Положение о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном...

Положение о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном...

Положение о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном...

УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета

от «___» ________ 2013 г. № __



Положение о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»


I. Общие положения

1. Настоящее Положение о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская юридическая академия» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 г.), а также Уставом и иными локальными нормативными актами частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская юридическая академия» (далее – Академия).

2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры (далее вместе – образовательные программы), формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

3. Практика обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (далее – обучающиеся), является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – образовательная программа). Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

4. Цели и объемы практики (трудоемкость практики в зачетных единицах, часах), а также требования к формируемым компетенциям и результатам обучения при прохождении практики (умениям, навыкам, компетенциям, опыту деятельности) определяются образовательной программой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) высшего образования (далее – образовательный стандарт).

5. Программы практик разрабатываются выпускающими кафедрами на основе образовательного стандарта и являются составной частью образовательной программы, оформляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению. Программы практик утверждаются председателем методического совета Академии.

6. Для инвалидов I, II, III групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается Академией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.


II. Виды практики, формы и способы их организации

7. Основными видами практики обучающихся, осваивающих образовательные программы, являются:

– для программ бакалавриата по направлениям подготовки 030900 Юриспруденция, 080100 Экономика, 080200 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление – учебная и производственная практики;

– для программы магистратуры по направлению подготовки 030900 Юриспруденция – учебная и производственная практики, которые могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практики, юридическое консультирование;

– для программ специалитета, реализуемым в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования до завершения их реализации, по специальностям:

030501 – Юриспруденция – производственная и преддипломная практики;

080105 Финансы и кредит – преддипломная производственная практика;

080107 Налоги и налогообложение – производственно-преддипломная практика;

080504 – «Государственное и муниципальное управление», 080507 – «Менеджмент организации» – учебно-ознакомительная, экономическая и практика менеджмента, преддипломная практики.

8. Учебные практики могут быть реализованы в формах: ознакомительная практика в организациях любых организационно-правовых форм, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, научно-исследовательская работа, клиническая практика, исполнительская практика и других формах по усмотрению Академии.

Производственные и преддипломные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, клиническая практика, педагогическая практика, исполнительская практика и других формах по усмотрению Академии.

Каждый вид практики может проводиться в нескольких формах.

9. По способу проведения практики, как правило, являются стационарными и проводятся в структурных подразделениях Академии или на предприятиях (в учреждениях, организациях), расположенных на территории г. Омска и Омской области.

Выездная практика, связанная с необходимостью направления обучающихся к местам проведения практик, расположенных за пределами г. Омска и Омской области, Академией проводится в исключительных случаях. Решение о необходимости проведения выездной практики принимается первым проректором Академии.

10. Практики могут осуществляться следующими способами:

непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных образовательной программой;

дискретно по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного учебного времени для проведения отдельно каждого вида практики, предусмотренного образовательной программой;

дискретно по периодам практик – путем чередования в календарном учебном графике периода учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

В случае реализации практики непрерывно или дискретно трудоемкость одной недели практики не может превышать 1,5 зачетных единицы (54 часа).

11. Виды практики, общая трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения, а также способы организации проведения практики определяются учебным планом и календарным учебным графиком по каждой образовательной программе, реализуемой Академией.

12. Формы и способы проведения практик определяется программой практики в соответствии с образовательным стандартом.


III. Организация практики

13. Требования к организации практики определяются образовательной программой и образовательным стандартом.

Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения обучающимися программ теоретического и практического обучения.

14. Учебная, производственная и преддипломная практики осуществляются на базе организаций, учреждений, предприятий (далее вместе – организация) независимо от их организационно-правовых форм и(или) структурных подразделений организаций, осуществляющих деятельность, соответствующую области и(или) объектам, и(или) видам профессиональной деятельности, указанным в образовательном стандарте.

15. Учебная, производственная и преддипломная практики, проводимые в организациях, осуществляются на основе договоров о сотрудничестве между Академией и организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (приложение 2).

16. В случаях, предусмотренных образовательным стандартом, учебная и производственная практики могут быть организованы непосредственно в Академии (ее структурных подразделениях).

17. Сроки проведения практик устанавливаются Академией в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком и с учетом требований образовательного стандарта.

18. До начала любого вида практики Академия проводит с обучающимися организационные собрания по вопросам организации и прохождения практики.

19. Обучающиеся в обязательном порядке обеспечиваются программами практики.

