XREFF.RU


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Западно-Казахстанский аграрно-технический университет

имени Жангир хана










Учебная программа (силлабус) по дисциплине «Агропочвоведение»

модуля М-15 Почвоведение

для студентов 3 курса специальности 5В080800- «Почвоведение и агрохимия»

факультета «Агрономии»
























Уральск2014 г




СОГЛАСОВАНО

председатель УМБ

факультета «Агрономии»

Каиргалиева Г.З._______

«___» _________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

декан факультета «Агрономии»

Тулегенова Д.К ______

«___» _________ 2014 г.




Учебная программа (силлабус) по дисциплине

«Агропочвоведение» (обязательный компонент)


Составитель: ст. преп. Рыскалиева Б.Ж., преп. Беккалиев А.К.

Кафедра «Растениеводство и земледелие»

факультет «Агрономии»,111 - кабинет


Учебная программа (силлабус) разработана на основании типовой учебной программы дисциплины «Агропочвоведение», утвержденной МОН РК 2009 г. 5В080800 - «Почвоведение и агрохимия»



Кол-во кредитов – 2

Лекция – 10 часов

Практические – 10 часов

Лабораторные - 20 часов

СРОП – 15 часов

СРО– 35 часов

Всего – 90 часов

Форма контроля – экзамен





Обсуждено на заседании кафедры «___»___________201_ г. Протокол №______


Заведующий кафедрой _________ Габдулов М.А.



  1. Описание дисциплины


  1. Пререквизиты дисциплины: «Основы почвоведения»


  1. Цель изучения дисциплины: теоретическая подготовка в области почвоведения. Почва является основным средством производства и частью экологической системы. Почвы, будучи природным телом, в процессе окультуривания становится продуктом труда. Ее плодородие является динамичным показателем, в зависимости от правильного проведения таких мероприятии, как системы обрабтки и удобрений, соблюдение севоборотов, правильная эксплуатация мелиорированных земель, мероприятий по охране от деградации, засоления и других негативных явлений

1.3 Задачи:- дать основы происхождения, состава и основных режимов почв;

- научить определять уровни плодородия почв и ее составляющие, а также определять принципы соответствия почвенных условий к требованиям для тех или иных сельскохозяйственных культур.

- географические закономерности распространения почв;

- принципы классификации и номенклатуры, диагностические свойства типов почв;

  1. Краткое содержание дисциплины. Почвоведение – наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах, о закономерностях их географического распостранения, о процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв - плодородия; о путях рацинального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменеиии почвенного покрова в агрикультурных условиях


  1. Результаты обучения:

А. В результате изучения курса студенты должны знать: происхождение, развитие и строение Земли; ее вещественный состав; процессы, протекающие в земной коре и на ее поверхности, их связь с образованием почв разного состава и свойств; общие схемы образования и развития почвы и ее плодородия; знать состав, свойства и режимы почв, принципы их классификации; почвенно-географическое районирование, генезис и характеристику почв СНГ и РК; принципы агропроизводственной группировки и бонитировки почв.

В. Освоение студентами программы дает возможность будущему специалистуопределять уровни плодородия почв и ее составляющие; определять степень соответствия почвенных требований для тех или иных сельскохозяйственных лесных культур; агротехнические и иные приемы повышения плодородия почв.

С. Исследованиепочвы как основного средства производства, орудием и продуктом труда, а также частью экологической системы имеет огромное значение для развития науки почвоведение с основами геологии. Зарождение, развитие и эволюция почв, формирование почвенного профиля и почвенного профиля в целом.

Д. В результате изучения дисциплины студенты приобретают следующие коммуникативные навыки: агротехнические приемы повышения плодородия почв; подготовку и проведение экспертных работ по оценке почвенного покрова для обоснования организации и развития отраслей народного хозяйства; правильно использовать крупномасштабные почвенные, почвенно-мелиоративные карты и картограммы в производственных целях.

