XREFF.RU


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АРК РВУЗ ,,КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АРК РВУЗ ,,КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АРК РВУЗ ,,КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АРК

РВУЗ ,,КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (г. ЯЛТА)

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК










ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА


Для студентов всех специальностей






Утверждено

на заседании кафедры

философии

Протокол № 1 от 30.08.13














Ялта - 2013



Планы семинарских занятий по курсу «Этика и Эстетика»: предназначены для студентов дневной формы обучения всех специальностей. Ялта: РВНЗ КГУ, 2013 - 32 с.



Составитель:

кандидат философских наук, доцент Разбеглова Т.П.



Планы семинарских занятий по курсу «Этика и Эстетика» утверждены на заседании кафедры Философии и социальных наук


Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Заведующий кафедрой _____________Т.П. Разбеглова




Утверждено ученым советом института филологии, истории и искусств

Протокол № 1 от «31» августа 2013 г.























Разбеглова Т.П. 2013г.

РВНЗ «КГУ», 2013г


ВВЕДЕНИЕ

Семинары являются той активной формой работы, когда информация, полученная на лекциях, а также в пределах самостоятельной работы с рекомендованной литературой, превращается в собственное знание. Это происходит в результате подготовки к семинарам и активной работы на самом семинарском занятии.

Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы.

В ходе подготовки к семинарам осваивается категориальный аппарат, формируется культура мышления, складывается особая методологическая культура рассмотрения и решения проблемных ситуаций, формируется способность не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию и пути ее решения.

Подготовка к семинарам требует:

Учебный материал при подготовке к семинарам изложен в учебниках, рекомендуемых студентам. Если привлекается материал из сети Интернет, то он должен быть согласован с учебником и методическими рекомендациями в аспекте требований к содержанию, объему знаний, категориальному аппарату и т.д.

Работа на семинаре: методика и методология.

Работа на семинаре имеет свои особенности. Семинар предполагает преимущественно устную речь, способность донести свои знания до преподавателя и других участников семинара. Перед семинаром желательно подготовить удобный конспект, чтобы его оперативно использовать на семинаре.

Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семнарском занятии приветствуеться и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.

Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение (защита ИТЗ). Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:



Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.

Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, что она стала его достоянием, его знанием.

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ




ЭТИКА И ЭСТЕТИКА. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

МОДУЛЬ 1. ЭТИКА

СЕМИНАР № 1

ЭТИКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК. ЭТИКА И МОРАЛЬ

Цели и задачи:определить предмет и функции этики, очертить ее проблемное поле с целью осознания ее универсального, обобщающего характера; обнаружить общие подходы и принципиальные отличия между этическим и научнымпознанием; исследовать особенности этики как вида знания. Раскрыть соотношение этики и морали. Мораль как социальное явление, ее функции и исторические типы. Проблема происхождения морали.

Ключевые понятия: Этика, гуманизм, эстетика, философия, история, право, медицина, политика, мораль, человек, общество, цивилизация.

Вопросы для подготовки:

  1. Этика – учение о морали. Предмет и задачи этики. Этика как философская наука.

  2. Мораль, моральность, духовность. Функции морали.

  3. Теории происхождения морали

  4. Исторические типы морали.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Когда возникает этика как научная дисциплина?

  2. Кто дал имя этой науке?

  3. Что является предметом изучения этики?

  4. Назовите основные категории этики.

  5. Сформулируйте «золотое правило» нравственности.

  6. В чем заключается основное противоречие морали?

  7. Назовите компоненты структуры морали и коротко их охарактеризуйте.

  8. Что является источником морали? Назовите теории происхождения морали.

  9. Какие этапы развития морального сознания общества Вам известны?

  10. Почему маленькие дети еще не совершают поступки?

Литература

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика,- М., 2000.

  2. Зеленкова И.Л. Основы этики.- Минск,1998.

  3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика.- Минск, 2001.

  4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2000.

  5. Этика и эстетика: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины / Сост., Пальм Н.Д., Гетало Т.Е., Тарасенко И.В. и др. – Х., 2004.

  6. Малахов В. Етика.- К., 2001.

  7. Этика./ Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М., 2000.

  8. Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет. – М.,1998.

  9. Аристотель. Этика / Пер. Н.В. Брагинский, Т.А. Миллер. – М., 2002.

  10. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А., Кона Н.С. – М., 1989.

