО:

Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основных элементов. Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках. Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.

Две "опоры" Рамочных стандартов:

Рамочные стандарты ВТО, основанные на четырех описанных выше элементах, стоят на двух "опорах": системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом.Такая стратегия двух "опор" имеет множество преимуществ. Эти "опоры" предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне. Кроме того, Рамочные стандарты построены с учетом существующих в ВТО мер по обеспечению безопасности и облегчению торговли, а также программ, разработанных администрациями-членами.

Выгоды:

Данные Рамочные стандарты представляют собой новую прочную платформу, которая позволит активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств. Они позволят расширить возможности таможенных служб по обнаружению отправок повышенного риска для дальнейшей работы с ними, а также повысить эффективность администрирования товаров, ускоряя, таким образом, процесс таможенного оформления и выпуска грузов.


  1. Основные направления обеспечения качества таможенных услуг.



17. Эффективность таможенной деятельности: подходы и показатели


Таможенные органы, выполняя функции государства, должны обеспечивать качество результатов своей деятельности, которые с одной стороны направлены на защиту интересов участников ВЭД, а с другой стороны обеспечивают интересы государства.

Под эффективностью в таможенном деле понимается выраженный в стоимостной форме результат каких-либо действий (таможенных мероприятий), успешность движения к достижению поставленной цели.

Цель проведения анализа деятельности таможенных органов– сравнительная оценка работы таможенных органов по основным функциям.

На протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов:

1. Одним из первых подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов, который применялся в 90-е годы, был подход, основанный на сравнении фактического выполнения с плановым заданием. Но у этого подхода есть существенный недостаток. Его можно применить только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить.

2. По аналогии с коммерческими предприятиями и организациями таможенные органы использовали традиционный показатель эффективности, в частности показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение количества оформленных условных документов (или вес товаров) к среднегодовой стоимости основных фондов. Этот метод используется при экономическом анализе, а также при обосновании планов. Но так как величина фондоотдачи находится в прямой зависимости от уровня производительности труда, то нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов.

3. Так как таможенные органы полностью финансируются из федерального бюджета, то для оценки эффективности их деятельности использовался расчет эффективности использования бюджетных средств. Эффективность расходования бюджетных средств оценивается путем соотношения полученного бюджетом результата и расходов, обеспечивающих его выполнение.

4. Следующим подходом является метод рейтинговых оценок. Рейтинг – это метод сравнительной оценки деятельности нескольких организаций. В основе рейтинга лежит определенная характеристика по определенным признакам, позволяющая выстраивать организации в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака.

Метод рейтинговых оценок позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенного органа, выявлять имеющиеся в работе пробелы, находить пути их устранения. Но метод рейтинговых оценок имеет один недостаток. Обычно рейтинг рассчитывается на конец квартала, а итоги рейтинга публикуются через 2-4 месяца после составления анализа, т.е. к моменту публикации рейтинга состояние предприятия уже может измениться и представленная информация устаревает.

5. В 2005 году, на основании Концепции эффективности таможенных органов, была внедрена система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям (КПЭД). Основным итогом внедрения такого подхода стала возможность постоянно отслеживать результаты деятельности таможни по контрольным показателям, что привело к безусловному выполнению, а в ряде случаев – к перевыполнению установленных контрольных показателей. Также развитие данной системы КПЭДов позволило более точно устанавливать критерии оценки каждого таможенного органа с учетом его специфики. Но, КПЭДы не учитывают степень участия в его выполнении каждого подразделения. Также данная система КПЭДов перенасыщена дублирующими и излишними показателями.

(Всего 37 Приказ ФТС РФ от 17.01.2014 № 56. Оценки по КПЭД: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

6. В целях оценки эффективности деятельности таможни был утвержден перечень аналитических показателей эффективности деятельности (АПЭД). Система аналитических показателей – это множество показателей, где каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности. Главное отличие КПЭД от АПЭД состоит в том, что контрольные показатели используются для контроля совершаемых действий, а аналитические показатели – для более конкретного исследования результатов этих действий. (всего 27 Приказ ФТС РФ от 06.02.2014 № 185. Оценки: выполнен, не выполнен).

На протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов. Сегодня результаты деятельности таможни оцениваются по системе установленных контрольных и аналитических показателей. Преимущество использования такой системы в возможности глубоко исследовать результат каких-либо таможенных мероприятий, постоянно отслеживать результаты деятельности таможни. Это дает возможность повышать качество деятельности таможенных органов в целом.


