XREFF.RU


Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности...

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности...

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Объект и предмет специальной педагогики

Объектспециальной педагогики — специальное образование лиц с отклонениями в развитии Предметспециальной педагогики — теория и практика специального образования

Структура специальной педагогики

  1. дошкольная;

  2. школьная;

  3. специальная педагогика взрослых.

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психическийнедостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

  1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;

  2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;

  3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;

  4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;

  5. Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.

Основные принципы специальной педагогики как науки

  1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.

  2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

  3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.

  4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.

  5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.

  6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цельспециальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачиспециальной педагогики:

  1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

  2. определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;

  3. определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;

  4. изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;

  5. разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;

  6. изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;

  7. исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

Разделы специальной педагогики

  1. Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).

  2. Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).

  3. Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.

  4. Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.


Связь с другими науками:

  1. Педагогика — наука о законах воспитания и образования детей и взрослых.

  2. Психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.

  3. Физиология — комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.

  4. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

  5. Специальная психология — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.

  6. Социология — наука об обществе.

  7. Невропатология — наука об органических и функциональных болезнях нервной системы.

  8. Патологическая анатомия — наука, изучающая отклонения в строении организма.

  9. Патофизиология — наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов.

  10. Общая и Медицинская генетика — наука о законах наследственности и наследственных заболевания.

  11. Психопатология — наука, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.

  12. Детская психиатрия  — наука, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте.

  13. Отоларингология — наука о заболеваниях уха, носа, горла.

  14. Офтальмология — наука о заболеваниях органов зрения.

  15. Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга.

Дефектоло́гия(от лат. defectus— недостаток и греч.λόγος— учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

История дефектологии в России и СССР

Основные разделы, методы и изучаемые проблемы

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики(сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии(сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССРи постперестроечной Россииглавным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР(НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики(логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог— специалист в области дефектологии.

Основные подразделы дефектологии




  • Карта сайта