СЕМИНАР №2

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Цели и задачизанятия: исследовать генезис мировой этики, акцентируя внимание на античной этике, средневековой, эпохи Возрождения, Нового времени. Проанализировать социокультурный контекст этического философствования, социальную обусловленностьпоявления философских и этических идей в конкретные исторические периодикак ответ на вызовы времени.

Ключевые понятия: этос, добро и зло, талион, теодицея, моральный императив, гуманизм, этикет, этические принципы, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, прагматизм.

Вопросы для подготовки:

1. Исторический характер морали. Этапы исторического развития нравственности

  1. История этических учений.

1) этическая мысль Античности

2) этические учений Древнего Востока.

3) Средневековая этика.

4) Этика Возрождения и Нового времени.

5) Современные этические теории.


Вопросы для самопроверки и дискуссии:

1. Назовите известных вам учителей этики Древнего Китая.

  1. Что вам известно о Конфуции конфуцианстве?

  2. Что вам известно о Лао-цзы и о даосизме?

  3. Кто такой Будда? Какие этические принципы буддизма вам известны? В чём польза и вред учения о нирване?

  4. Какие древние религиозно-этические вероучения легли в основу ислама и книги пророка Мухаммеда «Коран»?

  5. Какие нравственные заповеди Моисея из Ветхого Завета вам известны?

  6. Почему христианство Нового Завета не приняло ветхозаветный принцип «око за око»?

  7. Как вы понимаете суть поучения «Блаженны нищие духом»?

  8. Почему человеческая «гордыня» осуждалась христианами строже иных пороков?

  9. Кто из философов Древней Греции был у истоков учения об этике? (Платон, Сократ, Аристотель).

  10. Что имел в виду Сократ, утверждая: «Знание тождественно добродетели»?

  11. Каковы основные темы этической теории Аристотеля?

  12. Какие труды Аристотеля по вопросам этики вам известны?

  13. Перечислите основные нравственные идеи христианства?

  14. Что вам известно о рыцарской этике и этикете рыцарей?

  15. Этические аспекты ренессансной концепции гуманизма?

  16. Как понимается мораль в этике Нового времени?

  17. Этические воззрения французских просветителей?

  18. Что представляет собой этика ХІХ – ХХ века?

  19. В чем состоит критика христианской морали в творчестве Ф. Ницше и какую перспективу он предлагает человечеству?

  20. Что значит, по мнению И. Канта, «относиться к человеку как к цели», а не «как к средству»?

  21. Какие тенденции наметились в европейской этике в конце ХХ века?

Литература

  1. Библия. (Ветхий Завет. Новый Завет), – М., 1990.

  2. Коран. – М., 1990.

  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. –М.: Гардарика, 1998. –472 с.

  4. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Соч. В 4 т. –М., 1984. Т. 4. –С. 54-77.

  5. Дробницкий О.Г. Понятие о морали. –М., 1974. – С.15-63.

  6. Швейцер А. Культура и этика// Швейцер А. Благоговение перед жизнью. –М., 1992. –С.83-108.

  7. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. –М., 1988.

  8. Монтень М. Опыты. –М., 1981.

  9. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. –М., 1989.

  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. –М., 1990.

  11. Кон. И., Гусейнов А. Словарь. Этика. – М., 1998.

  12. Мешкова Л.Н. Основы этики. Пенза. ПГПУ, 2001. –40 с.


СЕМИНАР № 3

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Цели и задачизанятия: выработать у студентов навыки построения понятийно-катгориальных каркасов в рамках задач курса этики

Ключевые понятия: аксиология, добро, зло, свобода, насилие, равенство, справедливость, любовь, ненависть, злоба, унижение, достоинство, честь .

Вопросы для подготовки:

  1. Добро и Зло как фундаментальные категории морали.

  2. Справедливость и Равенство как формы проявления морали.

  3. Свобода и ответственность как моральные пределы морального поступка.

  4. Честь и Достоинство как категории личностного морального сознания

  5. Милосердие и толерантность как формы нравственного поведения.


Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Какие виды морального зла модно выделить?

  2. Может ли зло выступать способом осуществления добра?

  3. В чем различие понимания добра и зла в религиозном и безрелигиозном сознании?

  4. Что такое моральная ответственность? Перед кем и за что отвечает человек?

  5. Что такое нравственный долг и каковы его источники?

  6. Как формулируется «золотое правило нравственности»?

  7. Должен ли человек насти моральную ответственность за вину своих близких?

  8. В чем смысл учения Л.Н. Толстого о «непротивлении злу силой»?


