XREFF.RU


КУРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Лекция 1 - Финансы как экономическая категория. Финансовая система 1 2 3 4 Литература к теме: Лекция 2 – Управление...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
КУРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Лекция 1 - Финансы как экономическая категория. Финансовая система 1 2 3 4 Литература к теме: Лекция 2 – Управление...

КУРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Лекция 1 - Финансы как экономическая категория. Финансовая система 1 2 3 4 Литература к теме: Лекция 2 – Управление...

КУРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ


Лекция 1 - Финансы как экономическая категория. Финансовая система

1 Сущность и функции финансов, как экономической категории

2 Функции финансов

3 Понятие, сферы и звенья финансовой системы

4 Уровни финансовой системы

1

Термин «finansia» возник в XI-XVвв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Сущность финансов, как экономической категории, в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Характерными признаками финансов являются: распределительный характер отношений, односторонний характер движения денежных средств, создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Денежные фонды – обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Фонды денежных средств создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными

Сущность финансовых отношений заключается в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти средства.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап — неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействие на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой систе­мы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

2

Финансы выполняют следующие функции:

  1. распределительная;

  2. контрольная;

  3. регулирующая.

В процессе финансовой деятельности решаются задачи: собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства, экономического стимулирования общественного производства в целях его развития и интенсификации, контроля за законным и целесообразным использованием денежных и материальных ресурсов.

Существуют следующие принципы финансов:

  1. принцип единства основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм финансовой документации и отчетностей;

  2. принцип сбалансированности означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступлений и доходов, в том числе собственных, заемных и привлеченных средств;

  3. принцип целевой направленности;

  4. принцип диверсификации источников финансирования и вложения ресурсов проявляется двояко:

  1. принцип стратегической ориентации финансов означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное функционирование сферы производства, сферы услуг.

3

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и исполнение фондов денежных средств.

Разграничение финансовой системы на звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств.

Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

4

В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1.      Федеральный бюджет РФ

2.      Бюджеты субъектов федерации

3.      Местные бюджеты

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов.

Единство бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

Коренная перестройка государственной бюджетной системы началась в 1991 году. В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала

Девяностые годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления –Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д.


Литература к теме:

  1. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  1. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  2. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  3. Ковалев В.В. Финансы: Учебник / Под ред. А.М. Ковалева – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.

  4. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник/А.С. Нешитой.- Изд. 4-е перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 544 с.

  5. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  6. Руденко В. И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения/ В.И. Руденко – 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 244 с.


Лекция 2 – Управление финансами. Финансовая политика

1Содержание, значение и задачи финансовой политики

2 Финансовый механизм, как инструмент реализации финансовой политики

3 Сущность управления финансами


1

Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы. Она может охватывать как внешнюю, так и внутреннюю политику государства.

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции финансовой политики, определение основных ее направлений, целей и главных задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства и других субъектов федерации.

Задачами финансовой политики являются обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, рациональное распределение и использование финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами, выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии, создание эффективной системы управления финансами.

2

Финансовый механизм – это система действия финансовых рычагов, которая выражается в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Организация финансового механизма – это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами.

Структура финансового механизма включает:

- финансовые методы (планирование, инвестирование, прогнозирование, кредитование);

- финансовые рычаги (прибыль, амортизационные отчисления, процентные ставки);

- правовое обеспечение (законодательные акты, постановления, приказы и др.);

- нормативное обеспечение (инструкции, нормы и нормативы, тарифные ставки, методические указания и т. д.);

- информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация).

3

Существуют разные определения термина «управление», наиболее в общем виде, управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности, или целенаправленное воздействие (влияние) субъекта управления на объект управления.

К косвенным методам регулирования относятся:

  1. формирование и поддержание конкретной среды в экономике;

  2. государственное регулирование цен естественных монополистов;

  3. проведение эффективной таможенной политики;

  4. содействие развитию рынка капитала.

Методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

  1. лицензирование предпринимательской деятельности;

  2. финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

  3. применение государственных монополий и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

  4. применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

Общее управление финансами осуществляют Прези­дент Российской Федерации, Федеральное Собрание и две его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

Оперативное управление осуществляет финансовый ап­парат — Министерство финансов.

