Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Кафедра теории и истории государства и права





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ИГУМ ____________ Ю.А.Прокофьев

«____»__________2011г.





ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Дисциплина по направлению 030900 – «Юриспруденция»

Рабочая программа








СОГЛАСОВАНО

Начальник учебного отдела

___________ __________

«____» ___________2011 г.


Заведующий выпускающей

Кафедры КГПД

___________ В.Ф.Прокофьев

«___» __________ 2011 г.

Разработал

Доцент НовГУ

__________ С.И. Митина

«____»_____________ 2011 г.


Принято на заседании кафедры

Заведующий кафедрой

___________ М.Н.Петров

«____»_____________ 2011 г.










Великий Новгород

2011

1. Цели освоения дисциплины


Цель курсасостоит:

1) в формировании системы фундаментальных знаний в области юриспруденции, в усвоении методологической основы юридических наук, выработке навыков профессионального анализа юридических документов и юридической практики (правотворческой и правоприменительной) через изучение основных и общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права в целом, в их единстве и взаимосвязи;

2) в подготовке бакалавра к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая.


Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:


формирование у студентов системы знаний, имеющих значение для фундаментальной подготовки юриста широкого профиля, содействовать усвоению ими общих правовых понятий, необходимых для эффективного изучения других юридических дисциплин;

формирование системы логического мышления у студентов, основанную на понимании закономерностей и взаимосвязей процессов развития государственных и правовых институтов;

содействие формированию цельного юридического мировоззрения и правовой культуры учащихся;

-обучение методике анализа и толкования правовых норм, систематизации нормативно-правовых актов;

-привитие первичные навыки самостоятельной работы с правовыми документами.

- содействие подготовке квалифицированных специалистов, подготовленных к организационно-управленческой, правотворческой, правоприменительной, а также конкретно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции, владеющих требуемым объемом теоретических знаний и уметь квалифицированно применять их на практике.

- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.



  1. Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки


Дисциплина входит в базовую (БЗ) часть профессионального цикла общей образовательной программы.

Теория государства и права является базовой методологической наукой и учебной дисциплинойи тесно связана с другими юридическими науками и учебными дисциплинами, в первую очередь, теоретико-исторического цикла, направленными наизучение основных и общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права в целом, в их единстве и взаимосвязи.

Базовые знания в области теории государства и права, полученные при изучении данного курса, используются при освоении отраслевых и специальных юридических дисциплин а также при выполнении выпускной квалификационной работы.


3. Требования к результатам освоения дисциплины



В результате изучения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1):

-способен дать квалифицированную профессиональную оценку своего собственного поведения и поведения других субъектов правовых отношений;

- осознает необходимость социально активного поведения в сфере права с целью предотвращения противоправных проявлений;

2. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6):

- осознает негативность коррупционности, понимает правовую природу коррупции как явления и феномена;

- знает особенности законодательного регулирования борьбы по противодействию коррупции в отдельных зарубежных странах и межгосударственных объединениях;

3. способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9):

- знаком с современными профессиональными технологиями оценки уровня правопорядка и законности в обществе;

- способен выявлять причинно-следственные связи в развитии общественных отношений и соответствующего механизма правового регулирования;

- проявляет активность в санкционированных государством формах социально-политической практики (избирательные кампании, участие в разработке и обсуждении законопроектов);

4. способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1):

- обладает навыком анализа и оценки уровня правового регулирования общественных отношений;

- способен осуществлять правотворческую практику в соответствии с принципами компетентности, профессионализма;

- владеет методикой систематизации нормативного материала на профессиональном уровне;

5. способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5):

- осознает необходимость осуществления правоприменения на принципе законности, в соответствии с общими целями правового регулирования;

- способен грамотно осуществлять правовую квалификацию и разрешать правовые коллизии;

- умеет квалифицированно толковать нормативно-правовые акты на профессиональном уровне (ПК-15);

6. способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11):

- способен профессионально осуществлять квалификацию правонарушений;

- умеет выявлять предпосылки и конкретные причины снижения уровня законности и правопорядка, разрабатывать модели превентивных действий;

- владеет умением квалификации субъективной стороны правонарушения (вины) и определения вида юридической ответственности;

7. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16):

- знает методы и средства различных видов юридической практики (правотворческой, правоприменительной, систематизирующей, процессуальной и т. д.);

- свободно ориентируется в современной нормативной базе;

- владеет методикой работы с юридическими документами ненормативного содержания;

8. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19):

- обладает высоким уровнем правовой культуры;

- владеем профессиональной методикой работы с аудиторией по вопросам юридической практики;

- умеет квалифицированно применять профессиональные знания.