Литература:

  1. Малахов В. Етика: Курс лекцій: навч. посібник. – 3-тє вид. – К.: Либідь, 2001.

  2. Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации / И.Л. Зеленкова – Минск.: «Культура»., 2001. – 480 с.

  3. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.

  4. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

  5. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.

СЕМИНАР № 4

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО ФОРМЫ

Цели и задачи:определить понятие нравственного сознания, норму как элемент морального сознания; выявить моральные принципы, мотивы, моральные ценности;научить студентов анализировать функционирование нравственного сознания в человеческом обществе.

Ключевые понятия: нравственность, общественное сознание, индивидуальное сознание, личное, права, обязанности, наказание, совесть, стыд, страх, раскаяние.

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие нравственного сознания, его роль в жизни человека и общества.

  2. Норма как элемент морального сознания. Виды моральных норм.

  3. Моральные принципы, мотивы, моральные ценности.

  4. Уровни нравственного сознания.

  5. Конкретные проявления нравственного сознания в жизни человека и общества.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Какие черты характризуют моральную норму?

  2. Чем отличаютяс принципы от норм морали?

  3. Чем измерается моральность поступка – мотивом или результатом?

  4. Что такое ценностные ориентации, чем они определяютс?

  5. Ценности и святыни: их значение, различие, источники возникновения.

  6. Какие потребности человека удовлетворяют моральные ценности?

  7. Что такое «идея добра»?

  8. Как вы понимаете категорию этического идеала?

  9. Всегда ли благородная цель оправдывает средства?



Литература:

  1. Малахов В. Етика: Курс лекцій: навч. посібник. – 3-тє вид. – К.: Либідь, 2001.

  2. Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5-18.

  3. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.

  4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика Учебное пособие и практикум / Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. – Минск.: «Культура».,, 2001. – 346 с.

  5. Бондырева С.К. Нравственность. / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 336 с.

  6. Йонас Г. Принцип ответственности: [Пер. с англ. И. Маханькова] / Г. Йонас. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 480 с.



СЕМИНАР № 5

НРАВСТВЕННЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ. МОРАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. МОРАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.

Цельи задачи: сформировать у студентов представление о внутреннем мире нравственной жизни личности.

Ключевые понятия: личность, общество, семья, государство, дружба, норма, асоциальность, порядочность.

Вопросыдля подготовки:

  1. Личность и окружающий мир: формы и структура взаимосвязи.

  2. Нравственный мир и моральное самосознание: формы взаимодейсвтия.

  3. Категории морального самосознания: честь и достоинство, совесть, стыд, раскаянье, смысл жизни, отношение к жизни и смерти, счастье.

  4. Моральное общение как внешнее проявление нравственного мира.

  5. Нравственный мир человека в 21 веке: должное и сущее.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. В чем состоят основніе функции морального самосознания?

  2. Как соотносятся честь и достоинств человека?

  3. Почему человек имеет моральное достоинство? Что значит уважать достонство?

  4. Как соотносятся моральная обязанность и совесть?

  5. Как соотносятся совесть и стыд?

  6. Можно ли ощущать стыл перед самим собой? Каковы источники этого?

  7. Что такое гордость и эгоизм? Как они соотносятся?

  8. Что такое мужество, героизм и трусость?

  9. Как вы понимаете долг и чувство долга?

  10. Что такое счастье? Каковы его источники?

  11. Какую роль играет раскаянье в моральном оправдании личности?

  12. Как вы понимаете этическую категорию «Смысл жизни»?

  13. На чем основано общение людей? Какова роль морали в нем?

Литература:

  1. Малахов В. Етика: Курс лекцій: навч. посібник. – 3-тє вид. – К.: Либідь, 2001.

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –М.: Гардарика, 1998. – С. 224-309.

  3. Разин А.В. Этика: теория и история. Уч. для вузов / Разин А.В. – М.: «Искусство»., 2002. – 388 с.

  4. Современная этика: учебник / В. А. Канке. М.:, 2009—2011. — 394 стр. : ил. — (Университетский учебник).

  5. Гребенник Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. – М.: Астропринт, 2007. – 616 с.


СЕМИНАР № 6

ЭТИКА И ЭТИКЕТ. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ.

Цель и задачи: в форме ролевой игры усвоить основные нормы деловогого этикета.

Ключевые понятия: этикет, корпаративный этикет, вежливость, приветствие, прощание, общение, деловая встреча, форма одежды.