Важное подразделение Министерства финансов – Глав­ное управление федерального казначейства, отвеча­ющее за кассовое исполнение бюджета. На казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ре­сурсам в безналичной форме.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязатель­ных платежей, подготовка предложений по совершен­ствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

За соблюдением налогового законодательства при пе­ресечении товарами границы РФ, правильностью ис­числения и уплаты таможенных пошлин ответствен­ность песет Государственный таможенный комитет РФ.

Для осуществления контроля над исполнением феде­рального бюджета Совет Федерации и Государствен­ная Дума образуют Счетную палату, состав и поря­док деятельности которой определяются федеральным законом.


Литература к теме:

  1. Грязнова А.Г. Финансы: Учебник/А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – 2-е изд., М.: Инфра-М, 2010. – 496 с.

  2. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  3. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  4. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с

  5. Чернова Е.Г. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие/Е.Г. Чернова [и др.] -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.



Лекция 3 -Финансовый контроль

1 Содержание и значение финансового контроля

2 Методы осуществления финансового контроля

3 Классификация видов финансового контроля


1

Финансовый контроль – контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Его объект - денежное распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Непосредственно предметом проверок выступают стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств, т е соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств;

2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, которая обеспечивает достоверность и полноту отражения движений показателей.

Существуют различия видов финансового контроля

1) государственный финансовый контроль: вневедомственный (общегосударственный) и

ведомственный (негосударственный).

2) негосударственный финансовый контроль: внутрихозяйственный, общественный,

Аудиторский, страховой.

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления, т.е. Федеральное Собрание и его 2 палаты государственная Дума и Совет федераций. По основной конституции РФ правительство контролирует процесс разработки и использования федерального бюджета и осуществляет единую политику в области финансов.

Оперативный финансовый контроль осуществляют органы Федерального Казначейства .

2

Методы осуществления финансового контроля:

1) при проверке проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных и других документов, это самый массовый метод;

2) обследование охватывает более широкий круг вопросов и показателей, при этом может проводиться опрос, анкетирование, наблюдение за финансово хозяйственной деятельностью;

3) анализ – детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов деятельности и финансового состояния объектов;

4) наблюдение или мониторинг - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансового состояния клиентов;

5) ревизия – полное обследование финансово хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, эффективности и целесообразности. Подразделяется на полные и частичные, плановые внеплановые, тематические и комплексные, документальный и фактические.

3

Классификация финансового контроля:

1) по времени проведения: предварительный, текущий (оперативный);

2) по субъектам контроля: государственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый;

3) по форме финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.;

4) по форме проведения: обязательный (внешний) и инициативный (внутренний);

5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия.

Органы государственного финансового контроля:

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют: Контрольно-ревизионное управление, Органы Федерального Казначейства, Государственная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, ЦБ РФ.

Органы негосударственного финансового контроля.


Литература к теме:


  1. Алешин В. А., Зотова А.И Финансы /В.А. Алешин.- Феникс, Ростов/Д, 2009. – 352 с.

  2. Барулин С. В. Финансы: учебник / С. В. Барулин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 640 с.

  3. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  4. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384 с.

  5. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  6. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  7. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.

























Лекция 4 – Финансовое планирование и прогнозирование

1 Содержание, значение и задачи финансового планирования

2 Методы финансового планирования

3 Финансовое прогнозирование, сфера его применения


1

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование направлено на достижение следующих целей:

  1. определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов исходя из намечаемого объема производства;

  2. определение возможностей реализации продукции с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

  3. обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;

  4. определение результативности финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов.

Систему финансового планирования можно разделить на 3 составляющие:

  1. разработка финансовой стратегии предприятия;

  2. текущее финансовое планирование;

  3. оперативное финансовое планирование.

К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

  2. определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

  3. обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

  4. создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) определение экономически обоснованного размера фи-п пк овыхрезервов, что позволяет предупреждать возникновение ми пропорций при переходе от перспективного к текущему пла­нированию, от прогнозов — к планам.