Е. В процессе изучения курса студенты приобретают знания ометодах исследования почв в полевых и лабораторных условиях; проводить учет и бонитировку почв.

  1. Постреквизиты дисциплины: «Сельскохозяйственная мелиорация».









2.Календарно-тематический план дисциплины


для студентов 3курса специальности 5В080800 - «Почвоведение и агрохимия»

дневной формы обучения на 5 семестр 2014 - 2015 у


Неделя

Название

темы

Лекция

Прак.

Лаб.

СРОП

СРО

Всего

часов

1.

Введение. Наука агропочвоведение. Описание почвенного профиля. Почвенный покров Казахстана.

1


2

1

2

6

2.

Сущность почвообразовательного процесса. Основные таксономические единицы в классификации и диагностике почв. Земельные ресурсы. Сельскохозяйственное использование и охрана почв.

1




2

1

2

6

3.

Определение влажности почв. Почвенные коллоиды.


2


1

3

6

4.

Органическая часть почв. Механический состав почв. Почвы тундровой зоны.

1



2

1

2

6

5.

Поглотительная способность почв. Определение гумуса почв. Почвы лесной зоны.

1



2

1

2

6

6.

Изучение водной вытяжки почв. Почвы лесостепной зоны.


2


1

3

6

7.

Кислотность и щелочность почв. Определение общего азота. Почвы степной зоны.

1



2

1

2

6

8.

Водный режим и его регулирование. Определение фосфора в почве. Почвы полупустынь и пустынь.

1





2

1

2

6

9.

Определение калия в почве. Интрозональные почвы.


2


1

3

6

10.

Питательный режим почвы и его регулирование. Определение физических свойств почв. Почвенный покров горных областей.

1



2

1

2

6

11.

Почвенное плодородие и урожай. Основные типы почв: черноземы. Антропогенно созданные почвы.

1



2

1

2

6

12.

Основные типы почв: каштановые почвы. Окультуривание почв.


2


1

3

6

13.

Географическое распостранение и классификация почв. Основные типы почв: бурые или бурые полупустынные почвы. Картографирование почв.

1




2

1

2

6

14.

Охрана почв и сельскохозяйственных земель. Основные типы почв: солонцы, солончаки, солоди. Рекультивация почв.

1





2

1

2

6

15.

Основные типы почв: гидроморфные и аллювиальные почвы. Бонитировка почв.


2


1

3

6


Всего

10

10

20

15

35

90




Содержание дисциплины

3. План лекций

Неделя

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

1.

Введение. Наука агропочвоведение.

  1. Агропочвоведениенаука и предмет, содержание и развитие.

2. Методы науки агропочвоведение

1

2.

Сущность почвообразовательного процесса.

1. Факторы почвообразования

2.Типы почвообразования

1

4.

Органическая часть почв

  1. Происхождение. 2. Гумус почвы. 3. Агрономическое значение

1

5.

Поглотительная способность почв

  1. Понятие о поглотительной способности почв

  2. Емкость поглощения и состав обменных катионов

1

7.

Кислотность и щелочность почв.

  1. Кислотность и виды кислотности

  2. Щелочность и виды щелочности

  3. Буферность почв и принципы химической мелиорации почв.

1

8.

Водный режим и его регулирование.

  1. Формы воды в почве и их доступность растениям.

  2. Водные свойства почв

  3. Водный режим и его влияние на почвообразование и агрономические свойства почв

1

10.

Питательный режим почвы и его регулирование.

  1. Азот в почве и пути регулирования азотного режима

  2. Фосфор в почве и пути его регулирования

  3. Калий в почве и пути его регулирования

1

11.

Почвенное плодородие и урожай.

  1. Понятие о почвенном плодородии

  2. Категории и формы почвенного плодородия

  3. Основные законы земледелия.

1

13.

Географическое распостранение и классификация почв.

  1. Закономерности территториального распределения почв.

  2. Систтематика и номенклатура почв

  3. Классификация почв

1

14.

Охрана почв и сельскохозяйственных земель.