18. Определение и структура понятия «услуга».

Услуга— это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности по удовлетворению запросов потребителя.

Услуга— вид деятельности, работ, в процессе восполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание У. создает желаемый результат. К У. относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми.

Услуги разделяют на материальные, нематериальные (или социально-культурные) и производственные услуги (работы).

Под материальной услугойпонимают деятельность ее исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом материальной услуги является, как правило, преобразованная продукция. Например, отремонтированный автомобиль (услуги по ремонту автомобилей), сшитая вещь (услуги пошива изделий), проданный товар (услуги торговли) и т. п.

Нематериальная, или социально-культурная услуга — это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является собственно потребитель. Например, пациент клиники (медицинские услуги); турист (туристские услуги); пассажир (услуги пассажирского транспорта); посетитель ресторана (услуги общественного питания), бассейна (услуги физической культуры), бани (услуги бань) и др.

Производственная услуга— это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций. Понятие этой услуги выражается через термин «работа». Например, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т. п. Соответствующие процессы называют «выполнением работ», «оказанием услуг». Они стали объектами сертификации, в частности, вошли в документ «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Свойства услуги:

• Адресность услуги, причем даже материальная услуга отличается от товара тем, что является адресной, например, индивидуальный пошив одежды.

• Неосязаемость услуги, поскольку только покупка услуги позволяет увидеть ее результат, т. е. конкретную реализацию.

• Непостоянство качества услуг в зависимости от поставщиков, места и времени ее оказания.

• Моментная определенность, означающая, что услуга является значимой только в определенный момент (период) времени.

• Неспособность услуг накапливаться;

• Невозможность хранения услуги покупателем и/или особенно продавцом. В этом состоит принципиальная особенность нематериальной услуги. Это относится к предоставлению услуг по питанию и проживанию туристов в стране временного пребывания. Зрелищная услуга также потребляется в момент покупки и не подлежит хранению обеими сторонами. Услуги парикмахерской в какой-то степени могут храниться покупателем, но не продавцом.

• Предоставление услуги неотделимо от ее производства.

• Товародвижение услуги всегда имеет прямой канал -без посредников.

• Услуги не транспортируются.


19. Основные задачи и концепции современного маркетинга

Концепции маркетинга- это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения.

Основные задачи маркетинга:

Современные концепции маркетинга

Новая концепция управления маркетингом на рынках товаров и услуг была предложена в 80-е годы шведскими учеными и названа маркетингом взаимодействия.

Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи.

Прогрессивность Концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты все больше становятся стандартизированными, а услуги унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений.

Поэтому единственный способ удержать потребителя— это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров.

В этом контексте отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными, человеческими и т.п. ресурсами. Отношения, как результат эффективного взаимодействия, становятся продуктом, в котором интегрированы интеллектуальный и информационный ресурсы — главные факторы непрерывности рыночных отношений. 

Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений в области маркетинга на весь персонал предприятия, поскольку требует участия в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других предпринимательских единиц, включая менеджеров верхнего звена.

К. Гренроосна примере сферы услуг показал преимущества концепции маркетинга взаимодействия и предложил категорию жизненного цикла взаимоотношений с покупателем. 

Концепции маркетинга



Модель жизненного цикла взаимоотношений с покупателем (модель трех стадий)


1.Как видно, на первоначальной стадии целью маркетинга является создание интереса к предприятию и его услугам, ведь здесь речь идет о потенциальных клиентах, которые, возможно, даже не осведомлены о наличии данной организации, которая может удовлетворить их потребность в услугах. Такая задача наилучшим образом выполняется посредством традиционной маркетинговой деятельности, инструментами которой являются реклама, персональные продажи и паблик рилейшнз (связи с общественностью). 

2.Когда покупатель ознакомился с предложением организации, он вступает на вторую стадию жизненного цикла взаимоотношений, т.е. в процесс покупки.В этот момент покупатель оценивает предлагаемую услугу и сравнивает со своим представлением о том, что он ищет и сколько он готов за это заплатить. Задача предприятия на этом этапе— превратить общую заинтересованность клиента в реальную продажу. Предприятие дает конкретные обещания о своих обязательствах перед покупателем в надежде на то, что они будут приняты. И здесь уже могут быть использованы не только мероприятия традиционного маркетинга, но и маркетинг взаимодействия, ведь потенциальный покупатель приходит в организацию, встречается с ее работниками, видит ее оборудование и знакомится с системой обслуживания еще до того, как он принял окончательное решение о покупке. Насколько благоприятное впечатление произведет это непосредственное знакомство покупателя с возможностями предприятия, зависит от эффективности организации и управления маркетингом взаимодействия. 