2

В финансовом планировании используется ряд методов планированияфинансовых показателей:

  1. расчетно-аналитический;

  2. метод оптимизации плановых решений;

  3. балансовый;

  4. нормативный;

  5. метод экономико-математического моделирования (ЭММ).

Расчетно-аналитический метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов.

Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления.

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана.

Метод экономико-математического моделирования содержание этого метода в планировании финансовых показателей заключается в том, что этот метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовым показателем и факторами, влияющими на величину этого показателя.

3

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу. К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

  1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

  2. определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов;

  3. обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов.

Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение на практике получили 3 подхода, в основе которых:

  1. методы экспертных оценок;

  2. методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;

  3. методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Прогноз представляет собой предсказание, основанное на определенных данных. Финансовые прогнозы являются составной и, как правило, определяющей частью любых прогнозов.

По масштабу прогнозирование выделяют:

- макроэкономические (народнохозяйственные);

- региональные .

По времени упреждения прогнозы подразделяются на:

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды:


Литература к теме:


  1. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  2. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  3. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  4. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384 с.

  5. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник/Е.М. Четыркин. – М.: Дело, 2008. – 400 с.

  6. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  7. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.













Лекция 5 – Финансы коммерческих организаций

  1. Содержание финансов коммерческой организации

  2. Финансовые ресурсы коммерческой организации, особенности их формирования

  3. Доходы и расходы, прибыль и рентабельность коммерческих организаций


1

Коммерческие организации вступают в многообразные отношения:

-с работниками организации.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

1) получение и максимизация прибыли предприятия;

2) оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

  1. обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций;

  2. создание инвестиционной привлекательности;

5) ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Виды финансовых ресурсов коммерческой организации:

2

Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет:

  1. собственных и приравненных к ним средств;

  2. мобилизованных ресурсов на финансовом рынке ( привлеченные средства);

  3. поступления денежных средств от финансово-банковской системы в по­рядке перераспределения.

В качестве первого источника формирования финансовых ресурсов высту­пают доходы и поступления.

Вторым источником формирования финансовых ресурсов являются средства, вырученные от размещения на рынке ценных бумаг собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, а также кредиты.

В составе третьего источника финансовых ресурсов можно назвать выплаты страхового возмещения, бюджетные и отраслевые источники, дивиденды и про­центы по ценным бумагам.

3

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашение обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.

Доходы (расходы) предприятия:

На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет ряд функций:

  1. Прибыль характеризует экономический эффект.

  2. Стимулирующая функция.

  3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Инвестиционная деятельность является важным аспектом развития современного предприятия и связана с вложением капитала, осуществлением инвестиций.

Инвестиции, осуществляемые предприятием, разделяют на реальные (инвестиции в материально-вещественные активы) и портфельные (финансовые вложения или вложения в финансовые активы). Реальные инвестиции связаны с осуществлением капитальных вложений, капиталообразующими инвестициями.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства.

Капиталообразующие инвестиции – инвестиции, состоящие из капитальных вложений, оборотного капитала, а также иных средств, необходимых для проекта.

Предприятия могут использовать следующие источники инвестиций:


Литература к теме:

  1. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  2. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  3. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  4. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384 с.

  5. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник/Е.М. Четыркин. – М.: Дело, 2008. – 400 с.

  6. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  7. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.






Лекция 6 – Финансы некоммерческих организаций

  1. Организационно-правовые формы деятельности некоммерческих организаций

  2. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций

  3. Финансовое планирование в некоммерческих организациях


1

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей и д.р. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными.

ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
1. Общественные и религиозные организации (объединения)
2. Потребительские кооперативы
3. Фонды
4. Учреждения
5. Некоммерческие партнерства
6. Автономные некоммерческие организации
7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
8. Государственные корпорации

Законом предусмотрены три формы материально-финансовой поддержки государством деятельности общественных объединений:

  1. прямое бюджетное финансирование общественно-полезных программ;

  2. предоставление социального заказа;

  3. софинансирование. (заключение различных видов договоров)

2

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

Источниками формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

Фонд финансовых ресурсов учреждения, организации используется для:

  1. выплаты заработной платы

  2. возмещения материальных и приравненных к ним затрат

  3. расчетов с другими организациями и банками

  4. для создания фондов экономического стимулирования




3

Некоммерческие организации и учреждения самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Для составления смет используются контрольный цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику и конечные результаты хозяйственной деятельности.

