МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИСРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИСРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИСРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИСРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ















ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ»


(для студентов факультета естественных наук, 2 курс)







автор-составитель

Э.Р. Барбашина



















Утверждена

на заседании кафедры философии НГУ

____________________________________


________________ В.П. Фофанов



Программа

по курсу «Социальная философия»

для студентов факультета естественных наук, 2 курс

автор-составитель к.ф.н., доц. Э.Р. Барбашина


Предисловие

1. ВГосударственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) закреплены требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов. ГОС ВПО, с одной стороны, призваны содействовать созданию единого образовательного пространства и обеспечивать стабильность системы образования. С другой стороны, государственные стандарты позволяют сегодня вузам и преподавателям более гибко действовать при обосновании и реализации учебных программ: учитывать особенности профессиональной подготовки студентов и их общеобразовательный уровень, разрабатывать вариативные авторские курсы, использовать интерактивные методические формы работы, участвовать в обмене опытом различных вузов и т.д. Следствием реализации этой возможности стало разнообразие образовательных программ и учебных планов по философии, учебников и учебных пособий.

2. Настоящая программа составлена с учетом как общей ситуации в преподавании и изучении философии в отечественных вузах, так и специфики и традиций философского образования в Новосибирском университете.

3. Программа построена по «модульному принципу». Это позволяет ежегодно моделировать содержание и структуру учебного курса в соответствии с уровнем подготовки студентов конкретного курса и даже группы, с конкретизацией их интереса, а также более эффективно использовать новую методическую и учебную литературу.

4. Программа рассчитана на обратную связь, вовлеченность в общение и выбор конкретных тем и текстов со стороны студентов. С этой целью проводятся опросы для выявления самооценок знаний студентов, тематической ориентации их интересов, рейтинговых оценок конкретных занятий и т.д. На основании соотнесения результатов опроса с общей программой формируется ежегодный учебный план.

5. Общеобразовательная программа факультета предусматривает на последующих курсах спецкурсы по гуманитарной проблематике, которые студенты выбирают по интересам. В программе по социальной философии предусмотрена задача ориентации студентов на будущие темы спецкурсов.


1. Организационно-методический раздел

1.1. Название курса: Социальная философия

Курс относится к разделу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и реализуется в рамках общеобразовательных учебных дисциплин факультета естественных наук НГУ.


  1. Цель курса – способствовать духовным и интеллектуальным усилиям студентов в понимании философии как своеобразного и уникального явления в истории и человеческой жизни, ее места в культуре

и исторической памяти человечества, а также роли философии в осмыслении мира и смысла собственной жизни человека.


  1. Задачи курса определены его целью и двумя исходными установками философского образования: 1) знакомство и изучение основных идей и концепций по социально-философской проблематике; 2) овладение навыками самостоятельного философствования, принципами аргументации в процессе проблемно-тематических дискуссий и диалогов.


  1. Место курса в системе гуманитарного образования. Курс является базисной основой формирования мировоззрения, овладения навыками работы с философскими текстами, категориального мышления и рефлексивного осмысления специфики разнообразного гуманитарного знания и его функционального назначения.


  1. Способы достижения цели и задач курса. В лекционном курсе акцентируется внимание на анализе социально-философских проблем, философских течений и учений в социокультурном и мировоззренческом контексте различных исторических эпох. Это позволяет показать все многообразие поисков ответов на «смысложизненные» вопросы мыслителей прошлого и настоящего, факторную обусловленность тех или иных философских идей. Наряду с самоценностью философского наследия, показывается их связь с вопросами на пути собственных поисков в процессе самообразования.

Насеминарскихзанятияхивпроцессесамостоятельнойработыстудентысовершенствуютнавыкиа)работысоригинальнымитекстами,б)аргументированногоизложенияиобоснованиякакавторских,такисобственныхидей,в)ведениядискуссийиспоров,г)корректногообщенияприразличияхвмнениях,оценках,установкахит.д.

Внеаудиторныезанятиявключаютсамостоятельноеизучениеотдельныхтемипроблемкурса,изучениефилософскихтекстовикомментаторскойлитературы,подготовкутематическихсообщенийидокладов,написаниерефератов.

Самостоятельнаяработаобеспечиваетсяметодическимирекомендациями,групповымиииндивидуальнымиконсультациямипреподавателяиметодистачитальногозала.