  1. Эрозия и дефляция почв

  2. Переуплотнение почвы

  3. Охрана почв от засоления

1

Всего


10













4. План практических занятий

Неделя

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

3.

Определение влажности почв

Определение влажности почв

2

6.

Изучение водной вытяжки почв

  1. Качественное определение засоленности почв

  2. Определение хлорид ионов, сульфат-ионов

  3. Практическое использование результатов водной вытяжки

2

9.

Определение калия в почве

  1. Определение калия в почве

  2. Значение калия


2

12.

Основные типы почв: каштановые почвы.

  1. Генезис каштановых почв

  2. Агрохимические, агрофизические свойства каштановых почв

2

15.

Основные типы почв: гидроморфные и аллювиальные почвы.

  1. Генезис гидроморфных и аллювиальных почв

  2. Агрохимические, агрофизические свойства гидроморфных и аллювиальных почв

2


Всего:


10


5. План лабораторных занятий

Неделя

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

1

Описание почвенного профиля.

  1. Генетические горизонты и их описание

  2. Морфологические признаки почв

2

2

Основные таксономические единицы в классификации и диагностике почв

  1. Тип, подтип

  2. Род, виды почв

  3. Разновидности и разряды

2

4

Механический состав почв.

  1. Гранулометрический состав почв

  2. Полевая диагностика почв по гранулометрическому составу

2

5

Определение гумуса почв.

  1. Определение гумуса почв.

2

7

Определение общего азота.

  1. Определение общего азота в почве

  2. Значение азота

2

8

Определение фосфора в почве.

  1. Определение фосфора в почве

  2. Значение фосфора

2

10

Определение физических свойств почв.

  1. Определение физических свойств почв

  2. Определение плотности

2

11

Основные типы почв: черноземы

  1. Генезис черноземов

  2. Агрохимические, агрофизические свойства черноземов

2

13

Основные типы почв: бурые или бурые полупустынные почвы

  1. Генезис бурых, бурых полупустынных почв

  2. Агрохимические, агрофизические свойства бурых, бурых полупустынных почв

2

14

Основные типы почв: солонцы, солончаки, солоди.

  1. Генезис солонцов, солончаков, солодей.

  2. Агрохимические, агрофизические свойства солонцов, солончаков, солодей.

2


Всего:


20


6. График выполнения задании СРОП


Неде

ля

Тема

Задания

Литература(№)

Методические указания

Форма контроля

Срок сдачи заданий

Оценка, балл

1

Почвенный покров Казахстана


1. Почвенный покров Казахстана

2. Дисциплина агропочвоведение;

3. Разделы агро почвоведения

1 - 10 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты

Проверка конспекта и устный опрос

1 неделя

100

2

Земельные ресурсы. Сельскохозяйственное использование и охрана почв


1 Земельные ресурсы.

2 Сельскохозяйственное использование и охрана почв


1-10,11,17,20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить реферат

Проверка рефератов и устный опрос

2 неделя

100

3

Почвенные коллоиды

  1. Состав и свойства

  2. Почвенный коллоидный комплекс, коагуляция и пептизация

  3. Агрономические свойства

1-7, 11,17-20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты и заполнить таблицы

Проверка конспектов и таблиц, устный опрос

3 неделя

100

4

Почвы тундровой зоны

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

1-15,17-20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить презентации по данной теме

Защита презентации

4 неделя

100

5

Почвы лесной зоны

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

1-4, 18-20 литература и интернет ресурсы


Обобщение материала и проведение теста

Тестирование

5 неделя

100

6

Почвы лесостепной зоны

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

1-15,18-20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты

Проверка конспекта и устный опрос

6 неделя

100

7

Почвы степной зоны

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

5-20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить реферат

Проверка рефератов и устный опрос

7 неделя

100

8

Почвы пустынь и полупустынь

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

12-20, 22 литература и интернет ресурсы


На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты

Проверка конспекта и устный опрос

8 неделя

100

9

Интразональные почвы

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

1-4, 18-20 литература и интернет ресурсы


На основе работы с литературными источниками подготовить реферат

Проверка рефератов и устный опрос

9 неделя

100

10

Почвенный покров горных областей

1. Условия почвообразования;

2. Генезис;

3. Агрономические свойства

11,17-20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты и заполнить таблицы

Проверка конспектов и таблиц, устный опрос

10 неделя

100

11

Антропогенно созданные почвы.