Вопросы для подготовки:

  1. Этика и Этикет: разграничение понятий.

  2. Деловой этикет: проблема стандарта.

  3. Национальные особенности деловых этикетов.

  4. Застольный этикет: ключевые функции и формы осуществления.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Когда и почему возник этикет в обществе?

  2. Какие функции выполняет этикет?

  3. Что означает «быть вежливым»? Можно ли считать вежливость только внешней характеристистикой человека?

  4. Можно ли считать высмокоморальным человека, который четко исполняе правила этикета?

  5. В чем отличие этикета от морали? Имеют ли они общую основу?

  6. В чем разница между деловой этикой и деловым этикетом?

  7. Что собой представляет профессиональная этика?

  8. Какую роль играет профессиональная этика в деловых отношениях?

  9. Какие современные виды этикета Вы знаете?

Литература:

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студ.вузов / Лавриненко В. Н. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2000. — 327 с.

  2. Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА — М, 2002. — 368 с.

  3. Бейбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990. – 412 с. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994. – 142 с


Модуль 2. ЭСТЕТИКА

СЕМИНАР № 7

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА. ОБЛАСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Цели и задачи:раскрыть основания эстетики как области знания и учебной дисциплины. определить предмет и функции эстетики, очертить ее проблемное поле с целью осознания ее универсального, обобщающего характера; обнаружить общие подходы и принципиальные отличия между эстетическим и научнымпознанием; исследовать особенности эстетики как вида знания, которое является одновременно и наукой, и идеологией, и искусством; отметить основные задачи эстетики.

Ключевые понятия: Эстетика, гуманизм, эстетика, философия, история, право, медицина, политика, мораль, человек, общество, цивилизация.

Вопросы для подготовки:

  1. Эстетика как особая форма освоения реальности.

  2. Эстетика как учебная дисциплина: проблемное поле и функции.

  3. Взаимосвязь эстетики с гуманитарными и социально-политическими дисциплинами.

  4. Эстетическое в окружающем мире: природное и искусственное.

  5. Области эстетического: эстетика действительности, эстетика искусства, практическая эстетика.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Объясните значение слова «эстетика».

  2. Назовите время возникновения эстетики как научной дисциплины.

  3. Кого считают основоположником этой науки?

  4. Что является предметом изучения эстетики?

  5. Назовите основные задачи эстетики.

  6. В чем заключается специфика эстетического сознания?

  7. Что собой представляет эстетическая деятельность?

  8. Назовите основные компоненты эстетического отношения.

Литература:

  1. Гуревич, П. С. Эстетика : учеб. пособие / П. С. Гуревич. – Москва : КНОРУС, 2011. – 456 с.

  2. Герман Ш.М. Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике: пос./ Ш.М. Герман Скатерщиков В.К. – М.:«Искусство».,1990. – 187с.

  3. Громов Е. Начала эстетических знаний: Популярный очерк/ Е. Громов–М.:«Искусство».,1996. – 205с.

  4. Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. - СПб.: Арка, 2007. – 192 с.

  5. Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов / Дзикевич С.А. — М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2011. — 254 с.

СЕМИНАР № 8

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Цели и задачи:раскрыть основания эстетики как области знания и учебной дисциплины. определить предмет и функции эстетики, очертить ее проблемное поле с целью осознания ее универсального, обобщающего характера; обнаружить общие подходы и принципиальные отличия между эстетическим и научнымпознанием; исследовать особенности эстетики как вида знания, которое является одновременно и наукой, и идеологией, и искусством; отметить основные задачи эстетики.

Ключевые понятия: калокагатия, катарсис, мимесис.

Вопросы для подготовки:

  1. Эстетические концепции Сократа, Платона и Аристотеля. Идея прекрасного; формирование эстетических понятий.

  2. Эстетические принципы Средневековья: божественная природа красоты, место и роль искусства в философском осмыслении мира, учение о видах и жанрах официального искусства.

  3. Эстетика Возрождения. Гуманизм как эстетическая ценность. (Пико делла Мирандола, Боккачо, Томас Мор, Кампанелла, Шекспир, Рабле, Сервантес).

  4. Эстетика Нового времени:

1)определение философского статуса науки в теории А. Баумгартена.

2) Немецкая классическая эстетика И. Канта и Г.Ф. Гегеля.

5. Современные эстетические теории. Эстетика модернизма и постмодернизма

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. В чем проявляются существенные различия развития эстетической мысли античности и средневековья?