  1. Требования к уровню освоения содержания курса. По окончанию курса студенты должны:


  1. Формы контроля

Текущийконтрольосуществляетсявтечениесеместранасеминарскихзанятиях,методикакоторыхвключаетследующее:работа«малыхгрупп»изащитаколлективныхпроектовпопроблемам;авторскиефилософскиеэссевписьменнойформе;проблемно-тематическиесообщения;рефераты;индивидуальныесобеседования.Текущаяуспеваемостьоцениваетсявпериод«контрольныхнедель».Вконцесеместрапроводятсяобобщающиезанятияпокомплекснымтемам.


Итоговыйконтрольпредусмотренвформеэкзамена.Студентыимеютвозможностьполучитьоценкукакпобальнойсистемезаработувтечениесеместра,такинаэкзамене.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

/

п/п

Наименование тем и разделов


Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

I.

Социальная философия, специфика социального познания и теория аргументации



4

4

4

2.

Развитие социально-философских идей в социокультурных контекстах


8

8

10

3

Общество как система


6

6

8

4.

Философская антропология, концепции культуры


6

6

6

5

Общество в историческом измерении


4

4

4

6

Социальная философия в современном изменяющемся мире


4

4

4


Итого


32

32

38


  1. Содержание курса

2.1.Новизнакурсасвязанасавторскимивариантамиструктурыисодержаниялекционногокурса,синтерпретациейконкретныхфилософскихидейиучений.садаптациейопытапреподаванияфилософиивведущихотечественныхизарубежныхвузах;включениевсодержаниелекцийисеминарскихзанятийрезультатовсобственнойнаучно-исследовательскойдеятельности,вт.ч.результатовмноголетнихэмпирическихисследованийповопросаммежкультурноговзаимодействия,проблемобразованияисоциализациимолодежи,жизненныхустановокиценностеймолодежи,проблеммиграцииимаргинальности,атакжев использованииразличныхэлементовинновационныхметодик.


2.2.Значениекурсадляспециальнойподготовкистудентовопределяетсяегообщеобразовательнойфункцией,рольювповышениикультурымышленияиобщения,осознанияспецификинаукикаксоциальногоинститута,социальныхиаксиологическихаспектовформированиянаучныхколлективов.Особоезначениеимеетовладениеметодологиейосмысленияиинтерпретациисоциальныхпроцессовифактов.


2.3.Структураисодержаниекурса

Раздел 1. Социальная философия, специфика социального познания и теория аргументации

Социальная философия в системе современного философского знания. Аксиологический аспект социальной философии. Социальная философия и идеология. Практическое значение социального знания.

Методы социально-философского исследования.

Основы теории аргументации. Аргументация как обоснование и коммуникативный процесс. Спор простой и сложный. Структура аргументации. Правила и ошибки аргументации.


Раздел2.Развитиесоциально-философскихидейвсоциокультурныхконтекстах

Социально-философские идеи Древнего Китая и Древней Индии. Конфуцианство. Социально-философские идеи в Античной.

Социально-философские идеи от Средневековья до современности. Социокультурная обусловленность развития учений о человеке и обществе. Многообразие социально-философских идей: общее и уникальное..

Современный этап развития социальной философии: основные течения и персоналии, антропологизм, от общемировых вопросов к проблемам повседневности и «жизненного мира».


Раздел 3. Общество как система

Социальность, социум, общество. Целостность и системность общества. Социальная структура.

Социальная стратификация. Социальные общности: семья, этнос, молодежь и др. Социальные отношения. Концепции равенства и социальной справедливости. Власть, государство и право. Функции власти.

Общение, социальные отношения. Жизненный мир как социально-философская проблема. Социальные конфликты и кризисы идентичности.

Гражданское общество и государство. Структура и функции социального института.


Раздел 4. Философская антропология, концепции культуры

Основные этапы развития учений о человеке. Поиски ответов на вопросы о сущности человека, смысле жизни, свободе, ответственности. Человек – «существо» религиозное, политическое, нравственное, разумное, играющее. Проблемы социализации и идентификации, самоопределения и самореализации. Вопросы жизни и смерти. Многообразие концепций культуры. Человек в культуре, культура в человеке. Массовая культура. Человек – существо творческое.


Раздел 5. Общество в историческом измерении

Социальное время и пространство. Социально-философские идеи об обществе в историческом изменении. Проблема направленности исторического и «конца истории». Идеи социального прогресса: за и против. Футурологические идеи и концепции.


Раздел 6. Социальная философия в современном изменяющемся мире

Формы и типы социально-философского осмысления и интерпретации современности. Сценарное прогнозирование будущего. Личность и массы. «Восстание масс». Культура: стандартизация – индивидуализация. Глобализация. Философия повседневности.