4. Структура и содержание дисциплины


4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации


Учебная работа (УР)

Всего

Распределение по семестрам

1

2

Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ), в т.ч.:

-зачет/экзамен, ЗЕ

Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):

- лекции

- практические занятия (семинары)

- аудиторная СРС

- внеаудиторная СРС

6



1




30


60

30

90


2



1




15


30

15

36

4



1




15


30

15

54

Аттестация:

- зачет

- экзамен







36





4.2. Содержание дисциплины


Модуль, раздел (тема), КП/ КР

Семестр

недели

Трудоемкость по видам УР (в АЧ)

Баллы Рейтинга

Рекомендуе-

мые источники




лек

Пр.

Ауд. СРС

Вне

ауд. СРС

Поро-

говый

Макси-мальный


Раздел 1. Общая теория государства и права как наука

1

1

2

2

2

4




1.Предмет, Объект и методология государства и права

1

1

2

2

2

4



1-3,5

Раздел 2. Теория государства

1

2-17

13

28

13

41

25

50


2.1 Понятие, сущность и признаки государства.

1

9

2

4

2

6



1-4,7,9

2.2 Функции государства

1

10

2

4

2

7




2.3 Типология и формы государства.

1

11-12

3

6

3

7



1-4,7,10

2.4 Механизм государства


13

2

5

2

7




2.5 Личность, право, государство. Гражданское общество и правовое государство.

1

14-15

2

5

2

7



1-4,5,

14,19

2.6 Государство в политической системе общества

1

16-17

2

4

2

7



1-4,11,

16

Раздел 3. Теория права

2

1-17

15

30

15

45

35

75


3.1. Сущность, принципы и функции права.

2

1-2

1

2

1

4



1-4,14,

19

3.2. Право в системе нормативного регулирования

2

3-4

1

2

1

4



1-4,8,

10,20

3.3 Нормы права. Источники права

2

5-6

2

4

2

5



1-4,5,

7,15

3.4 Система права.

2

7

2

4

2

4



1-4,11,

16

3.5 Правотворчество и систематизация нормативных актов

2

8

1

2

1

4



1-4,12,

17

3.6 Правовые отношения.

2

9

1

2

1

4




3.7 Реализация правовых норм. Толкование права

2

10

1

2

1

4



1-4,5,15

3.8. Правомерное поведение, правонаруше-ние и юридическая

ответственность

2

11-12

2

4

2

4



1-4,8,16

3.9. Правовые системы современности

2

13-14

1

2

1

4



1-4,6,10

3.10. Законность, правопорядок и дисципли-на

2

15-16

2

4

2

4



1-4,10,

14,19

3.11. Механизм правового регулирования


17

1

2

1

4




Итого



30

60

30

90

110

250






4.3 Формирование компетенций студентов


№ модуля дисциплины

Трудоемкость модуля, АЧ

Компетенции

Раздел 1

6

ОК-3, ОК-4, ОК-5

ПК-1, ПК-3, ПК-7

Раздел 2

76

ОК-3, ОК-4, ОК-5

ПК-1, ПК-3, ПК-7

Раздел 3

98

ОК-3, ОК-4, ОК-5

ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-9, ПК-12

Итого:

180




5. Образовательные технологии


Образовательный процесс по дисциплине строится на основе организация познавательной деятельности студента, включающей в себя элементы пассивного, активного и интерактивного обучения.

Интерактивное обучение – это совместное проблемное обучение через действие.

Во-первых, это обучение в сотрудничестве. Речь идет о сотрудничестве студентов и с преподавателем, и друг с другом. Участники (студенты) взаимодействуют, работают в команде, инструктор (преподаватель) помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как координатор из действий.

Во-вторых, обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

В-третьих, центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность участников.