3.Если результат оценки потенциальным покупателем организации и ее услуг был положительным, то это приводит к третьей стадии жизненного цикла — процессу потребления.На этой стадии покупатель на практике видит способности предприятия решать его проблемы и предоставлять ему услуги. От того, будет ли покупатель удовлетворен качеством оказанной услуги или нет, будут ли выполнены данные предприятием обещания или не будут, зависит возможность повторных продаж и создания доброжелательного и благоприятного мнения об организации. Итак, задачей маркетинга на этой стадии является продолжение взаимоотношений с данным потребителем.

Маркетинг взаимодействия не единственная концепция, которой может следовать предприятие. В зависимости от доминирующего вида маркетинговой деятельности, факторов конкурентного преимущества, чувствительности покупателей к изменению цены и уровня интеграции маркетинга для проникновения его идеологии в другие функциональные подразделения организации может использоваться одна из шести приведенных выше концепций маркетинга или их совокупность. 
На Всемирной конференции по маркетингу Филипп Котлерсвоем докладе «Вехи маркетинга за четыре десятилетия», дифференцируя маркетинговую идею, выделил шесть основных концептуальных направлений развития маркетинга: 
маркетинг-микс, концепция жизненного цикла товара, имиджа товара, сегментации рынка, концепция маркетинга, концепция маркетинговых ревизий. 

Концепция маркетинг-микса, которую предложил известный американский экономист Нэйл Боден, представляет собой достаточно разветвленную систему изучения рынка. Н. Боден отмечал, что работники маркетинга идут дальше дилеров, которые занимаются непосредственно продажей товаров, рекламистов, которые рассматривают формирование спроса, в первую очередь, как рекламную функцию. 

Концепцию определения жизненного цикла товара сформулировал Джоэл Дин. Позже Теодор Левит внес в эту концепцию положения, значительно обогатившие ее. С тех пор она претерпела множество усовершенствований и, несмотря ни на что, является предметом постоянных исследований. Основы концепции сориентированы на динамику изменения объемов производства и продаж продукции, а также изменение ценовой политики в зависимости от течения времени. Она определяет пять жизненных циклов товара.

Концепция имиджа товара, которую предложил Сиднэй Леви, впоследствии была заметно расширена Дэвидом Огливи. Эта идея особенно тесно увязана с рекламной ориентацией предприятий и привлекает деятелей паблик релейшнз, так как оправдывает высокие рекламные расходы, необходимые для работы в данной сфере, а именно сфере создания имиджа товара. 

Концепция сегментации рынка была предложена Уэнделом Смитом, который рассматривал ее как стратегию, хотя предполагается возможным взгляд на сегментацию как искусственное расчленение рынка на составляющие части, в соответствии с которым фирма решает, какими сегментами заниматься и как. 

Концепцию маркетинговых ревизий предложил Эйб Шукман. Он отметил, что многие компании умерли, или умирают и не знают об этом. Работу служб маркетинга предприятий делают эффективной периодические маркетинговые ревизии. Они контролируют, насколько стратегия соответствует наилучшему использованию их возможностей. 


20.Классификация организаций в сфере услуг: коммерческие и некоммерческие

http://de.ifmo.ru/bk_netra/image.php?img=Images/Image22.gif&bn=3

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/762/b73fb718d7.jpg

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.


http://www.grandars.ru/images/1/review/id/762/49946e5ea4.jpg


21. Факторы, актуализирующие проблему маркетинга таможенных услуг

В современных условиях необходимость постановки и решения проблемы таможенного маркетинг-менеджмента актуализируют следующие основные факторы:

• комплексная реформа бюджетной системы на основе реализации метода "бюджетирования, ориентированного на результат";

• непосредственное влияние современных рыночных механизмов на идеологию и организацию таможенного администрирования;

• развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД;

• дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере.

Комплексная реформа бюджетной системы. В основе реформирования - переход от идеи "управление по затратам" к идее "управление по результатам".