20. Ответственными лицами за организацию и проведение практики обучающихся являются:

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, специальности 030501 – Юриспруденция – первый проректор Академии, руководитель юридической клиники Академии;

по направлениям подготовки 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 081100.62 Государственное и муниципальное управление, специальностям 080105 – Финансы и кредит, 080107 – Налоги и налогообложение, 080504 – Государственное и муниципальное управление, 080507 Менеджмент организации – директор института экономики и управления;

по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция – заведующие соответствующими кафедрами Академии.

21. Для руководства практикой, проводимой в структурных подразделениях Академии (на кафедрах, в юридической клинике и др.), назначается руководитель (руководители) практики из числа преподавателей соответствующей кафедры.

22. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначаются руководитель (руководители) практики от Академии и руководитель (руководители) от организации.

23. Ответственные лица за организацию и проведение практики обучающихся:

ведут переговоры с организациями по вопросам проведения практик обучающихся в г. Омске и Омской области;

осуществляют подготовку проектов договоров (соглашений) о сотрудничестве между Академией и организациями для последующего их подписания сторонами;

распределяют места практики в г. Омске и Омской области;

осуществляют подготовку и рассылку писем в соответствующие организации о направлении обучающихся Академии на практику;

организуют перед практикой совместно с кафедрами консультации с обучающимися (как групповые, так и индивидуальные);

определяют время и место организационных собраний, проводят организационные собрания с обучающимися по вопросам о порядке прохождения практики;

анализируют сведения о прохождении обучающимися практики, полученные от администрации организаций, являющихся базами практик, в целях совершенствования практической подготовки обучающихся;

анализируют информацию, полученную от обучающихся, о качестве проведения практики в организациях, в целях повышения качества организации практики;

организуют промежуточную аттестацию по итогам практики;

осуществляют контроль и анализ итогов практики.

24. Руководители практики от Академии:

устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочий график (план) проведения практики;

разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

принимают участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение обучающимися правил техники безопасности;

осуществляют контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям образовательного стандарта;

оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе;

оценивают результаты выполнения обучающимися программы практики.

25. Руководитель практики от организации:

предоставляет обучающимся рабочие места, обеспечивающие выполнение всех требований программы практики;

подбирает опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики в организации;

создает условия для приобретения обучающимися в период прохождения практики необходимых практических навыков и умений по профилю подготовки;

проводит инструктаж по охране труда;

организует консультации с ведущими специалистами организации при появлении у обучающихся вопросов, связанных с деятельностью соответствующих отделов и служб;

контролирует работу обучающихся в период практики и соблюдение ими трудовой дисциплины;

проверяет отчет и дает письменную характеристику и отзыв каждому практиканту.

26. Непосредственный руководитель практики от организации:

осуществляет непосредственное руководство работой обучающихся в период практики;

осуществляет постоянный контроль за практикой обучающихся, прививает им практические навыки и умения, формирует компетенции обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

помогает обучающимся освоить организацию и планирование работы, правильное составление документов, консультирует по вопросам профессиональной деятельности;

систематически проверяет выполнение заданий практикантом, проектов документов, ведение дневника (плана) практики;

оказывает помощь в подборе материала для подготовки выпускной квалификационной работы.

27. Учебное управление Академии:

разрабатывает локальные нормативные акты Академии по вопросам организации и проведения практики;

осуществляет контроль за подготовкой кафедрами программ практик и методических указаний по проведению практики, предложений по кандидатурам руководителей практики;

разрабатывает совместно с кафедрами формы документов отчетности по итогам практики (дневник практики, план практики, отчет по практике и т.п.);

обеспечивает обучающихся программами практик;

составляет списки обучающихся для их распределения по местам практик с указанием направления подготовки (специальности), профиля подготовки (специализации), места жительства обучаемого, контактного телефона, предложений по месту практики;

готовит проекты приказов о направлении обучающихся на практику;

осуществляет контроль за выходом обучающихся на места практики;

готовит ведомости для промежуточной аттестации по итогам практики;

осуществляет контроль за ликвидацией академической задолженности по итогам прохождения практики.

28. Обучающиеся при прохождении практики обязаны:

явиться на место практики в установленный срок;

полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

соблюдать все указания руководителя практики;

не разглашать охраняемую законом тайну, сведения о которой стали известны обучающимся при прохождении практики;

четко, правильно и оперативно оформлять всю документацию в ходе работы;

вести дневник практики;

проявлять максимум самостоятельности при выполнении плана практики;

обработать собранный материал и оформить его в виде отчета;

представить руководителю практики письменный отчет о выполнении заданий.

29. При наличии в организации вакантных должностей обучающиеся могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

На весь период прохождения практики на обучающихся распространяются правила охраны труда, а также внутренний трудовой распорядок, действующий в организации.

