XREFF.RU


Цель преподавания дисциплины



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

для специальностей: 080104.65 «Экономика труда», 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080503.65 «Антикризисное управление» дневной формы обучения; 080100.62 бакавриата «Экономика» дневной формы обучения.

Красноярск

2009

УДК

ББК 65.

Авторы-составители: М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова

Национальная экономика: Учебная программа дисциплины/ Двинский М.Б., Почекутова Е.Н.; – Красноярск, 2009, 20 с.

Учебная программа дисциплины включает содержание лекционного курса, содержание практических занятий, самостоятельной работы студентов, список основной, дополнительной литературы, экзаменационные вопросы. Учебная программа предназначена для студентов специальностей «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Государственное и муниципальное управление», «Антикризисное управление» бакалавриата «Экономики» дневной формы обучения.

ã , 2009

ã М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4

1.1. Цель преподавания дисциплины.. 4

1.2. Межпредметная связь. 5

2. Содержание дисциплины.. 6

2.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) 6

2.2 Содержание разделов и тем лекционного курса. 7

2.3. Темы практических занятий. 9

2.4. Самостоятельная работа. 12

3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 13

4. Контрольно-измерительные материалы.. 17

4.1. Экзаменационные вопросы.. 17


Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

«Национальная экономика» как научная и учебная дисциплина изучает процессы функционирования (воспроизводства) экономических систем (структур, субъектов и отношений), существующих в рамках государственных образований. «Национальный» означает «общегосударственный», а не «государственный»; под «нацией» понимается население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. Таким образом, в рамках курса рассматривается функционирование всех экономических субъектов, любой формы собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях (микро-, макро- ), в различных отраслях и регионах.

Именной такой подход отличает данную дисциплину от курса «Государственное регулирование экономики», где превалирующую роль играет именно подход к анализу существующей ситуации в стране с точки зрения воздействия государственных органов управления. В предлагаемом понимании курс «Национальная экономика» изучает конкретное историческое состояние и развитие отдельной взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей, иначе, проявление общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах. Применительно к нашей стране «национальная экономика» должна пониматься как «национальная экономика России».

Современные экономические отношения – взаимодействие значительного числа многообразных экономических агентов, имеющих разнонаправленные цели и интересы. Достижение целей и экономических интересов экономических агентов происходит при их вступлении в соответствующую систему отношений национальной экономики. Таких систем отношений и процессов в национальной экономике достаточно большое количество, частично данные системы отношений перекрывают друг друга. Так, экономический цикл как объект изучения и государственного регулирования невозможно отделить от занятости, отраслевой и региональной структуры, цен, платежного баланса. Формирование прогрессивной отраслевой структуры экономики в значительной степени обуславливается достижениями в области научно-технического прогресса и обеспечивает высокую национальную конкурентоспособность.

Существует много субъектов внешнеэкономических отношений, которые активно участвуют в различных процессах (системах отношений), в том числе международные условия торговли, движения капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международные экономических организациях.

Особенно важной, в настоящее временя, для национальной экономки России становится такая система отношений как социальные отношения, в первую очередь между работодателем и лицами, работающими по найму, положение мелкого и среднего предпринимательства и социальное обеспечение.

На основе изучения дисциплины у студентов в области экономики достигается формирование теоретических знаний и практических навыков анализа социально-экономической информации, умений оценки потенциалов и конкурентоспособности экономических агентов, знание и понимание условий эффективного функционирования экономических и социальных институтов, что позволит как при изучении курсов специализации, так и в практической деятельности, принимать верные управленческие решения.

Межпредметная связь

Для наиболее эффективного усвоения знаний и приобретения практических навыков по национальной экономике студенты должны иметь достаточную подготовку в области теоретической экономики, макроэкономической статистики, владеть статистическими методами обработки информации.

Компетенции, умения и знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Национальная экономика», должны быть применимы при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика II», «Макроэкономика II», «Маркетинговые исследования», «Прикладные экономические исследования», «Региональная экономика», «Экономика переходного периода», «Экономическая безопасность», «Государственные и муниципальные финансы».

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

№ п/п Раздел дисциплины Лекции (часы) Практические занятия (часы)
Национальная экономика: модели рыночных систем, институты
Оценка потенциала национальной экономики
Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития России

Содержание разделов и тем лекционного курса

РАЗДЕЛ 1. «Национальная экономика: модели рыночных систем, институты».

Содержание раздела 1:

№ п/п Наименование темы Количество часов Лекции
Субъекты и системы отношений национальной экономики
Модели рыночных систем
Экономические институты национальной экономики
Итого

РАЗДЕЛ 1.Темы лекционного курса

Тема 1. Субъекты и системы отношений национальной экономики. Субъекты национальной экономики: фирмы/организации, отрасли, регионы, сектора. Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Системы отношений: общехозяйственные процессы и отношения, глобальные процессы, внешнеэкономические связи, наднациональные и мирохозяйственные отношения.