Суть нового подхода к организации бюджетного сектора соответствует положениям послания Президента России: не расходы ради расходов, а расходы ради достижения конкретных результатов в сферах, где государство более эффективно, чем рыночный сектор. В нашем случае - это таможенное регулирование и контроль в сфере ВЭД.

По замыслу в конечном итоге государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных средств и перейти к принципу оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами.

В отличие от традиционного подхода на первое место здесь выдвигаются планирование и контроль не затрат, а результатов на основе сопоставления тех или иных бюджетных программ, конкуренции программ, контроля (мониторинга) результатов.

Основное условие для внедрения подхода - четкая формулировка целей, функций и задач деятельности государства, создание адекватных органов государственной власти (это услуги, в которых нуждается государство), а также создание системы анализа их эффективности, включая комплекс показателей эффективности (это комплекс показателей эффективности услуг).

Влияние современных рыночных механизмов. Таможенная система непосредственно взаимодействует со сферой российской экономики и, прежде всего, сферой ВЭД, фундаментальную основу функционирования которой составляют современные рыночные механизмы. В таких условиях таможенная система должна адекватно идентифицировать рынок, осознавать свою роль, занять свою нишу на таком рынке, понимать, какой "товар" на таком рынке она предлагает, для кого, кто ее конкуренты и как наиболее эффективно такой товар можно реализовать. Следовательно, такая система в целях эффективного таможенного регулирования и контроля должна адекватно воспринимать природу рынка, обладать как свойствами самообучения, адаптации, самоорганизации и саморазвития, так и механизмами их реализации на практике. Более широко - она должна быть конкурентоспособна на этом рынке.

Развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД. Взаимодействие таможенных институтов с участниками внешнеэкономической деятельности становится важнейшим фактором эффективного выполнения стоящих перед таможенной службой задач по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению национальной безопасности страны.

На современном этапе ФТС России наиболее активно содействует торговле по следующим основным направлениям:

• использование мирового опыта по взаимодействию с бизнесом в таможенном секторе;

• привлечение к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов;

• информирование заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур;

• предоставление участникам ВЭД возможности использования упрощенных таможенных процедур;

• создание специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, и др.

Решение задач по взаимодействию с деловыми кругами целесообразно структурировать и осуществлять на разных уровнях:

• глобальном - изучение норм и правил работы с бизнесом Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций, участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, обмен опытом со странами СНГ, изучение подобной практики ведущих мировых держав;

• интернациональном - получение информации о методах работы ФТС России, встречи с национальными бизнес-структурами как в странах-резидентах, так и в России;

• федеральном - работа с российскими союзами и ассоциациями, крупными компаниями;

• региональном - контроль и содействие работе Консультативных советов при РТУ, решение текущих проблем российских компаний с помощью "горячей линии" ФТС России.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере. Основные направления этого процесса следующие:

• активизация участия таможенной службы России во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе и в таможенных;

• сближение законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в государствах-участниках СНГ;

• расширение практики заключения соглашений об информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными администрациями других стран, прежде всего стран ЕС, СНГ, Китая и Турции.

Необходимо установление более тесных и продуктивных взаимосвязей между таможенными службами стран ЕС и России, участие в реализации концепции общего экономического пространства на основе концепции Общего европейского экономического пространства. Важно дальнейшее формирование единого экономического и таможенного пространства совместно с партнерами по интеграционным образованиям - СНГ, Союзное государство, ЕврАзЭС, в котором формируются условия для завершения построения Таможенного союза. Все это в конечном итоге способствует и задает условия по формированию и структурированию рынка таможенных услуг в глобальном масштабе.


22. Современные условия и направления развития таможенного администрирования

Главными факторами общемирового характера, напрямую влияющими на формирование философии и политики в области таможенного дела, являются устойчивая тенденция интегрирования различных стран мира в политические, экономические союзы и организации, а также тенденция глобализации процессов производства, торговли и финансово-экономических процессов.

Не менее значимыми факторами, определяющими необходимость качественного совершенствования современных таможенных инструментов, траекторию регулирования сферы внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности, являются:

• вступление России в ВТО, создание единого экономического и таможенного пространства стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), завершение построения Таможенного союза;

• реформа государственного управления, определяющая новые институциональные условия таможенного администрирования;

• новая идеология бюджетирования, формулирующая условия создания рынка государственных услуг;

• идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности, ориентирующая таможенную систему на оказание услуг бизнесу во внешнеторговой сфере.