Несчастные случаи, произошедшие с обучающимися, проходящими практику в организации, расследуются и учитываются в соответствии со статьёй 227 Трудового кодекса Российской Федерации.

Допускается заключение с обучающимися, проходящими практику, гражданско-правового договора (договора подряда или оказания услуг) без их зачисления в штат организации.

30. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью на предприятиях, в учреждениях и организациях, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики в организациях по месту трудовой деятельности, в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных организациях, соответствует требованиям к содержанию практики.

Обучающиеся представляют в учебное управление гарантийное письмо от руководителя организации о предоставлении места прохождения практики и обеспечении требований к содержанию практики.

31. Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении практики определяется статьями 91 и 92 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет:

для обучающихся в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;

для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;

для обучающихся в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.

32. Форма и вид отчетности обучающихся о прохождении практики определяются ее программой с учётом требований образовательного стандарта.

33. Обучающиеся направляются на практику приказом ректора Академии или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.

34. Обучающимся, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению аттестационной комиссии Академии может быть зачтена учебная практика. На производственную, преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

35. Перезачет учебной практики осуществляется на основании заявления обучающегося и в случаях, если обучающийся на момент предоставления документов в аттестационную комиссию Академии:

работает по профилю подготовки не менее одного месяца;

ранее занимал должность по профилю подготовки не менее одного месяца и с момента оставления должности прошло не более одного года;

работает не профилю подготовки, но должностные обязанности которого связаны с выполнением работы по профилю подготовки;

имеет среднее профессиональное образование соответствующего профиля.

36. Результаты промежуточной аттестации по практике учитываются при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

37. Обучающиеся, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану.

Обучающиеся, не выполнившие программы практик без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть отчислены из Академии как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов и предоставления академических отпусков, утвержденного Ученым советом Академии от 24 сентября 2012 г. (протокол № 1).

38. В период прохождения практики за обучающимися, получающими предусмотренные законодательством Российской Федерации стипендии, независимо от получения ими денежных средств по месту прохождения практики сохраняется право на получение указанных стипендий.


V. Аттестация по итогам практики

39. Аттестация по итогам практики предусматривает в обязательном порядке:

наличие плана и дневника практики, письменный отчет обучающегося – по итогам учебной практики;

наличие дневника и плана практики, характеристика с места практики, отзыв руководителя практики об уровне знаний и квалификации обучающегося, письменный отчет обучающегося, проекты (копии) подготовленных обучающимся документов – по итогам производственной, преддипломной практик.

40. Материалы практики подшиваются, составляется опись, все страницы нумеруются. Требования к оформлению документов по итогам практики определяются ее программой.

40.1. Отчет о прохождении практики состоит из разделов, соответствующих содержанию программы практики. Каждый раздел отчета должен содержать сведения о выполненной работе, приобретенных знаниях и навыках. В отчете обязательно указываются: место прохождения, длительность практики; описание проделанной работы по программе практики, выполнение индивидуальных или групповых заданий, анализ изученных документов и подобранных материалов; изложение вопросов, которые возникли в процессе прохождения практики; личное суждение обучающегося о деятельности организации – месте прохождения практики. Отчет подписывается обучающимся и руководителем практики от организации.

40.2. План практики является индивидуальным для каждого обучающегося и составляется совместно с руководителями практики на основе баланса времени и с учетом особенностей базы практики, вида практики и ее содержания. План практики с отметками о полноте и уровне его выполнения подписывается обучающимся и руководителем практики.

40.3. Дневник практики заполняется обучающимися ежедневно. В нем указываются все виды работ, выполняемых обучающимися в период практики в соответствии с планом практики. Дневник подписывается обучающимся и руководителем практики от организации.

40.4. Характеристика заверяется подписью руководителя и печатью организации. В ней отражается умение обучающегося применять полученные в период обучения теоретические знания, объем выполнения программы практики, имеющиеся недостатки в теоретической подготовке обучающегося, оценка работы практиканта в целом.

40.5. В отзыве руководителя практики указывается степень достижения цели практики и выполнение поставленных перед практикантом задач; общая оценка умения практиканта выполнять поставленные задачи; степень самостоятельности выполненной работы и способность практиканта к профессиональной деятельности; соответствие деятельности практиканта общим требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей области и(или) объектам деятельности, видам профессиональной деятельности; степень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, навыков и умений, предусмотренных образовательной программой и образовательным стандартом; вывод о положительной оценке. Отзыв заверяется подписью руководителя и печатью организации.