  2. Что понимал Аристотель под термином мимезис?

  3. Каковы эстетические принципы античного искусства?

  4. Образно-символическое понимание искусства Византийской эстетики.

  1. 5. Какие существенные изменения в эстетические представления внесла эпоха Возрождения?

  1. Каковы общие принципы эстетики Классицизма?

  2. Какие задачи ставила перед искусством эстетика Просвещения?

  3. Каковы основные особенности эстетических теорий в классической немецкой философии?

  4. Каковы основные тенденции развития эстетической мысли в XX веке?

Литература

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. –М., 2005.

  2. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. –М., 1984.

  3. Чичина Е.А. Эстетика. – М.: Школа-Пресс, 1999.

  4. Гегель Г.Ф. Эстетика В 4-х т. –М., 1969.

  5. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. –М., 1978.

  6. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред. М.Ф.Овсянникова. –М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

  7. Эстетика: Словарь/Под общей ред. А.А.Бляева и др. –М.: Политиздат, 1989. –

447 с.


СЕМИНАР № 9

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

Цель и задачи:выработать у студентов навыки построения понятийно-категориальных каркасов в рамках задач курса эстетики. Обучить студентов логическому восприятию эстетического как процесса освоения прекрасного

Ключевые понятия: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, юмор, ирония, сарказм, хаос, гармония, ужасное возвышенное, низменное.

Вопросы для подготовки:

  1. Эстетическое как метакатегория эстетики

  2. «Прекрасное» - фундаментальная категория эстетики.

  3. «Возвышенное» - в истории эстетической мысли.

  4. «Трагическое» и «Комическое» в эстетике и искусстве.

  5. «Хаос» и «Гармония» - исчезающие категории эстетики.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Каковы основные признаки эстетического отношения человека к действительности?

  2. Проведите анализ соотношения прекрасного с такими эстетическими категориями, как безобразное, возвышенное, низменное.

  3. Каково содержание и смысл законов красоты?

  4. Какова форма и содержание эстетических категорий?

  5. Обоснуйте методологическую роль эстетических категорий в художественном творчестве.

  6. В чем специфика восприятия трагического в античной эстетике?

  7. Раскройте многообразие форм комического.

  8. В чем состоит национальгая специфика комического?

  9. Назвать великие трагические произведения искусства и раскрыть их значение в культуре человечества

  10. В чем заключается феномен катарсиса?

  11. Объясните, почему категория трагического родственна категориям прекрасного и возвышенного?

Литература:

  1. Бореев Ю.Б. Эстетика: учебник / Бореев Ю.Б.. М.: Русь-Олимп, 2005. – 829 с.

  2. Левчук Л.Західноєвропейська естетика XX століття:Навч. пос/Левчук Л..–К.:Вища школа, 1997.–224с.

  3. Естетика: энциклопедический словар / А.А. Беляева. – М.: изд-во Полит лит., 1989. – 447 с.

  4. Краткий словарь по эстетике: Кн. для уч–ля/ [Под ред. М.Ф. Овсянникова]. – М.: «Искусство».,1993. – 223с.

  5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – Москва : Российская политическая энциклопедия, РОС-СПЭН, 2003. – 607.

  6. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов: пер. с англ. 2-е изд. – М.: Вече, 1997 – 512 с.



СЕМИНАР № 10

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА

Цель и задачи:определить сущность и специфику эстетического; рассмотреть эстетические категории, структуру эстетического сознания; выявить особенности, цели и виды эстетической деятельности.

Ключевые понятия: восприятие, представление, впечатление, вкус, эстетический идеал, чувство, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории, законы, эстетическое сознание, освоение мира, художественное творчество, эстетическое познание, эстетическая оценка.

Вопросы для подготовки:

  1. Эстетическое сознание индивидуума и эстетическая культура общества.

  2. Эстетическое восприятие, эстетическое впечатление и представление в структуре эстетического сознания.

  3. Эстетический вкус и эстетический идеал, как горизонт эстетического сознания.

  4. Особенности, цели и виды эстетической деятельности.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. В чем заключается специфика эстетического сознания?

  2. Что собой представляет эстетическая деятельность?

  3. Назовите основные компоненты эстетического отношения.

  4. Как соотносятся эстетическая деятельность и искусство?

Литература:

  1. Бычков, В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гардарики, 2008. - 573 с.