Также существенным фактором, определяющим ареал и динамику процессов в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, становится интенсивная глобальная информатизация. Формирование всемирного информационного пространства, создание глобальных информационных технологий и систем, структурирование информационных потоков и ресурсов, расширение спектра информационных услуг- все это оказывает существенное влияние на мировые экономические тенденции, формирует принципиально новую парадигму таможенного регулирования.

В таких условиях назрела настоятельная необходимость в дальнейшем реформировании института таможенного администрирования, в приведении организационной структуры, процедур и технологий таможенного регулирования и контроля в соответствие с целями и задачами социально-экономической политики и обеспечения безопасности России.

Анализ рекомендаций ВТО, современного зарубежного опыта, существующих тенденций в отечественной практике, разрабатываемых принципов и научных подходов к решению такой задачи позволяет сформулировать основные системные идеи, реализация которых в явном или неявном виде определит стратегическую перспективу развития таможенной службы:

• реализация принципа "единого окна" в процессе таможенного регулирования и контроля;

расширение пространства информационного таможенного контроля до пределов экономических границ России;

• создание и внедрение системы электронного таможенного администрирования (е-администрирования);

• создание единого информационного центра и распределенной сети технологически ориентированных рабочих мест, реализующих таможенную технологию е-администрирования;

• внедрение стандарта управления качеством при реализации процедур и технологий таможенного оформления и контроля (в том числе и е-технологий);

• создание и регулирование рынка таможенных услуг;

• разработка идеологии таможенного администрирования на принципах маркетинг-менеджмента.


23. Структура понятия «таможенная услуга» и системный характер таможенных услуг.

В широком контексте таможенная услуга - это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля.

В более узком понимании таможенная услуга - это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности.

Структура понятия. Общая структура понятия "таможенная услуга", составляющие его элементы и связи графически отображены на рис.

Системный характер таможенных услуг. Таможенная услуга имеет системный характер, поскольку она воздействует на сферу ВЭД непосредственно, целостно, т.е. как на смежную систему. В результате от такого воздействия появляется польза (эффект) системного характера как для государства в целом, так и для сферы ВЭД в частности.

Между объектом и субъектом услуги имеется обратная связь – вектор потребительской полезности. По своей экономической природе - это регулятор, поскольку именно по этой связи, исходя из потребительской полезности субъекта услуги, объект принимает решение о его возможностях и о целесообразности таможенных услуг. По сути, здесь заложен социально-экономический механизм существования субъекта услуги на рынке государственных услуг.

В организационном плане система таможенных услуг иерархична. Основные уровни иерархии - организационные уровни Федерального министерства и Федеральной таможенной службы, уполномоченных в области таможенного дела. Деятельный аспект позволяет выделять функциональные направления в системе таможенных услуг, например, регулирование, фискальный, правовой и информационный контроль и т.п.

Таможенная система, осуществляющая свою деятельность в условиях новой философии таможенного дела и современной рыночной экономики, способна предложить свои услуги как государству, так и отечественному бизнесу. Именно они - основные объекты таможенных услуг, т.е. государство в лице его государственных институтов, структуры бизнеса в лице фирм, компаний, коммерческих банков, брокеров, частные представители в лице участников ВЭД.


24. Элементы теоретической модели таможенных услуг

Для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие базовые условия.

Первое.Глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления

внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему.

Второе.Эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер

тарифного и нетарифного регулирования, но в значительной мере (непосредственно и опосредованно) от качества инструментов администрирования, от уровней технологизации и информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.

Структура теоретической модели.

Вначале дадим определения основным понятиям и раскроем их содержание с целью формализации в

дальнейшем.

Внешнеэкономическая деятельность – это неотъемлемая часть хозяйственных связей и отношений

государства, сложнейшая макроэкономическая сфера, охватывающая различные направления, формы,

методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.

Сфера внешнеэкономической деятельности как объект анализа – это большая, неоднородная,

распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неопределенная макросистема. Ее отличают: сложная структура товарных и финансовых потоков, комбинированный механизм регулирования и самоорганизации, большие объемы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров. В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней представляется информационной моделью внешнеэкономической деятельности, то есть моделью, наиболее полно и адекватно характеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизация, будем использовать соответствующую аббревиатуру – СФТП.