41. Документы, прилагаемые к отчету, выполняются на бланках, а в случае отсутствия специальных бланков, на листах формата А4 с соблюдением требований закона, предъявляемых к соответствующим документам. В представляемых документах не должно содержаться сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую, личную тайну, а также иных сведений, не относящихся к предмету изучения и не входящих в программу практики обучающихся.

42. Если за время практики какие-либо действия, предусмотренные программой, не производились, обучающиеся должны ознакомиться с ними по архивным делам. В этом случае обучающимся разрешается представить копии необходимых документов. В отчете в этом случае должно быть указано, по какой причине прилагаются копии, а не проекты документов. Копирование документов допустимо только с разрешения руководителя практики от организации.

43. Аттестация по итогам практики проводится в форме предусмотренной учебным планом по соответствующей образовательной программе.

44. По результатам аттестации обучающемуся выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

45. При аттестации итогов практики учитываются: объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, характеристика, отзыв руководителя практики. Обучающийся должен быть готов продемонстрировать общекультурные и профессиональные компетенции, умения и навыки, приобретенные им в период практики.

46. Неудовлетворительная оценка по практике выставляется в тех случаях, когда обучающийся не выполнил программу практики, не представил отчет о прохождении практики и иные предусмотренные программой документы или в том случае, если обучающемуся по месту прохождения практики дана отрицательная характеристика или отзыв.


Приложение 1 к Положению о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская юридическая академия»

Образец титульного листа программы практики


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»



ОДОБРЕНО

на заседании кафедры ______________,

протокол от _____________ г. № ____


Зав. кафедрой _____________________

наименование кафедры

_____________________ И. О. Фамилия

«_____»_____________________ 201_ г.


УТВЕРЖДЕНО

на заседании Методического совета,

протокол от __________ № ___


Председатель Методического совета, первый проректор

_______________ М. Э. Романовский

«_____»___________________ 201_ г.




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(указывается вид практики по учебному плану, например: здесь и далее – учебная)


Направление подготовки



Квалификация (степень) выпускника



Профиль подготовки




Форма обучения


(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)


Семестр

Трудоем-кость, час. (ЗЕ)

Лекций,

час.

Практич. занятий,

час.

Лаборат. работ,

час.

СРС,

час.

Форма промежуточной аттестации















Итого








Уважаемые преподаватели,

текст приведенный курсивом адресован разработчику программы практики и НЕ включается в текст готовой программы.


г. Омск, 2013 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Разделы программы учебной практики

  1. Цели учебной практики.

  2. Задачи учебной практики.

  3. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы.

  4. Формы проведения учебной практики.

  5. Место и время проведения учебной практики.

  6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.

  7. Структура и содержание учебной практики.

  8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике.

  9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике.

  10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

  11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

  12. Материально-техническое обеспечение учебной практики.


Приложения к программе учебной практики

  1. Аннотация программы учебной практики.

  2. Оценочные средства и методики их применения.

  3. Образцы документов (отчет по практике, дневник по практике, характеристика с места практики, отзыв руководителя практики).

  4. и т.д.



Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки _____________________(квалификация (степень) __________), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» ________ г. № ____.


Программу составили:

Ф.И.О., должность, ученое звание, степень, подпись;

Ф.И.О., должность, ученое звание, степень, подпись.


Эксперты:

Ф.И.О., должность, место работы, ученое звание, степень, подпись;

Ф.И.О., должность, место работы, ученое звание, степень, подпись.

(представители работодателей и/или академических сообществ, не менее 2-х представителей)










  1. Цели учебной практики __________________________________

Целями учебной практики являются:

(Указываются цели учебной практики, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО), направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.

Целью учебной практики может являться:

закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин (указать каких);

развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;

ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;

изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;

освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов;

принятие участия в конкретном производственном процессе или исследованиях;

усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах и т.д.).


  1. Задачи учебной практики _______________________________________

Задачами учебной практики являются:

(Указываются конкретные задачи учебной практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности).


  1. Место учебной практики в структуре ООП _______________________

(Указываются часть образовательной программы (базовая, вариативная), циклы (разделы) ООП, к которым относится практика.

Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи данной практики с другими частями ООП.

Указываются требования к результатам обучения, необходимым для прохождения практики и приобретаемым в результате освоения предшествующих частей ООП, освоение которых должно предшествовать прохождению данной практики.

Указываются дисциплины и практики, для освоения которых необходимы результаты обучения, достигаемые при прохождении данной практики).

4. Формы проведения учебной практики_____________________________

(Указываются формы проведения практики. Например, ознакомительная практика в организациях любых организационно-правовых форм, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, научно-исследовательская работа, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая практика, юридическое консультирование, научно-исследовательская практика и др.).