Таким образом, задавая вопрос о том, что делали студенты во время занятия, можно отделить интерактивные методы («мы вместе действовали с целью практического решения проблемы) от более традиционных, академических методов: «пассивных («мы слушали») или чуть более активных («Мы по очереди отвечали»).

В зависимости от уровня подготовки студентов, вида занятий и конкретики излагаемого материала рекомендуется использовать следующие методы преподавания, которые условно можно разбить на четыре основные группы по типу коммуникации между студентами и преподавателем:

Реализация такого рода модели организации образовательного процесса выражается в использовании следующих образовательных технологий:

Для успешной реализации образовательных технологий и с целях улучшения системы коммуникации преподавателя и со студентами возможное использование информационных технологий: предоставление информации в электронном виде, выдача рекомендаций по электронной почте, использование мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях и т.д.

Предполагаемые формы проведения лекционно-практических занятий по дисциплине представлены в следующей таблице.


Тема занятий

Форма проведения

Раздел 1. Общая теория государства и права как наука

1.1 Предмет, объект и методология государства и права

Вводная информационная лекция; проблемная лекция; обсуждение тематики практических, творческих занятий, эссе и т.д. Проблемная лекция

Раздел 2. Теория государства

2.1 Понятие, сущность и признаки государства.

Проблемная лекция, технические демонстрации.

2.2 Функции государства

Работа в малых группах, технические демонстрации, обсуждение проектов

2.3 Типология и формы государства.

Лекция-презентация; проблемный семинар; дискуссии

2.4 Механизм государства

Обобщающий семинар; имитация судебного процесса

2.5 Личность, право, государство. Гражданское общество и правовое государство.

Проблемная лекция; презентация эссе и обсуждение результатов эссе; конференция

2.6 Государство в политической системе общества

Проблемная лекция с использованием видеоматериалов и иллюстративного материала; ситуационный анализ источников; конкурс проектов.

Раздел 3. Теория права

3.1. Сущность, принципы и функции права.

Лекция-презентация; проблемный семинар; дискуссии

3.2. Право в системе нормативного регулирования

Проблемная лекция; общая тематическая дискуссия.

3.3 Нормы права. Источники права

Проблемная лекция; презентация эссе и обсуждение результатов эссе; конференция

3.4 Система права.

Деловая ролевая игра, работа в малых группах

3.5 Правотворчество и систематизация нормативных актов

Лекция-презентация; проблемный семинар, технические демонстрации

3.6 Правовые отношения.

Презентация и обсуждение индивидуальных творческих заданий.

3.7 Реализация правовых норм. Толкование права

Обсуждение результатов; лекция-презентация; дискуссия на основе просмотренного фильма.

3.8. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая

ответственность

Проблемная лекция-презентация; деловая игра (на основе полученного тематического задания).

3.9. Правовые системы современности

Проблемная лекция; творческий семинар.

3.10. Законность, правопорядок и дисциплина

Проблемная лекция-презентация; презентация результатов индивидуальных тематических исследований и проектов; обобщающая лекция

3.11. Механизм правового регулирования

Проблемная лекция; творческий семинар.




6. Оценочные средства контроля успеваемости


Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

текущий:контроль выполнения практических, аудиторных и домашних заданий;


Темы и формы практических занятий (ПЗ):

Номер занятия

Номер темы

Наименование практического занятия

Форма проведения

ПЗ-1

1.1

Предмет и метод общей теории государства и права.

Работа в малых группах, индивидуальные творческие задания

ПЗ-2

2.1

Происхождение государства и права.

Проблемный семинар, решение казусов, моделирование ситуаций и их решения

ПЗ-3

2.2

Понятие, сущность и признаки государства.

Ролевая игра (мини-сценки по темам и обсуждение)

ПЗ-4

2.3

Функции государства

Презентация и обсуждение эссе

ПЗ-5

2.4

Типология и формы государства.

Составление и решение казусов (задач), дискуссия с предварительной подготовкой студентов-модераторов

ПЗ-6

2.5

Личность, право, государство. Гражданское общество и правовое государство.

Деловая игра, дискуссия

ПЗ-7

2.6

Особенности развития права Германии в средние века. «Каролина» (1532).