1 Почвы рекрационных территории

  1. Тепличные почвы

  2. Огородные почвы

1-20 литература и интернет ресурсы


На основе работы с литературными источниками подготовить презентации по данной теме

Защита презентации

11 неделя

100

12

Окультуривание почв

1 Окультуривание почв

2 Борьба с эрозией

3 Борьба с дефляцией

5-19, 20 литература и интернет ресурсы


На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты

Проверка конспекта и устный опрос

12 неделя

100

13

Картографирование почв

1 Картографирование почв

2 Составление почвенных карт и картограмм

1-4, 18- 20 литература и интернет ресурсы


На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты и заполнить таблицы

Проверка конспектов и таблиц, устный опрос

13 неделя

100

14

Рекультивация почв

  1. Рекультивация почв

  2. Мелиорация почв


1-15,18-20 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить конспекты

Проверка конспекта и устный опрос

14 неделя

100

15

Бонитировка почв

  1. Бонитировка почв

  2. Экономическая оценка земель

  3. Шкала

9. 11. 14-15, 18 литература и интернет ресурсы

На основе работы с литературными источниками подготовить реферат

Проверка рефератов и устный опрос

15 неделя

100









7. Порядок проведения занятий СРО и консультаций


Неделя

Тема

Форма контроля

Количество часов

1

Почвенный покров Казахстана


Проверка конспекта и устный опрос

1

2

Земельные ресурсы. Сельскохозяйственное использование и охрана почв


Проверка рефератов и устный опрос

1

3

Почвенные коллоиды

Проверка конспектов и таблиц, устный опрос

1

4

Почвы тундровой зоны

Защита презентации

1

5

Почвы лесной зоны

Тестирование

1

6

Почвы лесостепной зоны

Проверка конспекта и устный опрос

1

7

Почвы степной зоны

Проверка рефератов и устный опрос

1

8

Почвы пустынь и полупустынь

Проверка конспекта и устный опрос

1

9

Интразональные почвы

Проверка рефератов и устный опрос

1

10

Почвенный покров горных областей

Проверка конспектов и таблиц, устный опрос

1

11

Антропогенно созданные почвы.

Защита презентации

1

12

Окультуривание почв

Проверка конспекта и устный опрос

1

13

Картографирование почв

Проверка конспектов и таблиц, устный опрос

1

14

Рекультивация почв

Проверка конспекта и устный опрос

1

15

Бонитировка почв

Проверка рефератов и устный опрос

1


8. Требования преподавателя

- посещение всех видов занятий по расписанию и по отдельно утвержденному графику;

- не опаздывать на аудиторные занятия;

- своевременное выполнение всех заданий учебной программы;

- во время занятий выключить сотовые телефоны, не разговоривать со студентами.


9. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине


Таблица 1. Оценка оценка текущей успеваемости

Неделя

Виды занятий

Практические

Лабораторные

СРО

Кол-во заданий

баллы

Кол-во заданий

баллы

Кол-во заданий

баллы

1



2

2*100

3

3*100

2



2

2*100

3

3*100

3

2

2*100



3

3*100

4



2

2*100

3

3*100

5



2

2*100

3

3*100

6

2

2*100



3

3*100

7



2

2*100

3

3*100

8



2

2*100

3

3*100

Всего

4

400

12

1200

24

2400

Средний балл ТК1

Тк1 = (практ(балл) + лабор(балл) + СРО(балл)) / кол-во всех заданий за период = (400 + 1200+2400) / (4 + 12+24)