5. Место и время проведения учебной практики ______________________

(Указывается место проведения практики с учетом профиля подготовки, объект, организация и т.д. Указывается количество недель по учебному плану, отведенных на практику, семестр, время проведения практики (ежедневно/2 дня в неделю и т.п.).


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики ______________________________________________________

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

общекультурные

ОК-… (наименование)

ОК-… (наименование)

профессиональные

ПК-… (наименование)

ПК-… (наименование)

В результате прохождения практики обучающийся должен:

Знать:

на уровне представлений: … (перечислить)

на уровне воспроизведения: …(перечислить)

на уровне понимания: … (перечислить)

Уметь:

на теоретическом уровне…(перечислить)

на практическом уровне …(перечислить)

Владеть:

(перечислить)


(Планируемые результаты обучения оформляются в форме матрицы соответствия планируемых результатов обучения при прохождении практики и планируемых результатов освоения ООП).


7. Структура и содержание учебной практики ________________________

Общая трудоемкость учебной практики составляет ______ зачетных единиц, ______ часов.


7.1. Структура учебной практики.


п/п

Раздел (этап) практики

(Указываются разделы (этапы) учебной практики. Например: подготовительный этап, включая инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.

Разделом практики может являться научно-исследовательская работа студентов)

Вид учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1





2










Примечание: к видам учебной работы, выполняемым как под руководством преподавателя, так и самостоятельно в период прохождения учебной практики, могут быть отнесены: ведение конспекта лекций; инструктаж по технике безопасности; изучение теоретического материала; сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала; изучение структуры организации, взаимосвязи ее подразделений; наблюдения, измерения; подготовка к выполнению индивидуального занятия (практической работы); ведение дневника практики; оформление отчета по практике и др.).


7.2. Содержание учебной практики.

Например,

Вводный инструктаж

Описывается место, время и организационная форма проведения вводного инструктажа.

Индивидуальное задание / практические работы

Приводится:

а) цель выполняемых работ, выраженная через результаты образования (…выполнение индивидуального задания имеет своей целью формирование представления о …, умений …, навыков …); (…практические работы имеют своей целью формирование умений …, навыков…);

б) указываются компетенции, на формирование которых направлен данный вид работ (из представленных в п.6. настоящей программы);

в) приводится перечень выполняемых работ.

Лекции / экскурсии

Приводится:

а) цель занятий, выраженная через результаты образования (…лекции имеют своей целью формирование представления о …, …); (…экскурсии имеют своей целью формирование представления о …, …);

б) указываются компетенции, на формирование которых направлен данный вид занятий (из представленных в п.6. настоящей программы);

в) приводится перечень лекций / экскурсий;

и т.п.

  1. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике_______________________________________________________________

(Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на учебной практике, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем).


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике __________________________________________

(Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно).


  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).


п/п

Форма контроля

Коды компетенций

Срок сдачи

1


ОК-3, …


2











(Указываются формы отчетности по итогам практики (текущий контроль: фиксация посещений лекций и экскурсий; ведение конспекта лекций и экскурсий; выполнение индивидуальных заданий / практических работ;составление отчета; промежуточный контроль по окончании практики: защита отчета; зачет с оценкой и др. формы аттестации. Указывается время проведения аттестации).


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

а) основная литература:

Перечень рекомендованной к обязательному изучению основной учебной литературы представляет собой библиографический список печатных и электронных изданий не более чем из 3-5 наименований учебников и учебных пособий (в т.ч. содержит не менее 1 учебника), составленный в соответствии с требованиями ГОСТ. В данный перечень включается только та литература, которая требует обязательного ознакомления с ней студентов и представлена в необходимом количестве экземпляров в библиотеке академии (не менее 25 экземпляров на 100 студентов), изданная за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет). Вся указанная в данном списке литература должна иметь гриф.

б) дополнительная литература: _________________________________________

Перечень дополнительной литературы рассчитан для углубленного изучения студентами материала и расширения их кругозора в конкретной предметной области. При этом указывается литература, содержащая материал, дополнительный к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения материала.

Он представляет собой библиографический список печатных и электронных изданий не более чем из 10 наименований литературы (учебники, учебные пособия, практикумы, атласы, справочники, словари, монографии, руководства, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания и др.), имеющиеся в библиотеке академии из расчёта 1-2 экземпляра на каждые 100 студентов. Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

В перечень литературы также включаются учебники, учебные и учебно-методические пособия, включая методические указания по организации самостоятельной работы студента (в т.ч. в электронном виде),подготовленные сотрудниками кафедры в случае, если они представлены в библиотеке академии.


