Очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Методические указания и тематика курсовых работ для студентов, обучающихся по экономическим направлениям

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Под редакцией проф. И. В. Ильинского

Составитель

Е. С. Баканова

Санкт-Петербург


РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании кафедры

экономической теории

08.06.2011 г.,

протокол № _13_

РЕЦЕНЗЕНТ

Т. И. Фрадина

Оригинал подготовлен составителем и издан в авторской редакции

Подписано в печать 21.02.2012 г. Формат 60 х 84 1/16.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 0,9. Заказ 28/12.

Тираж 100 экз.

Электронный адрес: econth@sutd.ru

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26

Наименование и содержание учебных модулей (тем) в рабочей программе дисциплины «Микроэкономика»
Учебный модуль 1. Введение в микроэкономический анализ
Тема 1. Предмет и метод микроэкономики Базовые экономические понятия: потребности, блага и ресурсы. Экономические блага и их классификация. Экономические ограничения: граница производственных возможностей и закономерности ее изменения. Проблема выбора оптимального решения при использовании ограниченных экономических ресурсов. Альтернативные издержки и закон их возрастания. Кратко- и долгосрочный периоды в микроэкономическом анализе. Затраты и результаты. Использование в микроэкономическом анализе общих, средних и предельных величин.
Тема 2. Экономические агенты, собственность и хозяйствование Понятие экономических агентов (хозяйствующих субъектов), их основные виды. Экономические интересы экономических агентов. Обеспечение согласования интересов, компромисс общества между эффективностью и социальной справедливостью. Собственность в экономической системе. Структура прав собственности. Формы собственности.
Учебный модуль 2. Механизм функционирования рынка
Тема 3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие Условия возникновения, функции и виды рынков. Понятие спроса и факторы, его определяющие. Понятие предложения, его детерминанты. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Взаимовыгодность добровольного обмена. Излишки потребителя и производителя. Рыночное равновесие и государство.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения Ценовая эластичность спроса, способы ее расчета. Ценовая эластичность спроса и общий доход (выручка) продавца. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Ценовая эластичность предложения. Факторы, определяющие эластичность предложения.
Тема 5. Выбор потребителя Кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы к анализу полезности. Поведение потребителя: порядковый подход и метод выявленных предпочтений. Карта безразличия, предельная норма замены. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения.
Тема 6. Выбор производителя Понятие производства в экономической теории. Производство в кратко- и долгосрочном периодах: взаимосвязь и особенности. Производство и издержки в краткосрочном периоде. Производство и издержки в долгосрочном периоде. Бухгалтерский и экономический подход к определению издержек. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль.
Учебный модуль 3. Фирма и рынки
Тема 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции Понятие и классификация рыночных структур. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция: поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Решение о прекращении производства. Предложение отрасли в долгосрочном периоде. Отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками. Совершенная конкуренция и эффективность.
Тема 8. Модель поведения фирмы-монополиста Особенности рынка монополии. Определение монополистом цены и объема производства. Диагностирование монопольной власти. Ценовая дискриминация: понятие, виды, сфера применения. Антимонопольная политика государства.
Тема 9. Монополистическая конкуренция и олигополия Монополистическая конкуренция: поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовая конкуренция. Характерные черты олигополистического рынка. Модели олигополистического поведения: сравнительная характеристика.
Тема 10. Конкурентные рынки факторов производства Особенности спроса на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки на ресурсы. Рынок труда: спрос на труд и предложение труда. Предложение труда и заработная плата. Рынок капитала. Процент как доход на капитал. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Спрос на землю и ее предложение. Абсолютная и дифференциальная рента, цена земли. Факторные рынки и распределение доходов.

Цели и задачи написания курсовой работы

по дисциплине “Микроэкономика”

Курсовая работа является формой самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлениям 080100.62 – «Экономика» и 080200.62 – «Менеджмент».