Внешнеэкономическая и таможенная деятельность имеют иерархическую структуру, в рамках которой целесообразно выделить следующие сферы, финансово-товарные и информационные потоки, а также соответствующие механизмы регулирования:

- мировую сферу ВЭД – финансово-товарный поток мировой торговли, общемировой информационный поток внешнеэкономической деятельности, международный (межгосударственный) механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;

- сферу ВЭД государства – финансово-товарный поток внешнеэкономической деятельности

государства, информационный поток внешнеэкономической деятельности

государства – государственный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;

- сферу таможенной деятельности государства – финансово-товарный поток внешнеэкономической

- деятельности государства, информационный поток таможенной деятельности – механизм влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность государства.

Структура теоретической модели таможенного дела, представленная в его деятельном выражении

(через внешнеэкономическую и таможенную деятельность), приведена на рис. В рамках модели

относительно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельности,

соответствующее информационное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимодействия, а также механизмы регулирования ВЭД.

Рис. Структура теоретической модели внешнеэкономической и таможенной деятельности:

СФТП Т - СФТП в сфере таможенной деятельности,

СФТПГ - СФТП государства,

СФТП МТ - СФТП мировой торговли;

R - направление реализации стратегии регулирования ВЭД;

Р - проблемные ситуации в сфере ВЭД;

I - информационно-аналитическое обеспечение;

М - направление интеграции механизмов регулирования ВЭД.

Объектом регулирования является система финансово-товарных потоков в сфере ВЭД (России или мира).

Основное же содержание парадигмы регулирования связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Базу для подготовки таких решений составляют методология системного анализа, информационное и методическое обеспечение соответствующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В дальнейшем определим данную совокупность как информационно-аналитическое обеспечение системного

анализа.

Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена

следующими компонентами: межгосударственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного администрирования), а также их взаимосвязями. Данные механизмы структурированы относительно указанных сфер, а финансово-товарные потоки государства рассматриваются

в составе СФТП мировой торговли.

Связи между механизмами, а также каналы информационно-аналитического взаимодействия разбиваются на три типа:

• связи и каналы, характеризующие ситуацию в сфере внешнеэкономической деятельности (ситуации

мирового Рm, государственного Ps и таможенного Pt уровней);

• связи и каналы, по которым осуществляется согласование (интеграция) механизмов регулирования

внешнеэкономической деятельности: таможенного Mt и государственного Мs с межгосударственным

Мm;

• связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности (от межгосударственного уровня до таможенного с

непосредственным влиянием на СФТП в виде стратегий: общемировой Rm, государственной Rs,

таможенной Rt).

Таким образом, в модели центральным объектом регулирования внешнеэкономической деятельности является система финансовых и товарных потоков. Основное же содержание регулирования – поиск эффективной системы финансово-товарных потоков (системы финансовых потоков) и реструктуризация существующей.


25. Способы классификации таможенных услуг.

Все услуги, предоставляемые заинтересованным лицам, содержат в себе основной перечень действий совершаемых над имуществом, товаром, транспортным средством необходимых для проведения таможенного оформления и контроля.

Виды предоставляемых таможенных услуг:

  1. Услуги, реализующие процесс таможенного оформления

- оформление товаров при прибытии

- оформление внутреннего транспорта, товаров и транспортных средств

- услуги по временному и таможенному хранению товаров

- услуги по оформлению и убытию товаров

- услуги, оказываемые при таможенном декларировании

- услуги по оформлению выпуска товаров

2. Услуги, обеспечивающие эффективную реализацию процесса там оформления

- информирование и консультирование участников ВЭД

- услуги по регистрированию «около-таможенной» деятельности

- образовательные услуги для работников таможенной службы


Критерии классификации таможенных услуг:

  1. По объекту:

- таможенные услуги: гос услуги и сопутствующие там «очистке»

- «около-таможенные» услуги

2. По субъекту

- общественные

- частные

3. По ценовому признаку

- платные

- бесплатные

4. По характеру отношений

- услуги рыночного характера

- услуги нерыночного характера

В настоящее время на рынке работают огромное количество фирм и компаний, оказывающих различные виды таможенных услуг. В большинстве случаев они называют себя брокерами. Создан целый реестр таможенных брокеров.

Основными видами таможенных услуг считаются: таможенное оформление грузов, перевозка грузов из любой точки мира до склада заказчика, хранение и сортировка грузов, оформление сертификатов, консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности, экспедирование и складские услуги.