в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: _______________________________________________________________


  1. Материально-техническое обеспечение учебной практики.

(Указывается материально-техническое обеспечение для конкретного вида практики.

Например:

Индивидуальное задание / Практические работы:

а) компьютерный класс, оснащенный презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …), пакетами ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, …), специализированным ПО: …, выходом в Интернет с доступом к электронным базам данных и т.п.;

б) лаборатория ____ (наименование), оснащенная _____ (перечислить основное лабораторное оборудование) и т.д.;

в) производственный участок _________ (наименование), оснащенный (перечислить основное производственное оборудование) и т.д.

Лекции / экскурсии:

а) комплект электронных презентаций/слайдов;

б) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …) и соответствующим программным обеспечением (ПО) и т.п.;

в) специализированные демонстрационные стенды____________ (наименование) и установки _____________ (наименование) и т.п.).

























Приложение 1 к программе ____________ практики


Аннотация программы _________ практики

(Наименование практики) практика является частью основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки _____. Практика реализуется на ____ факультете _____(название вуза) кафедрой (кафедрами) _____.

Местом проведения практики является ________ (название предприятия / организации / структурного подразделения Академии). Практика проводится в течение двух недель/ семестра ежедневно/по два дня в неделю.

Содержание практики охватывает круг вопросов, связанных с (охарактеризовать предметную область).

Практика нацелена на формирование общекультурных компетенций (перечислить), профессиональных компетенций (перечислить) выпускника.

Практика предусматривает следующие формы организации учебного процесса: (практические работы, индивидуальные задания, лекции, экскурсии, семинары и пр.).

Программой практики предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме ____ и промежуточный контроль в форме ____.

Общая трудоемкость практики составляет ____ зачетных единиц, ____ часов.

Приложение 2 к программе ______________ практики


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ


В данном разделе разъясняются методы и средства оценивания уровня подготовки по практике.

По каждой форме контроля указываются критерии оценивания.

Например:

Оценивание уровня учебных достижений студента осуществляется в виде текущего и промежуточного контроля в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов Омской юридической академии.

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения, достигаемые в процессе прохождения практики, включают в себя (если есть, перечислить, указать, где находятся, например):

– комплект типовых индивидуальных заданий – xxxшт., приведены в Методических рекомендациях по организации и проведению практики студентов, программе практики и др.;

и т.д.

Критерии оценивания

В данном разделе указываются критерии оценивания результатов выполнения этапов практики. Например, критерии оценивания защиты отчета по практике могут быть следующие:

Защита отчета по практике

Презентация результатов прохождения практики (если предусмотрено программой):
















































Приложение 3 к программе ______________ практики


Образцы документов по итогам практики


Рекомендуемая последовательность представления документов при сдаче отчета по практике:

  1. Титульный лист.

  2. План практики.

  3. Дневник по практике.

  4. Характеристика с места практики.

  5. Отзыв руководителя практики.

  6. Непосредственно отчет по практике.

  7. Приложения.


Образец титульного листа отчета по практике


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»







ОТЧЕТ

о прохождении _____________ практики

(указать вид практики)

студента _________________________________, ________ группы

(Фамилия, Имя и Отчество полностью)


Направление подготовки: ________________________________________

(указать код и наименование направления подготовки)

Профиль: __________________________________________________

(указать наименование профиля подготовки)

Место практики: ____________________________________________

(полное наименование организации – места практики)

Период практики: ___________________________________________

(дата начала и завершения практики)











Омск, 2013


Образец плана практики

Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»



ПЛАН ___________ ПРАКТИКИ

студента ____ группы, обучающегося

по направлению подготовки ____________, профиль ___________________,

_________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента-практиканта)


п/п

Планируемые мероприятия и работы на практике

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1

Например, знакомство с базой практики, изучение основных документов, знакомство с основной работой по профилю подготовки



2

Составление юридических документов в соответствии с профилем подготовки. Составление и проверка различных юридических документов организации



и т.д.





















Подпись обучающегося ________________



Руководитель практики ______________________ ________________________

(подпись) (И. О. Фамилия)






















Образец дневника практики


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»


ДНЕВНИК

прохождения __________ практики

студента ___ группы _____________________________________

(фамилия, имя, отчество студента полностью)

Место прохождения практики_____________________________________________

(полное наименование предприятия, учреждения, организации)

_______________________________________________________________________

Руководитель практики от организации_____________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность)

_______________________________________________________________________


Период прохождения практики с «___»._____.201_ г. по «___»._______.201_ г.