Экономические нормативы служат основой для расчёта общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения деятельности учреждений и организаций.

Государственный заказ, подразумевает ввод в действие новых мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.

Механизм некоммерческого хозяйствования обладает рядом преимуществ:

а) децентрализация;

б) адресность при предоставлении услуг коллективного пользования;

в) вневедомственный подход;

г) гибкость;

д) смешанное финансирование;

е) относительная независимость.

Особенности финансов общественных объединений:

Финансы общественных объединений представлены следующими группами отношений, связанных:

  1. уплатой вступительных и членских взносов

  2. выплатами и льготами из фондов объединений

  3. материальными пожертвованиями предприятий в пользу общественных объединений

  4. формированием и использованием фондов объединений (фонд заработной платы, фонда капитальных вложений и т.д.)

  5. передачей доходов вышестоящим инстанциям и получения от них помощи.


Литература к теме:


  1. Артемьева С.С. Финансы, денежное обращение, кредит / С.С. Артемьева. – М.: Изд-во Академический проект, 2008. – 480 с.

  2. Давыдов Я. В. Финансы: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / Я.В. Давыдова – М.: Приор, 2010. – 286 с.

  3. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  4. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  5. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  6. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  7. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.

































Лекция 7- Финансы кредитных учреждений

  1. Содержание финансов кредитных учреждений

  2. Финансовые ресурсы кредитных учреждений, источники их формирования


1

Основными участниками являются:

Деятельность кредитных организаций в России регламентируется Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли имеет право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц.

2

Ресурсы коммерческих банков представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в их распоряжении и используемых для осуществления активных операций.

По способу образования все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).

Под собственными средствами банка следует понимать различные фонды, создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также полученную прибыль по результатам деятельности текущего года и прошлых лет.

В общей сумме банковских ресурсов привлеченные резервы занимают преобладающее место. Все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом: депозиты и недепозитные.

В кредитных организациях широко сочетаются фондовая и нефондовая формы использования финансовых ресурсов, их соотношение показывает степень свободы данного субъекта хозяйствования в вопросах распоряжения финансовыми ресурсами.

Фондовая форма обеспечивает строго целевое их использование а также дает возможность акционерам (пайщикам) осуществляв» жесткий контроль за движением финансовых средств кредитная организации, ограничивать их направление на непроизводитель­ное потребление. Нефондовая форма использования финансо­вых ресурсов позволяет кредитной организации оперативно ре­шать различные проблемы, такие как расширение филиальное сети, приобретение основных средств, материальное стимулиро­вание сотрудников, благотворительная помощь и др.


Литература к теме:


  1. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  2. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  3. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ В.К. Сенчагов [и др.] - Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 720 с.

  4. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2009 – 784 с.

  5. Чернова Е.Г. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие/Е.Г. Чернова [и др.] -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.

  6. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для СПО.- М.: Академия, 2006. – 192с.





































Лекция 8 – Сущность, значение и основы организации страхования

  1. Экономическая сущность страхования, его отличительные признаки и функции

  2. Формы и отрасли страхования, их особенности


1

Страхование – это один из способов обеспечения экономической безопасности и устойчивого материального благополучия.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:

  1. при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления случая, способного нанести материальный и иной ущерб;

  2. для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой ущерба;

  3. для организации замкнутой раскладки создается денежный страховой фонд целевого назначения, формируемый за счет взносов участников страхования;

  4. страхование предусматривает перераспределение ущерба как по территориям, так и во времени;

  5. характерной чертой является возвратность мобилизованных в страховой фонд платежей.

В экономике рыночного типа страхование выступает с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – коммерческой деятельностью приносящей прибыль.