Моделирование ситуаций, решение казусов

ПЗ-8

3.1

Государство в политической системе общества

Структурный и системный анализ отдельных документов при работе в малых группах, обобщающая дискуссия

ПЗ-9

3.1

Сущность, принципы и функции права.

Работа с тематическим словарем, отработка навыков владения методологией ТГП

ПЗ-10

3.2

Право в системе нормативного регулирования

Конкурс проектов с презентацией и обсуждением

ПЗ-11

3.3

Нормы права. Источники права

Проблемный семинар,

практическая работа с действующими кодексами

ПЗ-12

3.4

Система права.

Моделирование ситуаций, решение казусов, «живая» демонстрация

ПЗ-13

3.5

Правотворчество и систематизация нормативных актов

Игра-конкурс, подготовленная студентами с участием преподавателя

ПЗ-14

3.6

Правовые отношения.

Презентация и обсуждение эссе творческих заданий

ПЗ-15

3.7

Реализация правовых норм. Толкование права

Дискуссия и обсуждение ситуации (использование видеофильма как ситуации для анализа)

ПЗ-16

3.8

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность


Дискуссия и обсуждение ситуации (использование видеофильма как ситуации для анализа), написание рецензии

ПЗ-17

3.9

Правовые системы современности

Круглый стол

ПЗ-18

3.10

Законность, правопорядок и дисциплина

Круглый стол

ПЗ-19

3.11

Механизм правового регулирования

Проблемный семинар


Темы домашних заданий для СРС:

Наименование домашнего задания

Кол-во баллов

ДЗ-1

Творческое индивидуальное задание по тематике семинара (использование в аналитических прогностических исследованиях общетеоретической методологии)

3

ДЗ-2

Сообщение-презентация «круглый стол»

2

ДЗ-3

Работа с нормативным материалом в целях формирования умения квалифицированно соотносить содержание нормы и текст нормативного акта

3

ДЗ-4

Подготовка к деловой игре – моделированию форм правомерного поведения

3

ДЗ-5

Отработка навыка квалификации правонарушения

3

ДЗ-6

Разработка методики выявления пробелов в действующем законодательстве

4

ДЗ-7

Составление модели законодательного акта, моделирование эффективного регламента законодательной процедуры

4

ДЗ-8

Написание рефератов-исследований по проблеме повышения уровня законности и правопорядка

3

ДЗ-9

Составление словаря терминов по материалу раздела

3



рубежный:предполагает использование педагогических тестовых материалов для аудиторного контроля теоретических знаний (примеры заданий в тестовой форме даны в приложении А); учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период, систематичность работы и творческий рейтинг (участие в конференции, публикации, творческие идеи, ..). Рубежный контроль осуществляется в два этапа;

семестровый:осуществляется посредством экзамена и суммарных баллов за весь период изучения дисциплины.


Вариант 1 итогового экзамена:

Экзамен проводится в устной форме и состоит из двух частей:

  1. Теоретическая часть (вопросы приведены в приложении Б).

  2. Решение казуса (задачи) по одному из изученных источников или анализ конкретной ситуации


Вариант 2 итогового экзамена:

Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание по истории государства и права зарубежных стран состоит из трех разделов:

- первый раздел – блок тестовых вопросов (содержит пять вопросов), на каждый из которых дается три ответа. Задание заключается в выборе одного правильного ответа.

- второй раздел содержит один вопрос. Задание состоит в том, чтобы максимально точно и полно перечислить и раскрыть признаки того или иного явления.

- третий раздел содержит один вопрос по программе курса. При ответе на данный вопрос (объемом не более 1 страницы) обязательно указать основные нормативно- правовые акты (их название и дату принятия).

Критерии оценки экзаменационного задания

1. Первый раздел оценивается по системе: 0, 3 балл за каждый тестовый вопрос.

Максимальное количество баллов - 15

2. Второй раздел оценивается по системе: 0, 5, 10, 15 баллов.

Максимальное количество баллов - 15

3. Третий раздел оценивается по системе: 0, 10, 15, 20 баллов.

Максимальное количество баллов - 20

Критерии оценки первого задания:

3 балла – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ.