Дата (число, месяц, год)

Краткое описание

выполненной работы

Подпись

руководителя практики
























































Подпись обучающегося ________________


Содержание и объем выполненных работ подтверждаю.


Руководитель практики от организации _______________________________

(должность)

____________ ______________________ ________________________

(дата) (подпись) (И. О. Фамилия)

МП


Образец характеристики с места практики.

Выполняется на бланке организации.




Характеристика

на студента Омской юридической академии

____________________________________________,

(Фамилия, имя, отчество студента)

Студент Омской юридической академии ___________________________ в

(И. О. Фамилия студента)

период с ____ 20__ г. по _____ 20__ г. прошел ________ практику по направлению подготовки ______________________ в _____________________.

(наименование организации)

В период практики выполнял обязанности _________________________


___________________________________________________________________.

Оценка уровня теоретической подготовки, деловых качеств, умения применить полученные знания на практике

















Программа практики выполнена полностью (частично).

В целом работа практиканта ________________________ заслуживает оценки _________________.



Руководитель практики, должность ____________ ____________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

Дата М.П.





Образец отзыва от руководителя практики.

Выполняется на бланке организации.




Отзыв

о прохождении ___________практики

студента Омской юридической академии

____________________________________________,

(Фамилия, имя, отчество студента)

Студент Омской юридической академии ___________________________ в

(И. О. Фамилия студента)

период с ____ 20__ г. по _____ 20__ г. прошел ________ практику по направлению подготовки ______________________ в _____________________.

(наименование организации)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В отзыве рекомендуется кратко и лаконично отразить: степень достижения цели практики и выполнение поставленных перед практикантом задач; общая оценка умения практиканта выполнять поставленные задачи; степень самостоятельности выполненной работы и способность практиканта к профессиональной деятельности; соответствие деятельности практиканта общим требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей области и(или) объектам деятельности, видам профессиональной деятельности; степень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, навыков и умений, предусмотренных образовательной программой и образовательным стандартом; вывод о положительной оценке.




Руководитель организации ____________ ____________________

(подпись) (И. О. Фамилия)


Руководитель практики, должность ____________ ____________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

Дата М.П.


Образец оформления отчета по практике


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»

ОТЧЕТ
о прохождении ___________ практики
студента _____ группы

___________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента-практиканта)


1. Общие сведения о прохождении практики.

1.1. Практику проходил в период с «___»_______ по «___»____________ 201_ г.

в _____________________________________________________________________

(наименование организации (ее структурного подразделения), должности)

_______________________________________________________________________


1.2. Руководство практикой осуществлял _________________________________

(должность, И. О. Фамилия руководителя практики)

_______________________________________________________________________

2. Сведения о месте прохождения практики.

2.1. Полномочия органа, функции, предмет деятельности организации – места прохождения практики: __________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2.2. Организационная структура:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Нормативная правовая основа деятельности:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Сведения о работе, выполненной в период прохождения практики, о навыках и умениях, приобретенных при ее осуществлении:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Предложения по совершенствованию организации и проведения практики: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Обучающийся ______________ ______________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

Руководитель практики ______________ __________________

(подпись) (И. О. Фамилия)


Образец гарантийного письма от организации.

Выполняется на бланке организации.


Ректору Омской юридической академии

Ю. П. Соловью




Уважаемый Юрий Петрович!


Прошу направить на ________________________ практику в ____________

(указать вид практики: учебную, производственную, преддипломную)

______________________________________________________________________,

(полное наименование организации, учреждения, предприятия)

студента ______ курса _________ группы __________ формы обучения по направлению подготовки _____________________ с «___» _______ по «___» ________ 2013 г.

Гарантирую обеспечение рабочим местом, руководителем практики из числа наиболее квалифицированных сотрудников, а также выполнение программы практики.


Руководитель организации ______________ __________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

Дата М.П.


























Приложение 2 к Положению о практике обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры в частном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская юридическая академия»


Образец типового договора о сотрудничестве


ДОГОВОР № _________

о сотрудничестве частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская юридическая академия» и ______________________________________________________________

(полное наименование организации, предприятия, учреждения)


г. Омск «___» __________ 2013 г.


Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия», именуемое в дальнейшей «Академия», в лице ректора Ю. П. Соловья, с одной стороны, и _______(наименование организации, предприятия, учреждения)_____,именуемое в дальнейшем «(сокращенное наименование, например, Учреждение», в лице ______(должность, И. О. Фамилия руководителя)___, с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

Стороны намерены сотрудничать в вопросах формирования основных образовательных программ подготовки юридических кадров, проведении научных конференций, круглых столов, конкурсов и других публичных мероприятий, обеспечении необходимых условий для надлежащей организации и проведения учебной, производственной и преддипломной практик студентов Академии вУчреждение.