2

Выделяют следующие формы страхования:

  1. добровольное

  2. обязательное

Обязательным (принудительным) страхованием является страхование, осуществляе­мое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования оп­ределяются соответствующими законодательными ак­тами Российской Федерации.

Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объ­екты страховой защиты, т.е. тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкрет­ного пострадавшего лица, но и общественные интересы.

Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных нача­лах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются прави­лами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Основное отличие обязательного страхования от добровольного состоит в том, что при обязательном страховании выплаты не зави­сят от одних взносов, в то время как при добровольном страховании обязательства страховой компании нахо­дятся в точном соответствии со взносами страхователя. Кроме того, в обязательном страховании застрахованный не имеет права прекратить страхование, а при доб­ро­вольном страховании оно прекращается, когда прекращается уп­лата взносов.

Выделяют следующие отрасли страхования:

  1. личное страхование

  2. имущественное страхование

  3. страхование ответственности

Основными участниками страховых отношений являются страхователи, страховщики, страховые посредники.

Страховые посредники выполняют значительный объем операций по страхованию на страховом рынке. К ним относятся страховые агенты и страховые брокеры.

Страховые отношения возникают при заключении договора страхования между страховщиком и страхователем.

Страховщик – юридическое лицо, имеющее право и осуществляющее страховую деятельность.

Страхователь – юридическое или физическое лицо, которое имеет страховые отношения со страховщиком на основании заключаемого на добровольной основе договора или в силу закона. Установленная на их основе денежная сумма, исходя из которой, устанавливается, размеры страхового взноса и страховые выплаты называется страховой суммой.

Страховой тариф – представляет собой ставку страхового взноса в рублях с единицы страховой суммы или с объекта страхования. Исходя из страховой суммы и страхового тарифа, определяется страховая премия, т.е. общая сумма страховых взносов, которая уплачивается страховщику страхователем по договору страхования.


Литература к теме:


  1. Давыдов Я. В. Финансы: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / Я.В. Давыдова – М.: Приор, 2010. – 286 с.

  2. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  3. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  4. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.

  5. Щербаков В.А. Страхование: Учебное пособие/ В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. – М.: КНОРУС, 2007. – 312 с.

  6. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для СПО.- М.: Академия, 2006. – 192с.


Лекция 9 – Основы функционирования государственных и муниципальных финансов

  1. Экономическое содержание государственных финансов

  2. Формирование государственных финансовых ресурсов, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления

  3. Основные направления использования государственных финансовых ресурсов


1

Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

2

Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета. К централизованным государственным доходам кроме бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним источникам относят национальный доход и часть национального богатства. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства.


3

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны

Одной из важнейших составных частей финансовой системы го­сударства являются региональные фи­нансы, охватывающие бюджеты административно-территориаль­ных единиц, и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование:

Составной и важной частью территориальных финансовых ресурсов являются также средства субъектов хозяйствования.

Основные цели региональной финансовой политики Российской Феде­рации:

• стабилизация производства и обеспечение экономического роста;

• обеспечение основ бюджетного федерализма в Российской Федерации на едином экономическом пространстве;

• обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты во всех регионах;

• становление местного самоуправления и обеспечение его га­рантий.

Одним из главных условий реализации региональной финансо­вой политики является обеспечение единства экономического простран­ства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.

Используются такие формы, как:

• участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффек­тивных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

• размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

• финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

• создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

• финансовое содействие малому и среднему бизнесу.

Муниципальные (местные) финансы представляют собой совокуп­ность социально-экономических отношений, возникающих по пово­ду формирования, распределения и использования финансовых ре­сурсов для решения задач местного значения. Муниципальные финансы включают.

• средства местного бюджета;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, принадле­жащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной соб­ственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

• самостоятельности;

• государственной финансовой поддержки;

• гласности.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов отно­сятся:

• нормативы отчислений от регулирующих доходов;

• дотации и субвенции местным бюджетам;

• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муни­ципальных образований;

• средства, поступающие по взаимным расчетам из федерально­го бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных до­ходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, суб­венции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных об­разований.

Расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и субъек­та РФ;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государствен­ных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

• другие расходы.