Неделя







9

2

2*100



3

3*100

10



2

2*100

3

3*100

11



2

2*100

3

3*100

12

2

2*100



3

3*100

13



2

2*100

3

3*100

14



2

2*100

3

3*100

15

2

2*100



3

3*100

Всего

6

600

8

800

21

2100

Средний балл ТК2

Тк2 = (Практ(балл) + лабор(балл) + СРО(балл)) / кол-во всех заданий за период =(600 + 800+2100) / (6 +8 +21)


Рубежный контрольпроводится 2 раза (по 100 бальной шкале - каждый рубежный контроль), в течении одного академического периода в рамках одной учебной дисциплины на 8 и 15 рейтинговой неделях.Форма проведения рубежного контроля - на усмотрение преподавателя.

После каждого рубежного контроля подводятся итоги первого и второго рейтинга. При этом первые текущий и рубежный контроли определяют результат первого рейтинга, а вторые текущий и рубежный контроли определяют результат второго рейтинга. Каждая рейтинговая оценка студента складывается из оценки текущего и рубежного контроля, и определяется как среднеарифметическая сумма текущего и рубежного контроля:


РК1 =

Тк1 + Рк1

РК2 =

Тк2 + Рк2

2

2

где: РК 1 – 1-ый рейтинговый контроль;

РК 2 – 2-ой рейтинговый контроль;

Тк 1/2 – 1-ый/2-ой текущий контроль;

Рк 1/2 – 1-ый/2-ой рубежный контроль;

Итоги первого и второго рейтингов вносятся в рейтинговую и аттестационную ведомости не позднее следующего после рейтинговой недели понедельника.

Оценка рейтинга допускаопределяется как среднеарифметическая сумма двух рейтингов и в процентном содержании определяется по следующей формуле:

Рср =

РК1 + РК2

2

где: Рср – усредненная рейтинговая оценка;

РК 1/2 – 1-ый/2-ой рейтинговый контроль;

Итоговый контроль(экзамен) проводится в тестовой форме в ЦТ.

К итоговому контролю допускаются только те студенты, которые не имеют академической задолженности по пререквизитам и имеют рейтинг допуска не менее 50% усредненной рейтинговой оценки.

После завершения экзамена по каждой дисциплине студенту выставляется итоговая оценка, которая включает положительные оценки (50% и выше)рейтинга допуска и итогового контроля.

Оценка текущей успеваемости составляет 70% от итоговой оценки знаний по дисциплине, и оценка экзамена составляет 30% от итоговой оценки знаний по дисциплине:

ИО = Рср х 0,7 + ИК х 0,3

где: ИО – итоговая оценка

Рср – усредненная рейтинговая оценка;

ИК – итоговый контроль

Результаты экзамена вносятся преподавателем в экзаменационную ведомость в день проведения экзамена.

Студент, не согласный с результатами оценки рейтинга допуска и/или итогового контроля, имеет право подать апелляцию не позднее следующего дня после выставления рейтинга и/или проведения экзамена. Результаты заседания апелляционной комиссии оформляются протоколом.

Для пересдачи положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения, обучающийся вновь посещает все виды учебных занятий, предусмотренные рабочим учебным планом по данной дисциплине, получает допуск и сдает итоговый контроль. Пересдача экзамена с оценки «неудовлетворительно» на положительную проводится в этом же порядке.



В качестве инструментов измерения знаний обучающихся выступает шкала оценок. Шкала оценок основана на балльно-рейтинговой буквенной системе.

Шкала оценок по балльно-рейтинговой системе


Оценка по буквенной системе

балл

%-ое

содержание

значение

А

4,00

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1.67

60-64

D+

1.33

55-59

D

1.0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


Рекомендуемая литература:



Нормативно-правовые акты: Земельный кодекс Республики Казахстан: офиц. текст: по состоянию на 4 мая 2005 г. - Алматы: Юрист, 2005. – 116 с.