2. Обязательства сторон

2.1. Академияобязуется:

2.1.1. Выделять в качестве руководителей практики от Академиинаиболее квалифицированных преподавателей.

2.1.2. За две недели до начала практики представить в Учреждение для согласования ее программу.

2.1.3. Не позднее, чем за неделю до начала практики представить в Учреждениесписок студентов, направляемых на практику.

2.1.4. Обеспечить прибытие в Учреждениев установленные сроки студентов, направленных для прохождения практики.

2.1.5. Организовать систематическое посещение Учрежденияпреподавателями Академии– руководителями практики и оказание ими методической помощи студентам-практикантам в выполнении служебных обязанностей, а руководителям практики от Учреждения– в организации и проведении практики.

2.1.6. Обеспечить соблюдение студентами служебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, действующих в Учреждении.

2.1.7. Оказывать учебно-методическую помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, проведении занятий в системе служебной подготовки кадров Учреждения.

2.1.8. Предоставлять в Учреждениеинформацию о проведении научных конференций, круглых столов, конкурсов и других публичных мероприятий, проводимых в Академии.

2.2. Учреждениеобязуется:

2.2.1. Предоставить Академииместа для прохождения его студентами учебной, производственной и преддипломной практик в предварительно согласованном сторонами количестве и в обусловленные ими сроки.

2.2.2. Своевременно зачислить студентов, направленных Академиейв Учреждениедля прохождения практики, в качестве практикантов на рабочие места с распространением на них правил охраны труда и правил внутреннего распорядка, действующих вУчреждении, с которыми студенты должны быть ознакомлены в установленном вУчреждениипорядке.

2.2.3. Создать необходимые условия для выполнения студентами программ практики.

2.2.4. Обеспечить продолжительность рабочего дня при прохождении практики студентами в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, а студентами в возрасте 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.

2.2.5. Не допускать использования студентов-практикантов на должностях, не предусмотренных программой практики.

2.2.6. Назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой студентов в Учреждении.

2.2.7. Осуществлять по согласованию с преподавателями Академии– руководителями практики перемещение студентов по рабочим местам в целях более полного ознакомления практикантов с деятельностью Учреждения в целом.

2.2.8. Обеспечить учет выходов на работу студентов-практикантов. Обо всех случаях нарушения студентами служебной дисциплины и правил внутреннего распорядка Учреждениясообщать преподавателю Академии– руководителю практики или непосредственно в Академию.

2.2.9. По окончании практики дать письменную характеристику каждому студенту-практиканту по результатам его работы и утвердить подготовленный им отчет о прохождении практики.

2.2.10. В соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе обеспечить прием на работу выпускников Академиипри наличии вакантных мест.

2.2.11. Принимать участие в научных конференциях, круглых столах и других мероприятиях, проводимых в Академии.

2.2.12. В рамках действующего законодательства предоставлять для организации учебного процесса и научных исследований открытую информацию, статистические и иные данные по Омской области.

2.2.13. В рамках действующего законодательства предоставлять для организации учебного процесса архивные материалы, отражающие положительный опыт работы Учреждения.

2.2.14. В рамках своей компетенции участвовать в формировании основных образовательных программ подготовки юридических кадров.

3. Ответственность сторон

3.1. Все споры, возникающие между сторонами настоящего договора, разрешаются в установленном законодательством порядке.

3.2. За невыполнение или ненадлежащее выполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4. Срок действия договора

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, действует в течение трех лет и продлевается еще на три года, если ни одна из сторон письменно не заявит о его расторжении за один месяц до окончания срока действия договора.

4.2. Досрочное расторжение договора возможно по инициативе одной из сторон с письменным предупреждением другой стороны за один месяц до момента расторжения договора.

5. Прочие условия

5.1. Настоящий договор выполняется сторонами без взаимных денежных расчетов. Отдельные виды работ по дополнительному письменному соглашению сторон могут быть оплачиваемыми.

5.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранящихся по одному у каждой из сторон.

5.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены письменно и подписаны обеими сторонами.


6. Юридические адреса сторон


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»


Адрес: 644010, г. Омск, ул. Короленко, 12.

Тел.: 510958, 510960, факс: 372245.


Ректор

частного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Омская юридическая академия»

_______________________ Ю. П. Соловей

М.П.

________________________________

(полное наименование учреждения, организации, предприятия)


Адрес: ________________________________.

Тел.: __________________.


Руководитель




__________________________ И. О. Фамилия

М.П.