Критерии оценки второго задания:

15 баллов

—Перечислены и полно раскрыты все признаки

10 балла

—Перечислены и полно раскрыты все признаки, но встречаются некоторые неточности (ошибки)

5 балла

—Перечислено и раскрыто более половины признаков, имеются отдельные ошибки и неточности

0 баллов

—Перечислено и раскрыто менее половины признаков, имеются существенные, грубые ошибки; нет ответа


Критерии оценки третьего задания:

20 баллов

—Вопрос раскрыт полностью

15 балла

—Вопрос раскрыт полностью, но имеются незначительные неточности ( ошибки )

10 балла

—Вопрос раскрыт более чем наполовину, имеются отдельные ошибки и неточности

0 баллов

—Вопрос раскрыт менее чем наполовину, имеются существенные, грубые ошибки; нет ответа


Система соотношения баллов и экзаменационной оценки


Сумма баллов

Экзаменационная оценка

43-50 (85-100% от максимальной суммы)

5 (отлично)

34-42(66-84% от максимальной суммы)

4 (хорошо)

26-33 (51-65% от максимальной суммы)

3 (удовлетворительно)

0–25 (до 50% от максимальной суммы)

2 (неудовлетворительно)



Технологическая карта дисциплины с оценкой различных видов учебной деятельности по этапам контроля приведена в приложении В



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ


- пороговый («оценка «удовлетворительно) – 120 – 139 баллов.

- стандартный (оценка «хорошо») – 140 – 179 баллов.

- эталонный (оценка «отлично») – 180 – 200 баллов.



Критерий

В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует

пороговый

знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации учения;

стандартный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками); средний уровень мотивации учения;

эталонный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному); высокий уровень мотивации учения.




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


7.1. Основная литература

  1. Теория государства и права: основы науки / С.И. Митина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010.

  2. Теория государства и права: учебник/ Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2009.

  3. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Матузова, А.В.Малько. М. 2008. 771 с.

  4. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. М. 2009. В 3-х т.

  5. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007.



7.2. Дополнительная литература


Абдуллаев М.И. Теория государства и права. СПб. 2003.

Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. М., 2009.

Венгеров М. Теория государства и права М., 2009.

Габричидзе Б.Н. Юридическая ответственность: учеб. пособие/ Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. М., 2005.

Григонис Э.П. теория государства и права: Курс лекций. СПб., 2002.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

Иванников И.А. Общая теория государства и права. М. 2008.

Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Ярославль, 2005.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. М., 2009.

Комаров С.А. Теория государства и права. СПб., 2004.

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004.

Лейст О.Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. М., Ростов н/Д., 2003.

Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. М. 2008.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М, 2009.

Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2007.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999.

Общая теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. В 3-х т.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2005.

Сырых В.М. Логическое основание общей теории права. Т. 1: Элементный состав. М, 2004.

Теория государства и права/ Под ред. В.К. Бабаева, В.В. Баранова. М., 2003.

Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007.

Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т./ Авт. – сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2001.

Теория государства и права: учебник/ Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2009.

Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000.

Чащин А.Н. Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права. М., 2008.

Чердвинцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001.


7.3. Источники


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ


Конституция Российской Федерации // РГ ОТ 25 декабря 1993 Г. № 237

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32.

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002 г. № 46.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть 1).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ от 7 января 2002 г. РФ № 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть 1).

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ от 1 января 1996 г. № 1.



ИСТОЧНИКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ


Аристотель. Политика// Сочинения: В 4 т. М., 1988. Т. 4.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Соч.: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Гроций Г. О праве войны и мира. М, 1994.

Кант И. Критика чистого разума// Собр. соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.

Каутский К. Развитие форм государства. Ростов-н/Д., 1905.

Ленин В.И. О государстве// Полн. собр. соч. Т. 33.

Локк Дж. Два трактата о правлении// Соч.: В 3 т. М, 1988. Т. 3.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

Ницше. Ф. Воля к власти. М., 1986.

Платон Государство// Соч.: В 4 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 1.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. СПб., 1995г. Т. 2. Кн. 6.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М, 1969.

Цицерон. Диалоги. М, 1966.

Энгельс Ф Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходим класс, оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации:

- лекций-презентаций (слайд-шоу, электронные Power-point презентации по темам занятий) и презентаций проектов;

- видеоматериалов.