Основная литература:

1. Почвоведение: учебник для студентов вузов по агрохим.спец. /И.С.Кауричев[ и др.]; под ред.И.С.Кауричева.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат,1989. -719 с.

2. Голубев, И.Ф. Почвоведение с основами геоботаники / И.Ф.Голубев.-М.:Колос,1982.-360 с.

3. Ахмеденов,К.М. География почв с основами почвоведения. / К.М.Ахме-денов, Т.К.Салихов. – Уральск: ЗКАТУ, 2008 – 167 с.

4. Рахимгалиева, С.Ж.Практикум по почвоведению:учеб. пособие для с.-х.университетов/подред.С.Ж.Рахимгалиевой.-Уральск:Изд-во Зап.-Казахст. аграр.-техн. ун-та им.Жангир хана, 2004. – 198 с.


Дополнительная литература:

5. Земельный кодекс Республики Казахстан:офиц.текст:по состоянию на 4 мая 2005 г. - Алматы: Юрист, 2005. – 116 с.

6. Развитие агропромышленного комплекса Западно-Казахстанской области на 2006-2010 годы: региональная программа. - Уральск: 2005. – 64 с.

7.Система ведения сельского хозяйства Западно-Казахстанской области.-Уральск: Изд.-во Зап.-Казахст.аграр.-техн.ун-та им.Жангир хана, 2004. – 276 с.

8. Зональные системы земледелия Уральской области. - Алма-Ата:Кай-нар,1985.-188с.

  1. Николенко,Г.С. Земли Казахстана и их эффективное использование / Г.С.Николенко. - Алма-Ата: Кайнар,1978.-216с.

  2. Дурасов,А.М. Почвы Казахстана /А.М.Дурасов, Т.Т.Тазабеков. - Алма- Ата: Кайнар, 1984. – 254 с.

  3. Котин,Н.И. Почвы Уральской области /Н.И.Котин. - Алма-Ата: Наука, 1967. – 348 с.

  4. Почвенно-мелиоративные условия междуречья Волга-Урал (в пределах Казахстана) - Алма-Ата: Наука КазССР, 1979. – 256 с.

  5. Ковриго, В.П. Почвоведение с основами геологии / В.П.Ковриго, И.С.Кау-ричев, Л.М.Бурлакова. - М.: Колос, 2000. - 416 с.

14.Архипкин, В.Г. Агрогидрологические свойства темно-каштановой почвы ЗападногоКазахстана /В.Г.Архипкин, В.В.Вьюрков //Информ.листок.-Актюбинск:Актюб.ЦНТИ, 1987.-№ 25-87.-4 с.

15. Архипкин,В.Г.Гидрологические константы чернозема обыкновенного южной части Заволжья /В.Г.Архипкин,Д.И.Буров //Почвоведение.1975. -№1-С.102-108.

16.Архипкин, В.Г.Агрофизические показатели плодородия почв Западного Казахстана: методич.указания /В.Г.Архипкин, В.В.Вьюрков.-Уральск: Изд-во Зап.-Казахст.с.-х. ин-т, 1989.-52 с.

17.Вьюрков,В.В.Воспроизводство плодородия почвы в зональных системах земледелия: аналитический обзор /В.В.Вьюрков. -Уральск: Зап.-Казахст. ЦНТИ, 2006. – 58 с.

18. Пискунов, А.С. Методы агрохимических исследований /А.С.Пискунов. М.:

Колос С, 2004. - 312 с.

19. Глуховцев, В.В. Практикум по основам научных исследований в агрономии / В.В.Глуховцев, В.Г.Кириченко, С.Н.Зудилин.-М.: Колос, 2006. - 240с.

20. Бекназаров, Ж.Б.Оценка плодородия почв земельных угодий метод. рекомендации /Ж.Б.Бекназаров, В.Г.Архипкин, Т.К.Салихов. - Уральск: Изд-во Зап.-Казахст. аграр.-техн. ун-та им.Жангир хана, 2007. - 39 с


























  • Карта сайта