Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Ивановский государственный университет


Филологический факультет


Утверждаю:

Декан филологического факультета

________________ И.А. Хромова

«__» _________________2011 г.





Рабочая программа дисциплины



Основы филологического анализа текста


Ч. I. Литературоведческий анализ текста



Направление подготовки

032700 – Филология



Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

Преподавание филологических дисциплин



Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная





Иваново 2011


  1. Цели освоения дисциплины

Целью курса является формирование системы филологических знаний, также научить студентов рассматривать текст как единство идейно-эстетического содержания и его языкового воплощения, интерпретировать художественный текст на основе его основных единиц и категорий.

Целями освоения учебной дисциплины «Основы филологического анализа текста» являются компетенции ОК-2, ПК-1,3, 1,5 которые заключаются в способности филолога к текстовой коммуникации, а также в профессиональной готовности анализировать и при необходимости – создавать лингвистически и литературоведчески грамотные, связные стилистически оформленные в соответствии с жанром тексты.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3. Она представляет собой интегративный курс, учитывающий и обобщающий результаты лингвистических и литературоведческих исследований.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции полученные студентами в результате изучения курсов Общепрофессионального цикла: «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История русской литературы», «Поэтика и стилистика».

Данный предмет принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов, с одной стороны, и носит последовательно практический характер, чтобы привить студентам навыки исследовательского прочтения художественного текста, с другой стороны.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 Знать: основные признаки и основные категории художественного текста как особой эстетической реальности, различные подходы к филологическому анализу текста, понятие структуры литературного произведения.

 Уметь: применять полученные знания для творческого анализа большого количества текстов, определять методику анализа, проводить анализ в единстве формы и содержания, сочетать и литературоведческий и лингвистический анализ текста.

 Владеть: умениями и навыками анализа художественного текста и отдельных его категорий, методикой целостного и выборочного анализа текста и интерпретацией художественного текста на основе его основных единиц.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология»:


профессиональных (ПК):

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об историческом и современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– способность применять полученные знания в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации,филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных 3 единицы, 108 часов(экзамен). I часть «Основа литературоведческого анализа» составляет 2 зачетные единицы (72 часа)

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя се­местра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

1

Введение.

Теоретические и методологические предпосылки филологического

Анализа. Художественный текст и его основные признаки.

6

1

Л.2


СР 2



2

Соотношение между анализом и интерпретацией текста



.

ПР2.

СР4

Круглый стол по данной теме.


Структура литературного произведения и её анализ


2

2


СР 2


3

«Образ автора» как основа стиля художественного произведения. Способы

выражения авторской позиции в эпическом, драматическом и лирическом произведении.


3-8

2

6

2

Участие в практическом занятии

4.

Сюжетно-композиционная структура текста. Хронотоп как выражение авторской картины мира.

6

9-10

2

4

2

Участие в практическом занятии

5.

Композиционно-речевая организация текста.

Структура повествования.


11-12

2

4

2

Участие в практическом занятии

6

Образный строй текста.

Создание образов действующих лиц в художественном произведении


13-14

2

2

2

Участие в практическом занятии

7.

Интертекстуальные связи литературных произведений


15-16

2

4

6

Письменная контрольная работа











































5. Образовательные технологии:

Рекомендуемые образовательные технологии проблемного обучения: методы: дискуссия, групповая работа, активные и интерактивные формы проведения занятий: круглый стол, деловые и ролевые игры, мозговой штурм.

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1. Студентам предлагается подготовить эссе, сообщения о современном прочтении чеховских произведений в театральных и киноинтерпретациях или предложить собственную интерпретацию следующих произведений: «Дуэль», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».

6.2.

Вопросы для зачета

1.Понятие текста в лингвистике, литературоведении и культурологии.

2.Основные признаки художественного текста как эстетической реальности.

3.Структура художественного текста и её анализ.

4.Интерпретация как форма постижения смысловой целостности художественного текста.

5.Анализ внешней композиции (архитектоники) и внутренней композиции художественного текста.

6.Сильные позиции текста.

7.Выявление «семантической» композиции текста. Роль повторов в структуре текста. Ключевые слова в тексте.

8.Анализ рамочных компонентов текста.

9.Образный строй текста. Анализ образных средств.

10.Аналих структуры повествования. Типы художественного повествования.

11.Анализ субъектно-речевых планов повествователя и персонажей.

12.Хронотопическая организация художественного текста, её содержательное значение.

13.Анализ способов выражения авторской позиции: авторские описания. Выражение авторской позиции в эпическом, лирическом и драматическом произведении.

14.Анализ соотношения заглавия и эпиграфа с текстом произведения.

15.Ремарки в драматическом произведении как проявление авторской позиции.

16.Анализ интертекстуальных связей в художественном тексте.


6.3. Письменная контрольная работа.

Студентам предлагается проанализировать предложенные тексты с точки зрения принципов их построения (сюжетно-композиционная и композиционно-речевая организация текстов) и способов выражения авторской позиции в тексте.

А.С. Пушкин «Послание в Сибирь», «Я вас любил». «Станционный смотритель», «Пиковая дама».

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». «Тамань».

Н.В. Гоголь «Ревизор». «Шинель», «Мертвые души».

И.С. Тургенев «Ермолай и мельничиха», «Ася».

Н.А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда».

А.Н. Островский «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Поздняя любовь».

Ф.М. Достоевский «Кроткая».

А.П. Чехов «Студент», «Ионыч». «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


а) основная литература:

1.Никулина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студентов высш. учебного заведения. М., 2003. – 256 С.

2.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. М.: «Флинта», 2009, 520 С.

3. Художественный текст. Структура. Язык. Стиль. СПб, 1993.

4. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. СПб., 1999.

5.Тюпа В.И. Аналитика художественного текста: Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.

6.Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание» // Русский язык в школе. – 1993. - № 6).


б) дополнительная литература:

1.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа //Эстетика словесного творчества. М., 1979, С. 281-308.

2.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. // М., 1975.

3.Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1990.

4.Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.

5.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

7.Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

8.Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

9.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

10..Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

11.Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

12.Гуковский Г.А. Изучение художественного произведения в школе.

13.Анализ литературного произведения. Л., 1976.

14.Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982.

15..Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

16.Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб, 2011.

17.Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1972.


Электронные ресурсы:

1.Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста: практикум. М.: «Флинта» 2011. Bookfinder.ru

2.Филологический анализ текста. Text._analysis.academic.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки), аудитория;библиотечные фонды Ивановской областной научной библиотеки, библиотеки ИвГУ и ЭБС ИвГУ, библиотечные фонды кабинетов кафедр русской словесности и культурологи, теории литературы и литературы ХХ в., русского языка и методики преподавания русского языка.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 032700 – Филология. Отечественная филология. Преподавание филологических дисциплин.


Автор: кандидатфилол. наук, доцент Хромова И.А.


Программа рассмотрена на заседании кафедры русской словесности и культурологии от «6» сентября2013г., протокол № 1.



Программа одобрена на заседании Ученого совета филологического факультета от «10» сентября 2013г., протокол № 1.