Модель кругооборота доходов и расходов

Модель народнохозяйственного кругооборота— это модель эконо­мической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.

В теории макроэкономики различают триосновные модели круго­оборота.

Модель кругооборота в закрытой экономике,в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 1.1).

В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. пред­полагается замкнутая экономическая система, где доходы одних эко­номических субъектов показываются как расходы других экономиче­ских субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Мо­дель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов до­машних хозяйств. Потоки «доходы—расходы» и «ресурсы—продук­ция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.

Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо сле­дующее:

а) национальный доход должен быть равен расходам на его приоб­ретение: Y = потребительские расходы + плановые инвестиции. Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система вы­ходит из равновесия;

б) соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке: С +I= С+ S или I = S, поскольку расходы на ВНП и дохо­ды, полученные в результате его производства, равны.

Модель кругооборота с участием государства. Государство участвует в регулировании экономики тремя основны­ми способами (рис. 1.2.):

1) собирает налоги иосуществляет социальные выплаты определен­ным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). На­логи государство собирает и с предприятий, и сотдельных граж­дан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственники фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяй­ства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая транс­ферты, разница между ними образует чистые налоги;

2) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществля­ются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки — это закупки на строительство и содержание школ, дорог, армии и государственного аппарата управ­ления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществля­ет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;

3) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя коли­чество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства.Если сбережения государства — величина положительная, то они составляют бюджетный избыток,если отрицательная — бюджетный дефицит,который может быть про­финансирован эмиссией денег или облигаций.