Приложения


Приложение А

Пример заданий в тестовой форме для рубежного контроля


Тестовые задания сформулированы таким обра­зом, чтобы в процессе их использования можно было проконтролировать, насколь­ко глубоко студентами усвоены категориальный аппарат теории права и государ­ства, признаки и особенности государственно-правовых явлений.

При выполнении тестовых заданий преподавателям и студентам рекомендует­ся обратить внимание на то, что в учебное пособие включены три типа тестов.

Первый тип тестов содержит три варианта ответов, один из которых правиль­ный. Например: «По какому критерию выделяются правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты?».

  1. По длительности существования фактических обстоятельств.

  2. По правовым последствиям.

  3. По волевому признаку.

В приведенном тесте правильный ответ содержится в позиции 2.

Второй тип тестов в предложенных вариантах ответов содержит два и более правильных ответа. Например: «Назовите специально-юридические функции права».

  1. Политическая.

  2. Регулятивная динамическая.

  3. Воспитательная.

  4. Регулятивная статическая.

  5. Экономическая.

6. Охранительная.

В рассматриваемом тесте правильные ответы содержатся в позициях 2, 4, 6.

В третьем типе тестов студентам предлагается определить видовую принадлеж­ность перечисленных в задании явлений или признаков. Например: «Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), международное публичное право (л), административное право (м), природоохранительное право (н)?».

  1. Историко-теоретические.

  2. Межотраслевые.

  3. Отраслевые.

  4. Прикладные.

  5. Международные.




Приложение Б.

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Теория государства и права»


1.Формы территориального устройства государства

2.Федерация как форма государства

3. Политический режим

4. Форма правления государства: понятие и классификация

5. Суверенитет государства: понятие, содержание

6. Государственный аппарат, понятие и классификация органов государства.

7. Политические, структурные и территориальные характеристики современного

Российского государства

8. Понятие и признаки государства

9. Правовое государство: его признаки и исторические корни теории.

10. Состав правонарушения

11. Правовая культура: понятие, роль в жизни общества.

12. Нормативная основа политической системы общества

13. Понятие и функции права

14. Формы (источники) права

15. Закон как источник права

16. Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества.

17. Правотворчество: понятия. Принципы, виды

18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

19. Понятие нормы права. Структура нормы права

20. Классификация норм права

21. Система права: понятие, принципы строения, структура

22.Отрасли и институты права: понятие и виды.

23. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

24. Правоотношение: понятие, структура, виды

25. Субъекты правоотношений.

26. Субъективные права и юридические обязанности

27. Реализация права: понятия и формы

28. Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды

29. Юридические факты

30. Толкование права: понятие, способы

31. Виды толкования юридических норм

32. Правонарушение: понятие, виды

33. Законность и правопорядок.

34. Органы законодательной власти на примере Российской Федерации.

35. Применение права как форма реализации права.

36. Соотношение права и морали.

37. Акты применения права: понятие, виды.

38. Основные правовые системы современности

39. Основные стадии законодательного процесса.

40. Пробелы в праве и способы их восполнения.

41. Исполнительно-распорядительные органы государственной власти на примере Российской

Федерации.

42. Правомерное поведение людей: понятие, виды.

43. Нетрадиционные формы государственного устройства.

44. Источники права Российской Федерации.

45. Правовой статус личности: понятие и содержание.

46. Органы судебной власти на примере Российской Федерации.

47. Система прав и свобод личности

48. Право в системе социальных норм.

49. Соотношение государства и права.

50. Институт президентства в современном мире

51. Плюрализм взглядов на происхождение права.

52. Плюрализм взглядов на происхождение государства.

53. Функции государства: понятие, содержание и классификация.

54. Политическая система общества.

  1. Механизм правового регулирования.

  2. Соотношение права, политики и экономики.

  3. Юридический процесс: понятие и виды.

  4. Юридическая практика.




Приложение В

Технологическая карта дисциплины

Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ = 50 б.* 2=100 баллов (1семестр)

4 ЗЕ = 50б.* 4=200 баллов (2 семестр)


Семестр

Недели

Аудиторный контроль теоретических знаний

(в баллах)

Работа на

практических

занятиях

(в баллах)

Домашние практические задания.