Литература к теме:


  1. Бородушко И. В., Васильева Э. К., Кузин Н. Н. Финансы / И. В. Бородушко - 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 192 с.

  2. Голодова Ж . Г. Финансы и кредит / Ж.Г. Голодова – М.: Инфра-М, 2008. – 448 с.

  3. Давыдов Я. В. Финансы: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / Я.В. Давыдова – М.: Приор, 2010. – 286 с.

  4. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  5. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  6. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  7. Одинцов В.А. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособие / В.А. Одинцов - М.: Академия,2008.- 236с.

  8. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  9. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. –720 с.





Лекция 10 – Финансы домашних хозяйств

1 Домашние хозяйства как субъект экономической системы

2 Функции финансов домохозяйств

3 Бюджет домохозяйств


1

Финансы домашнего хозяйства представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств для обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Домашнее хозяйство представляет собой хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Институт домохозяйства объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые занятии не заняты в общественном производстве.

2

Функции финансов домохозяйств:

1) распределительная, с ее помощью финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы как одного из производст­венных факторов. Посредством данной функции происходит обес­печение каждого человека ресурсами, необходимыми для поддер­жания жизни.

2) контрольная функция раскрывается при поддержании обычно­го уровня потребления посредством контроля за распределением полученного дохода по различным направлениям, а также за целе­вым использованием средств.

3) регулирующая функция поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства через перераспре­деление финансовых ресурсов путем саморегулирования.

4) инвестиционная функция финансов домашних хозяйств заклю­чается в том, что домашнее хозяйство является одним их основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики государства.

3

Бюджет Домашнего Хозяйства - баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за определенный период времени. В доходной части бюджета домашнего хозяйства отражаются все доходы его членов по следующим источникам: оплата труда, доходы от предпринимательской и иной деятельности, пенсии, стипендии, пособия, дивиденды, проценты, доходы от собственности, рента, доходы от личного подсобного хозяйства и другие. В расходной части бюджета показываются расходы домашнего хозяйства по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и коммунальных услуг, услуг культурно-бытового назначения, транспорта, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства, налоги и другие. Бюджетное устройство и бюджетный процесс определяются и ограничиваются Бюджетным Кодексом РФ.


Финансовые решения домашних хозяйств принимаются исходя как из экономических целей — рост доходов, экономия затрат, так и из социально-интеллектуальных целей — воспитание детей, повы­шение образовательного уровня, обеспечение условий отдыха. Так­же они часто принимаются на основе жизненного опыта без форма­лизации: как правило, в домашнем хозяйстве не составляется баланс денежных средств. Между членами домашнего хозяйства устанавливается система неформальных связей, в которых определяется роль каждого из них.

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от таких факторов, как текущие и перспективные цели, от­ношения между членами и уровень дохода домашнего хозяйства, предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства, внешняя среда, в которой действует хозяйство.


Литература к теме:


  1. Давыдов Я. В. Финансы: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / Я.В. Давыдова – М.: Приор, 2010. – 286 с.

  2. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  3. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  4. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384 с.

  5. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  6. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  7. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.

  8. Чернова Е.Г. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие/Е.Г. Чернова [и др.] -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.














Лекция 11 - Международные финансы

1Понятие иструктурамеждународныхфинансов

2Мировая валютнаясистема

3 Международные валютно–финансовые организации


1

Мировые финансы возникли в результате распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи и явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Следовательно, мировые финансы являются частью мировой экономики и представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира: финансовых ресурсов стран с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всего населения Земли, т.е. более чем 6 млрд. человек.

Мировые финансы– ресурсы, используемые в международных экономических отношениях, т.е. в отношениях между резидентами и нерезидентами.

Резиденты – это:

Нерезиденты – это:

В настоящее время выделяют публичные и частные международные финансы. Субъектами публичных финансов являются лица, признанными таковыми согласно нормам международного права, а именно суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, межгосударственные организации, государственные образования (ВАТИКАН), вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства, а также созданные ими организации.

Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР).