Таможенное оформление грузовподразумевает взаимодействие с таможенными органами и предоставление необходимых юридических услуг в рамках осуществляемой сделки. Как правило таможенной оформление грузов включает в себя несколько процедур. Здесь осуществляют подготовку документации, требуемую для оформления таможенной декларации, а также документации, в том числе в электронном виде, для прохождения таможенных процедур. Кроме этого предоставляются услуги по декларированию продукции и средств транспорта. Также обеспечивается помощь в предоставлении органу таможни документации и дополнительной информации, требуемой для прохождения таможенных услуг. Таможенное оформления также включает предъявление декларируемой продукции и средств транспорта таможенным органам, уплату платежей, связанных с таможенными процедурами, предоставляются услуги по классификации продукции по ТН ВЭД, калькуляция суммы таможенных платежей и представление интересов клиента в таможне.

Важной услугой является подготовка и оформление сертификатов, поскольку сертификация продукции обязательна и контролируется и регулируется соответствующими законами. Обычно таможенные брокеры предоставляют стандартные перечень услуг по оформлению сертификатов. К ним относится оформление сертификата происхождения, санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификация продукции в соответствии с ГОСТ, отказное письмо ВНИИС4 и заключение по озоноразрушающим веществам.

Экспедирование и складские услугивключают в себя кроме стандартного набора услуг также транспортировку опасных, режимных, крупногабаритных грузов и доставку в труднодоступные районы страны.


26. Таможенная система как система таможенных услуг

Совершение сделок, связанных с ввозом или вывозом товаров, всегда сопровождается необходимостью таможенного оформления и прохождением процедуры таможенной очистки.

В результате этого, таможенная система как система таможенных услуг – это система, включающая в себя полный набор услуг по таможенному оформлению и таможенной очистки грузов.

Таможенная очистка— это процесс оформления таможенных и иных документов, в результате которого груз, прибывший из-за границы, получает законное основание находиться и быть реализованным в России.

При прохождении груза через границы могут возникнуть значительные сложности, связанные с таможенной очисткой, т.к. при ее проведении необходимо учесть сотни нюансов, требующих достаточно много времени и усилий и оформить множество различных документов, чтобы правильно провести таможенную очистку ввозимых грузов. Причем даже незначительная неточность в оформлении может привести к потере денег и драгоценного времени.

Система таможенных услуг помимо подготовки документов также включает в себя расчета таможенных пошлин, точного определения таможенной стоимости, оценки рисков.

Система таможенных услуг включает в себя 2 этапа: подготовительный этап и сам процесс таможенной очистки.

Таможенный брокер на предварительном этапе проводит анализ документации, подготовленной для таможенной очистки, определяет коды ТН ВЭД. Данные коды являются специальным классификатором товаров, применяемым таможенными органами для точной и четкой идентификации груза. Также таможенный брокер, в рамках данного этапа, получает недостающие сертификаты, которые подтверждают соответствие грузов, рассчитывает размер таможенной пошлины и подготавливает документы к самому процессу таможенной очистки.

После выполнения всех процедур подготовительного этапа, таможенный представитель, являясь уполномоченным лицом своего заказчика, представляет его в таможенных структурах. Брокер занимается оплатой таможенных сборов, рассчитывает налоги и сборы, составляет необходимые внешнеэкономические контракты и оформляет транспортную документацию. В независимости от этапов таможенной очистки, система таможенных услуг предполагает постоянный контроль корректности оформления необходимых документов.

Часто таможенному брокеру приходится заниматься необходимым лицензированием и сертификацией, так как заказчик не позаботился об этом заранее, до ввоза товара на территорию РФ.

Система таможенных услуг должна подчиняться следующим условиям:

- обеспечение высокой оперативности, надежности и полноты контроля всего внешнеторгового процесса;

- налаживание четкой кооперации и координации деятельности всех участников, принимающих участие во внешнеторговом процессе;

- установление правильной соподчиненности органов управления и обеспечение высокой эффективности услуг.