2.4. Ориентировочный вариант конкретизации программы в учебном плане семестров и учебных групп:

Темы лекций

Социальная реальность и социальное знание. Идеология и социальное познание

Социальная философия в структуре философского знания. Проблемное поле социальной философии

Социально-философские идеи в античной философии

Проблемы человека и общества в средневековой философской мысли

5. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Ренессанса

6. Обзор основных концепций социальной философии Нового времени

  1. Обзор основных направлений современной социальной философии. Фундаментальные изменения в современной социально-философской мысли

  2. Общество как система: подходы и способы интерпретации

  3. Человек и общество как социально-философская проблема. Поиска ответа на вопрос о сущности человека

  4. Социальная дифференциация. Социальные общности (семья, этнос, классы, молодежь и др.). Социализация и идентификация: я, мы, свой – он, они, чужой – Другой

  5. Исторический процесс: подходы, интерпретации. Гипотезы общественного прогресса и регресса

  6. Концепция естественно-исторического процесса К. Маркса. Культурно-исторические типы, исторические циклы

  7. Современные глобальные проблемы: интерпретации и сценарии решения. Концепция устойчивого развития

  8. Человек в современном мире. Проблемы «личность и массы» в социальной мысли ХХ века. Феномен массовой культуры

  9. Запад, Восток, Россия в диалоге культур: история и современность


Основные темы семинарских занятий и свободных трибун


1.Социальнаяфилософиявструктуресовременнойфилософии

2. Философская антропология. История антропологических учений. Поиски ответа на вопрос о сущности человека

3. Развитие представлений об обществе. Общество и природа. Социальное время и пространство

4. Социальная структура общества

5. Фундаментальные социальные отношения: господство и власть, насилие и принуждение, равенство и иерархия, социальная справедливость

6.Социально-философские модели развитие общества. Цивилизация и культура

7. Соборность и общественность в русской социально-философской

мысли

8. Религиозное, нравственное и эстетическое освоение мира

9. Нормы, ценности, идеалы

10. Жизнь, смерть и бессмертие как социально-философские проблемы

11. Проблема бессознательного и структура личности: фрейдизм и неофрейдизм

12. Вопросы сущности и существования в экзистенциализме

13. Идеи воли, власти, пути к «сверхчеловеку» в учении Ф. Ницше

14. Мировая и национальная культура. Высшие ценности бытия

человека


2.4. Литература

I.Учебныепособия

  1. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000

  2. Губин В.Д. Основы философии. М., 1998

  3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000

  4. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001

  5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997

  6. Кемеров В.Е. введение в социальную философию. М., 1994

  7. Крапивинский С.Э. Социальная философия. М., 1998

  8. Культурология: XX век. Антология. М., 1995 (Работы В.Дильтея, В.Виндельбанда. Г.Зиммеля, Э.Кассирера, Т.Лессинга, Г.Риккерта).

  9. Марков Б.В., Пигров К.С. Философия. СПб., 1996

  10. Роберт П. Вольф. О философии. Пер. с англ. М., 1996

  11. Реале Дж. и Антисери Д. западная философия от истоков до наших дней. В 4 кн. СПб., 1997

  12. Мишель Гурина. Философия. Пер. с фр. М., 1998

  13. Социальная философия. Хрестоматия. В 2-х тт. М., 1994

  14. Философия культуры. СПб., 1992

  15. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1999

  16. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. М., 1997


II.Тексты

  1. Платон. Государство

  2. Августин А. Исповедь

  3. Макиавелли Н. Государь

  4. Гоббс Т. Левиафан

  5. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства

  6. Кант И. Пролегомены

  7. Гегель Г.В. Философия истории

  8. Маркс К. К критике политической экономии (Предисловие)

  9. Ницше Ф. К генеалогии морали

  10. Данилевский Н. Россия и Европа

  11. Шпенглер О. Закат Европы

  12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма

  13. Бердяев Н.А. О назначении человека

  14. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 7, 9

  15. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  16. Фромм Э. Бегство от свободы

  17. Фромм Э. Иметь или быть?

  18. Фромм Э. Искусство любви

  19. Камю А. Миф о Сизифе

  20. Камю А. Бунтующий человек

  21. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм

  22. Соловьев В.С. Смысл любви

  23. Франкл В. Человек в поисках смысла

  24. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //Хайдеггер М. Время и бытие

  25. Ясперс К. Смысл и назначение истории

  26. Проблема человека в западной философии. М., 1988.



Примечание: Литература указана без «выходных данных» из-за большого числа изданий. Список дополнительной литературы конкретизируется к каждому занятию.