  2. Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство/Воровский В.В..–М.:«Искусство».,1995. – 544с.

  3. Бойко М.Н. Самосознание искусства – самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли вт. Пол. 19 века/ Бойко М.Н. – М.:«Искусство».,1997.–189с.

  4. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 464 с.

  5. Левчук Л.Т. Західноєвропейська естетика XX століття: Навч. Посібник. – К.: Либідь, 1997. – 224 с.



СЕМИНАР № 11

Искусство как область эстетического

Цели и задачи занятия: рассмотреть сущность, природу и социальные функции искусства; содержание и форму в искусстве, их взаимосвязь; художественный образ, его особенности. Выделить основные виды искусства, художественные направления и стили в искусстве.

Ключевые понятия:художественное освоение мира, художественное творчество, реализм, классицизм, романтизм, символизм, барокко, художественный образ, художественный стиль.

Вопросы для подготовки:

1. Сущность, природа и социальные функции искусства.

2. Содержание и форма в искусстве, их взаимосвязь.

3. Художественный образ, его особенности.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. В чем заключается предмет искусства?

  2. Определите основные этапы процесса художественного творчества.

  3. В чем заключается социальная сущность искусства?

  4. Что такое художественный образ и какова его роль?

  5. Каковы социальные закономерности развития искусства?

  6. Какие социальные функции искусства наиболее актуальны в современном обществе?

  7. Проблемы искусства в современном творчестве.

  8. Как проявляет себя форма и содержание в различных видах искусства?

  9. Перечислите характеристики художественного образа. Коротко раскройте их содержание.

  10. Какие функции искусства Вам известны?

  11. Раскройте содержание воспитательной функции искусства.

  12. Назовите специфические функции искусства.


Литература

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Ученик. – М.: Высш. шк., 2002 – 511 с.

  2. Эстетика: Учеб. пособие для вузов/Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

  3. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 464 с.

  4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.

  5. Левчук Л.Т. Західноєвропейська естетика XX століття: Навч. Посібник. – К.: Либідь, 1997. – 224 с.

  6. Этика и эстетика: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины / Сост., Пальм Н.Д., Гетало Т.Е., Тарасенко И.В. и др. – Х.: ЧП Попов А.И., ИД «ИНЖЭК», 2004. – 184 с.

Дополнительная

  1. Андреев А.Л . Место искусства в познании мира./Андреев А.Л. – М.:«Искусство»., 2000.– 255с.

  2. Андреева Е. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XXвека. 2-е изд., испр. и доп. / Андреева Е. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. – 2011. – 584 с.

  3. Аникин М. А. О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве / Аникин М.А.. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2011. – 216 с.

  4. Беспредметность и абстракция / отв. ред. Г.Ф.Коваленко. - М.: Наука, 2011. – 690 с.

  5. Варбург А. Великое переселение образов: Исследование по истории и психологии возрождения античности. Пер. с нем. / Вабург А. - СПб.: Азбука-классика, 2008. – 400 с.

  6. Бойко М.Н. Самосознание искусства – самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли вт. Пол. 19 века/ Бойко М.Н. – М.:«Искусство».,1997.–189с.

  7. Выготский Л. Психология искусства/Выготский Л.–СПб.,2006.–416с.

  8. Гроссе Э. Происхождение искусства. Пер. с нем / Гроссе Э. - М.: Либроком,  2011. -304 с.

  9. Декс П. Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932 / Декс П. - М.: Молодая гвардия, 2010. – 352с


СЕМИНАР № 12

МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Цель и задачи занятия:сформировать представление студентов о видах и выразительных возможностях искусства.

Ключевые понятия: морфология, искусство, живопись, графика, скульптура, литература, хореография, музыка, театр.

Вопросы для подготовки:

  1. Общие принципы морфологизации искусства.

  2. Основные виды искусства, их краткая характеристика.

  3. Живопись и графика: предельные основания плоских образов.

  4. Скульптура и Литература: фактура предмета и слепок мысли.

  5. Хореография и Музыка: слияние или борьба?

  6. Театр как семантическое единство эстетической деятельности.

  7. Художественные направления и стили в искусстве: реализм, классицизм, романтизм, символизм, барокко и др.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

  1. Какую область проблем рассматривает морфология искусства?

  2. Поясните основания, положенные в качестве критериев для разделения искусств на зрительные, слуховые и зрелищные; пространственные, временные и пространственно-временные; изобразительные и неизобразительные, простые, сложные и синтетические.