(в баллах)

Оценка

по итогам работы студента в семестре

(в баллах)

Творческий рейтинг


Экзамен

(в ч = баллов)

1 сем

1 этап






1



ДЗ-1 (3)





2


ПР-1 (3)





3








4


ПР-2 (3)





5



ДЗ-2 (2)




6


ПР-3 (3)

ДЗ-4 (3)




7



ДЗ-3(3)




8


ПР-4 (3)





9

Тест (20)


ДЗ-9 (3)





0-20

0-12

0-14

0-4




1 этап: рубежная аттестация (не менее 25 из 50 баллов)


2 этап






10



ДЗ-5 (3)




11


ПР-5 (3)





12



ДЗ-1 (3)




13



ДЗ-4 (3)




14


ПР-6 (3)





15



ДЗ-5 (3)




16


ПР-7 (3)





17







18

Тест (20 )


ДЗ-9 (3)





0-20

0-9

0-15

0-4

0-2


2 этап: рубежная аттестация (не менее 25 из 50 баллов)


0-40

0-21

0-29

0-8

0-2



СЕМЕСТРОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (не менее 50 баллов из 100)

2 сем

3 этап






1



ДЗ-6 (4)




2


ПР-9 (3)

ДЗ-1 (3)




3


ПР-10 (3)





4



ДЗ-7 (4)




5


ПР-11 (3)





6


ПР-12 (3)

ДЗ-5 (3)




7


ПР-13 (3)





8



ДЗ-2 (2)




9

Тест (25)


ДЗ-9 (3)





0-25

0-15

0-19

0-6

0-10



3 этап: рубежная аттестация (не менее 35 из 75 баллов)


4 этап






10



ДЗ-1 (3)




11


ПР-14 (3)





12







13


ПР-15 (3)

ДЗ-8 (3)




14


ПР-16 (3)

ДЗ-8 (3)




15







16


ПР-17 (3)

ДЗ-2 (2)




17

Тест (35)

ПР-18 (3)

ДЗ-2 (2)




18



ДЗ-9 (3)





0-35

0-15

0-16

0-7

0-2



4 этап: рубежная аттестация (не менее 35 из 75 баллов)


сессия

0-60

0-30

0-35

0-13

0-12

0-50


СЕМЕСТРОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (не менее 180 баллов из 200 баллов)


Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

- пороговый («оценка «удовлетворительно) – 120 – 139 баллов.

- стандартный (оценка «хорошо») – 140 – 179 баллов.

- эталонный (оценка «отлично») – 180 – 200 баллов.



Приложение Г.

Карта учебно-методического обеспечения

Дисциплины «Теория государства и права», формы обучения – очной.

Всего часов – 180 , из них:

- лекций - 30, практических занятий – 60 (в т.ч. СРС ауд. - 30 ч.)

- СРС внеауд. - 90

- экзамен – 36 ч.

Для специальности – 030609 «Юриспруденция».

Обеспечивающая кафедра – «Теории и истории государства и права», семестры – 1-2


Таблица 1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями


Библиографическое описание* издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия,

в котором используется

Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.)

Примечание

Теория государства и права: учебник/ Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2009.


Лекции, практические занятия, СРС

2

-

Теория государства и права: учебник/ Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2009.


Лекции, практические занятия, СРС

5/1

-

Общая теория государства и права / Под ред М.Н.Марченко. М. 2009. В 3-х т.


Лекции, практические занятия, СРС

25/3

-

Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007.


Лекции, практические занятия, СРС

7/10

-


Таблица 2 – Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями


Библиографическое описание* издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия,

в котором используется

Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.)

Примечание

Теория государства и права: основы науки / С.И. Митина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010.

Лекции, практические занятия, СРС

50

На сайте НовГУ

http://www.novsu.ru/study/umk/


Венгеров М. Теория государства и права М. 2006. – 607 с.

Лекции, практические занятия, СРС

4

-

Комаров С.А., Малько А.В. теория государства и права: Учебно-методический комплекс. – М., 2004. – 448 с.

Лекции, практические занятия, СРС

1


Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. – Ярославль. 2005. – 547 с.


Лекции, практические занятия, СРС

2


Теория и история государства и права: пособие для самостоятельной работы студентов / Под ред. М.Н.Петрова. – В.Новгород. 2004. – 106 с.

Лекции, практические занятия, СРС

10