27. Место, роль и проблемы маркетинга в сфере таможенных услуг

Политика таможенного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности должна формироваться как с учетом перспектив развития страны, так и с учетом стратегических интересов современного российского бизнеса. Реализация такой идеологии на текущем историческом этапе замыкается на решении целого ряда системных проблем. Главными среди них являются проблемы:

Проблемы организационного характера.Целесообразно создать иерархическую организационную систему (институт) государственных таможенных услуг в сфере ВЭД как общегосударственного уровня, так и уровня таможенных органов. При этом, если на высшем уровне должна формироваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качественной и эффективной реализации.

Проблемы функционально-технологического характера.Проведенный анализ позволяет определить те уровни и основные направления, по которым можно формировать систему таможенных услуг:

• методический уровень (выбор мер тарифного и нетарифного регулирования, оптимизация структуры таможенных режимов);

• функциональный уровень (определение услуг, предоставляемых в процессе реализации экономической, правоохранительной, информационной и других системообразующих таможенных функций);

• процедурный уровень (определение услуг, непосредственно предоставляемых в процессе реализации процедур таможенного оформления, исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, таможенного контроля в целом);

• технологический уровень (определение услуг, связанных с упрощением таможенных технологий, с изменением условий и форм контроля, с управлением таможенными рисками, с широким внедрением информационных технологий в практику взаимодействия таможни и участников ВЭД).

Проблемы научно-прикладного характера.Необходимо отметить, что все рассматриваемые проблемы, несмотря на их особую актуальность и значимость в научном плане, разработаны и исследованы недостаточно. Не в полной мере сложилась система понятий, определяющая и объединяющая механизмы, процедуры и средства содействия участникам ВЭД, систему таможенных услуг, условия и эффективность воздействия такой системы на сферу внешнеторговой деятельности и многие другие вопросы.

Для формирования результативной сбалансированной таможенной системы и эффективного продвижения ее на рынке таможенных услуг необходимо:

• определить конкурентную нишу таможенных услуг (как в секторе государственных, так и в секторе частных услуг);

• определить внутренние сильные и слабые стороны существующей таможенной системы, а также имеющиеся внешние возможности и угрозы в процессе реализации идеологии содействия бизнесу таможенными методами;

• разработать стратегию создания и продвижения таможенных услуг как логически последовательную и интегрированную схему принятия решений;

• модернизировать таможенную систему в контексте новой идеологии с учетом ее развития в условиях происходящих стратегических изменений;

• создать логически стройную, дифференцированную по организационным уровням подсистему управления таможенными услугами – систему маркетинга в сфере таможенных услуг;

• определить критерии и способы оценки социальных, социально-экономических и экономических выгод от развития таможенной системы как системы услуг.


28. Институализация системы таможенного маркетинга

Институализация– процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, привидения их в систему, ориентированную на удовлетворение некоторых важнейших общественных потребностей.

Институционализация- превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Политика таможенного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности должна формироваться как с учетом перспектив развития страны, так и с учетом стратегических интересов современного российского бизнеса. Реализация такой идеологии на текущем этапе замыкается на решении целого ряда проблем. Основной проблемой является проблема институализации системы таможенного маркетинга.

Целесообразно создать иерархическую организационную систему (институт) государственных таможенных услуг в сфере ВЭД как общегосударственного уровня, так и уровня таможенных органов. При этом, если на высшем уровне должна формироваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качественной и эффективной реализации.

Для формирования результативной сбалансированной таможенной системы и эффективного продвижения ее на рынке таможенных услуг необходимо:

• определить конкурентную нишу таможенных услуг (как в секторе государственных, так и в секторе частных услуг);

• определить внутренние сильные и слабые стороны существующей таможенной системы, а также имеющиеся внешние возможности и угрозы в процессе реализации идеологии содействия бизнесу таможенными методами;

• разработать стратегию создания и продвижения таможенных услуг как логически последовательную и интегрированную схему принятия решений;

• модернизировать таможенную систему в контексте новой идеологии с учетом ее развития в условиях происходящих стратегических изменений;

• создать логически стройную, дифференцированную по организационным уровням подсистему управления таможенными услугами – систему маркетинга в сфере таможенных услуг;

• определить критерии и способы оценки социальных, социально-экономических и экономических выгод от развития таможенной системы как системы услуг.

В стратегической перспективе конечной целью создания, функционирования и развития системы таможенных услуг является эффективное согласование всей таможенной деятельности с законами существования и развития рынка без снижения качества таможенного контроля. Несомненно, что в достижении такой цели заинтересовано государство, участники ВЭД и сами таможенники.

upw.deutsch-service.ru
  • Карта сайта