  3. Найдите общее и особенное в живописи, графике и скульптуре.

  4. Что объединяет архитектуру и декоративно-прикладное искусство?

  5. В чем сходство и в чем различие литературы и музыки?

  6. Охарактеризуйте особенности синтетических видов искусства.


Литература:

  1. Бореев Ю.Б. Эстетика: учебник / Бореев Ю.Б.. М.: Русь-Олимп, 2005. – 829 с.

  2. Харитонов В.В. Взаимосвязь искусств/Харитонов В.В. –Екатеринбург: «Искусство».,1992. – 148с.

  3. География искусства: Сб. статей / Сост. С. Л. Белоусов и др. М.: Ин-т Наследия, 2005. - Вып. 4. – 274с. 

  4. Западное искусство. XX век: Судьбы классики в европейском искусстве: Сборник статей. - М.: ГИТИС. – 2010. – 490 с.



ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (ИТЗ)

Модуль 1. Этика

  1. Нравственные ценности в культуре: проблема обоснования и практики

  2. Проблема этики науки в истории и современности.

  3. Принципы этикета общения в социальных сетях

  4. Этические размышления Сократа.

  5. Этические воззрения Аристотеля.

  6. Этика Эпикура.

  7. Основные положения христианской этики.

  8. Учение о свободе воли Л. Валла и ренессансный гуманизм.

  9. Этические аспекты ренессансной концепции гуманизма.

  10. Этические воззрения французских просветителей

  11. Нормативные принципы этики гуманизма.

  12. Этические проблемы философии Ницше

  13. Этические проблемы ХХ в.

  14. Тоталитаризм и гуманизм в этическом аспекте

  15. Этика прагматизма

  16. Этика ненасилия.

  17. Гуманизм и идея нравственности.

  18. Аморализм: особенности проявления и мотивации.

  19. Фальшивые нравственные чувства.

  20. Межличностное общение: "Ты" - "Вы". Переход от "Вы" на "Ты".

  21. Культура внешнего вида : деловой стиль.

  22. Цвета спектра и тактика поведения во время межличностного общения.

  23. Исторические типы етикетної поведения.

Модуль 2. Эстетика

  1. «Золотая пропорция», ее математический и эстетический смысл

  2. Алгебра и гармония: точки соприкосновения и пересечения

  3. Концепция «гармонии мира» в философско-эстетической мысли.

  4. Герой в античной трагедии.

  5. Герой в искусстве ХХ века.

  6. Реальное и вымышленное в художественном творчестве.

  7. Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности.

  8. Художественный образ как процесс.

  9. Пространство и время художественного образа.

  10. Реализм как основная черта каждой эпохи.

  11. Особенности романтизма.

  12. Вымышленное и реальное в художественном творчестве.

  13. Искусство барокко.

  14. Искусство классицизма как отражение его теоретических принципов.

  15. Теория иронии в искусстве романтизма.

  16. Искусство и человек.

  17. Искусство как отображение действительности.


ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

  1. Предмет и задачи этики. Этика и философия. Место этики в системе современного научного знания

  2. Мораль как социальное и духовное явление. Ее сущность и структура.

  3. Функции морали. Теории происхождения морали. Исторические типы морали.

  4. История этики. Важнейшие этические теории.

  5. Место морали в жизни общества. Мораль как форма регулятивно оценочного отношения к действительности.

  6. Свобода и ответственность как моральные категории и регулятивы

  7. Понятие нравственного сознания, его роль в жизни человека и общества.

  8. Добро и зло как основные категориии морали.

  9. Основные элементы нравственного сознания: нравственное чувство, нравственный идеал, нравственные принципы, нравственная оценка,

  10. Смысл жизни, осношение к жизни и смерти как элемента нравственного самосознания.

  11. Этика общения: любовь, милосердие, сочувствие, обязанность, справедливость.

  12. Моральные принципы, мотивы, моральные ценности.

  13. Норма как элемент морального сознания. Виды моральных норм.

  14. Категории морального самосознания: честь и достоинство, совесть, стыд, раскаянье, смысл жизни, отношение к жизни и смерти, счастье.

  15. Нравственный мир человека в 21 веке: должное и сущее.

16. Предмет и задачи, разделы и проблемы эстетики

  1. Эстетическое сознание и его структура.

  2. Специфика эстетического чувства. Эстетический идеал и его роль.

  3. Эстетические категории, их систематизация и смысл

  4. Художественный образ в искусстве.