Цель написания курсовой работы состоит в формировании у студентов навыков углубленного изучения и четкого изложения проблемных вопросов микроэкономической теории, работы с монографической и периодической экономической литературой, анализа экономической информации.

Задачами данного вида самостоятельной работы студентов являются выработка умения:

· пользоваться экономической литературой и статистическими данными по избранной теме;

· владеть понятийным аппаратом микроэкономической теории и применять его для анализа конкретных экономических проблем;

· формулировать выводы и предложения на основе проведенного анализа.

Курсовая работа должна быть защищена и оценена до сдачи студентом экзамена по микроэкономике. Курсовая работа имеет в учебном плане важную контрольную функцию: качество ее выполнения и защиты свидетельствует об умении студента ориентироваться как в категориальном аппарате микроэкономической науки, так и в экономической практике.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы: выбор темы и составление плана работы, сбор информационного материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы.

Тема курсовой работы выбирается студентом из перечня тем, рекомендованного кафедрой экономической теории, что не исключает постановки собственной темы по согласованию с преподавателем.

Тематика курсовых работ

1. История развития предмета микроэкономики.

2. Место и роль собственности в модернизации экономики.

3. Спрос как экономическая категория. Детерминанты спроса.

4. Предложение как экономическая категория. Детерминанты предложения.

5. Законы спроса и предложения в системе рыночного хозяйства.

6. Рыночное равновесие и его устойчивость. Эффекты сдвигов кривых спроса и предложения.

7. Излишки потребителя и производителя.

8. Регулирование рынка при помощи налогов, дотаций, фиксированных цен.

9. Эластичность спроса по цене. Влияние ценовой эластичности спроса на размер выручки (общего дохода) продавца.

10. Эластичность спроса по доходу.

11. Перекрестная эластичность спроса и антимонопольное регулирование.

12. Учет эластичности предложения при принятии управленческих решений.

13. Потребности и полезность. Измерение полезности.

14. Количественный и порядковый подходы к анализу полезности.

15. Условия равновесия потребителя.

16. Эффекты дохода и замены: понятие и применение в микроэкономическом анализе.

17. Анализ кривых безразличия: возможности практического применения.

18. Применение модели потребительского выбора в сфере маркетинга.

19. Понятие производства в экономической теории.

20. Фирма как экономический субъект.

21. Производственная функция в кратко- и долгосрочном периоде.

22. Издержки производства в краткосрочном периоде.

23. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек и прибыли.

24. Издержки производства в долгосрочном периоде. Отраслевые особенности их формирования.

25. Характеристика рынка совершенной конкуренции.

26. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

27. Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

28. Предложение отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

29. Эффективность конкурентных рынков.

30. Применение модели совершенной конкуренции в микроанализе.

31. Признаки и условия существования монополии.

32. Монопольная власть: показатели и источники.

33. Определение монополистом цены и объема выпуска.

34. Ценовая дискриминация и ценовые стратегии предприятия.

35. Социально-экономические издержки функционирования монополии.

36. Антимонопольная политика государства.

37. Характерные черты рынка монополистической конкуренции.

38. Равновесие фирмы-монополистического конкурента.

39. Особенности рынка олигополии.

40. Модели олигополии: сравнительная характеристика.

41. Картель: механизм формирования и функционирования.

42. Особенности спроса на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки на ресурс.

43. Рынок труда. Номинальная и реальная заработная плата.

44. Рынок капитала. Процент как доход на капитал.

45. Рынок природных ресурсов. Земельная рента и цена земли.

46. Государственное регулирование рынков труда, капитала и земли.

47. Проблемы неопределенности и информации в экономической теории.

48. Выбор в условиях неопределенности.

49. Равновесие в условиях асимметричной информации.

50. Экономическое содержание, условия и риски предпринимательской деятельности.

Разработка плана курсовой работы

После выбора темы курсовой работы студент разрабатывает предварительный план, в котором раскрываются основные вопросы темы в их логической последовательности. План не следует излишне детализировать, так как после изучения монографической и периодической литературы предварительный план уточняется.