Структура мировых финансов:

1) финансовая помощь:

2) мировой финансовый рынок (мировые рынки капитала):

3) золотовалютные резервы:


2

Международное сотрудничество - международные экономические отношения в виде совокупности валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мировой хозяйственной сфере.

Мировая валютная система (МВС) - исторически сложившаяся форма организации международных денежных отношений в развитии международного сотрудничества, закрепленная межгосударственными договоренностями.

Посвоемуматериальномусодержаниюфинансы-этоцелевыефондыденежныхсредств,всовокупностипредо­ставляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие ростафинансовыхресурсов-увеличениенациональногодохода.Финансы-инструментэкономики, помогающий осуществлять методы государственногорегулированияпутемформированияразличныхфондовденежныхсредств.Значениефинансоввтом,чтоспомощьюразличныхфондовденежныхсредствформированиедоходовнаэтапахраспределенияподдерживаетопре­деленныепропорциимеждупроизводствомиегопотреблениемтакжеповалютнымоперациямит.д.


3

В настоящее время к глобальным публичным финансовым организациям относятся:

  1. Международный валютный фонд (МВФ)

  2. Группа всемирного банка

  3. Банк международных расчетов

К региональным международным финансовым организациям относятся:

1) Европейский центральный банк (ЕЦБ);

2) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)



Литература к теме:


  1. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС , 2009. – 544 с.

  2. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  3. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2011.- 512с.

  4. Одинцов В.А. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособие / В.А. Одинцов - М.: Академия,2008.- 236с.

  5. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  6. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.
































Лекция 12 – Финансовые системы зарубежных стран

1Институциональнаяструктура финансовойсистемы

2 Сегментированные финансовые системы(США, Япония, Великобритания)

3 Универсальные финансовые системы (Германия, Франция)


1

Финансовая система развитых стран – это система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы; внебюджетные специальные фонды; финансы государственных предприятий, корпораций; финансы частных национальных и транснациональных корпораций.

Ведущим звеном финансовой системы развитых стран является государственный бюджет. По материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономическому содержанию - главное орудие перераспределения национального дохода. За государственным бюджетом в странах с развитой экономикой закреплены главные налоги и из него производится и большая часть расходов на различные нужды.

Улучшение состояния государственных финансов развитых стран объясняется длительным периодом экономического роста, структурной перестройкой экономики, налоговыми реформами, проведенными в большинстве развитых стран в 80-х гг. и сопровождавшимися значительным снижением налоговых ставок и расширением налоговых льгот, некоторым сокращением военных расходов.

Сегментированный тип финансовой системы проявляется в том, что банком нельзя выполнять небанковские функции. В сегментированной финансовой системе более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Сегментированная система преобладает в США, Японии и Великобритании.

3

Универсальный тип финансовой системы проявляется в том, что законодательство не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Универсальная система преобладает в Германии, Франции.

Финансовые системы развивающихся стран характеризуются большим разнообразием в силу их многочисленности и по причине значительной диф­ференциации уровней их экономического и финансового развития. Создают­ся финансовые системы по определенной схеме: сначала создается эффек­тивная денежная система, состояние которой не препятствует развитию про­изводства и не может вызвать кризисы, затем на ее базе - эффективная и мощная кредитная система и уже потом эффективная и мощные финансовые рынки.

После этого при наличии достаточной сильной валюты национальная система перераспределения финансовых ресурсов в рамках национальных границ превращается в фактор, имеющий значение для международных фи­нансов. При особо благоприятных условиях — в основу мировой финансовой системы.



Литература к теме:


  1. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. – М.: КНОРУС,2009.–544 с.

  2. Журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, деньги, инвестиции»

  3. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / под. ред. С.В. Загороднева–2-е изд., стереотипное. – М.: Омега – Л, 2008. – 288 с.

  4. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2007.- 512с.

  5. Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Горелик В. Н. Финансы и кредит. Учебник / Г.Б. Поляк – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 779 с.

  6. Романовский М.В., Врублевская О. В.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов / под ред. М.В Романовского – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 720 с.

  7. Соколова О.В.Финансы. Деньги. Кредит: Учебник / под ред. О.В. Соколовой. – М. - Юристъ, 2009г.


  • Карта сайта