  5. Содержание и форма в искусстве.

  6. Виды искусства, их классификация.

  7. Скульптура и живопись: специфика и выразительные средства

  8. Архитектура и музыка: специфика и выразительные средства

  9. Современные виды искусства, их особенности и художественные возможности

  10. Эстетическая деятельность и сферы ее проявления.

  11. Классицизм и реализм как направления и художественный метод в искусстве.

  12. Романтизм, символизм как направления и художественный метод в искусстве.

  13. Искусство как социальное явление.

  14. Художественное творчество как вид эстетической деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

Литература по курсу “Этика»

  1. Аболина - Золотухина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов-на-Дону. 1999.

  2. Аболіна Т.Г., Єфіменко В.В., Лінчук О.М. Етика: навчальний посібник для студентів гуманітарних вузів. К., 1992.

  3. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995.

  4. Гусейнов А.А. Этика. Учебник. М., 1998.

  5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

  6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987.

  7. Етика. К., 1992.

  8. Кондрашов В.А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика.. Ростов-на-Дону. 1999.

  9. Малахов В.А. Етика. Курс лекцій. К., 2001.

  10. Попов Л.А. Этика: курс лекций. М., 1998.

  11. Психология. Педагогика. Этика. М., 1999.

  12. Разин А.В. Этика: история и теория. М., 2002.

  13. Словарь по этике. (Ред. Кон. И.С.). М., 1983.

  14. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет.М.,1998.

  15. Этика (Ред. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С.). М., 2002.

  16. Этика и эстетика. Харьков. 2004.

  17. Этика. (Ред. Гусейнов А.А., Дубко Е.Л.). М., 2000.

  18. Этика. Конспект лекций. Сост. Широкова И.Г. М., 2000.

  19. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.


Литература по курсу «Эстетика»

  1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира.–М.,1980.–255с.

  2. Бойко М.Н. Самосознание искусства–самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли вт. Пол. 19 века.–м.,1997.–189с.

  3. Борев Ю. Эстетика.–2–е изд.–М.,1973.–399с.

  4. Борев Ю. Эстетика: В 2–х т. Т.1.–Смоленск,1997.–576с.

  5. Борев Ю. Эстетика: В 2–х т. Т.2.–Смоленск,1997.–640с.

  6. Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство.–М.,1975.–544с.

  7. Выготский Л. Психология искусства.–СПб.,2000.–416с.

  8. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике: пос.–М.,1970.–187с.

  9. Громов Е. Начала эстетических знаний: Популярный очерк.–М.,1976.–205с., ил.

  10. Громов Е. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство.–М.,1983.–335с.

  11. Дзикевич С.А. Введение в эстетику: Уч. пос.–М.,1998.–35с.

  12. Естетика: навч. програма.–К.,1996.–33с.

  13. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2–х т. Т.1. Античность. Среднее века. Возрождение/ Сост. Шостаков В.П.–М.,1973.–407с.

  14. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2–х т. Т.2.Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике 17–19вв. / Сост. Шостаков В.П.–М.,1973.–364с.

  15. Кривцун О.А. Эстетика: Уч.–М.,1998.–430с.

  16. Левчук Л.Західноєвропейська естетика XX століття:Навч. пос.–К.,1997.–224с

  17. Левчук Л., Оніщенко О. Основи естетики: Навч. пос.–К.:Вища школа,2000.–271с.

  18. Левчук Л.Т., Кучерук Д.Ю., Панченко В.І. Естетика: Підручник.–К.,Вища шк.,2000.–399с.

  19. Маймин Е.А. Эстетика–наука о прекрасном: Кн. для уч-ся.–М.,1982.–192с.

  20. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. пос. для уч./ Под ред. Любинского И.Л.–М.,1973.–270с.

  21. Харитонов В.В. Взаимосвязь искусств.–Екатеринбург,1992.–148с.

  22. Хрестоматия по эстетическому воспитанию.–К.,1986.–326с.

  23. Эстетика и жизнь. Вып.3.,1974.–516с.

  24. Эстетика: Уч. пос./ Под ред. А.А. Радугина.–М.,1998.–240с.

  25. Эстетика: Уч. пос./ Под ред. В.А. Лозового.–Сумы,1999.–302с.

  26. Яковлев Е.Г. Эстетика: Уч. пос.–М.,2000.–464с.





















refaoxf.ostref.ru
  • Карта сайта