Тема 2.Модели рыночных систем. Рыночно-ориентированная модель. Банковско-ориентированная модель. Финансово-ориентированная модель. Юридически-ориентированная модель. Эволюционная модель. Сравнительный анализ.

Тема 3. Экономические институты национальной экономики. Понятие, виды, функции экономических институтов национальной экономики. Институт частной собственности. Роль крупного бизнеса в национальной экономики России. Институт налогообложения. Бюджетная система Российской Федерации.

РАЗДЕЛ 2. «Оценка потенциала национальной экономики».

Содержание раздела 2:

№ п/п Наименование темы Количество часов Лекции
Формирование рыночных отношений в экономике России
Производственный потенциал
Региональная структура экономики России
Итого

РАЗДЕЛ 2.Темы лекционного курса

Тема 1. Формирование рыночных отношений в экономике России. Модели перехода к рыночной экономике: рыночного социализма, либерально-буржуазная (шоковой терапии). Факторы эффективности экономических реформ. Анализ этапов переходного периода в РФ. Анализ влияния переходного периода на современное развитие экономики РФ.

Тема 2.Производственный потенциал. Анализ отраслевой структуры ВВП: определение, факторы, структурная динамика ВВП. Установленные производственные мощности, состояние основных фондов: динамика, отраслевая структура, технологии.

Тема 3. Региональная структура экономики России. Региональная структура ВВП: рассчитанного производственны методом, рассчитанного по доходам, рассчитанного методом конечного использования. Потенциалы, обуславливающие уровень социально-экономического развития регионов РФ. Асимметрия регионального развития. Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов.

РАЗДЕЛ 3. «Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития экономики России».

Содержание раздела 3:

№ п/п Наименование темы Количество часов Лекции
Оценка конкурентоспособности регионов России
Стратегия социально-экономического развития России
Итого

Тема 1.Оценка конкурентоспособности регионов России. Стратегические задачи территориального развития. Формирование региональной политики с учетом потенциала территории. Инновационное региональное социально-ориентированное развитие. Развитие макрорегионов России.

Тема 2. Стратегия социально-экономического развития России. Стратегические цели социально-экономического развития, возможности и угрозы долгосрочного развития России. Сценарные условия.

Развитие человеческого потенциала: образование, культура, содействие развитию социальных институтов. Развитие экономических институтов: институциональная среда инновационного развития, приоритеты денежно-кредитной, бюджетной, банковской и финансовой, внешнеэкономической политики.

Темы практических занятий

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий. Трудоемкость, час
1(1) Тема: Субъекты и системы отношений национальной экономика. Вводная самостоятельная работа в группах (выявление уровня входящих знаний о социально-экономическом устройстве РФ). Разбор ошибок.
1 (1) Тема: Субъекты и системы отношений национальной. Обсуждение противоречивости и проблем согласования экономических интересов субъектов экономических отношений.
1(2) Тема: Модели рыночных систем. Разбор кейсов «Модели рыночных систем».
1(2) Тема: Модели рыночных систем. Выявление элементов различных моделей рыночных систем в экономике России. Обсуждение специфики.
1(3) Тема: Экономические институты национальной экономики.Разбор кейсов «Экономические институты национальной экономики».
1(3) Тема: Экономические институты национальной экономики.Обсуждение специфики организации, функционирования и влияния экономических институтов в России.
2(1) Формирование рыночных отношений в экономике России:Анализ результатов экономических реформ в странах с переходной экономикой и РФ. Построение графика динамики развития отраслей промышленности РФ, определение основных этапов
2(2) Тема: Производственный потенциал.Анализ структуры и динамики производственного потенциала России
2(3) Тема: Региональная структура экономики России. Презентация домашнего задания «Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов»
2(1-3) Контрольная работа
3(1) Тема: Оценка конкурентоспособности национальной экономики.Работа в малых группах с раздаточным материалом по оценке конкурентоспособности России
3(1) Тема: Оценка конкурентоспособности отраслей экономики России Разбор кейсов по оценке конкурентоспособности отраслей национальной экономики России
3(1) Тема: Оценка конкурентоспособности регионов России. Разбор кейсов по оценке конкурентоспособности регионов России
3(2) Тема: Стратегия социально-экономического развития России.Презентация расчетного задания «Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов»
1(1)-3(2) Контрольная работа

Самостоятельная работа

№ п/п Раздел дисциплины Характеристика реализуемых в дисциплине видов самостоятельной работы
Национальная экономика: модели рыночных систем, институты 1. Самостоятельное изучение теоретического материала, в т.ч.: учебная литература (в соответствии со списком литературы); журналы «Российский экономический журнал» и «Экономист»; средства массовой информации. 2.Работа над итоговым расчетным заданием (сбор, обработка информации).
Оценка потенциала национальной экономики 1. Самостоятельное изучение теоретического материала. 2. Работа над итоговым расчетным заданием (оценка конкурентоспособности РФ на основе полученных знаний и умений оценки потенциалов национальной экономики). 3. Выполнение ДЗ «Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов». 4. Подготовка к контрольной работе.
Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития России 1. Самостоятельное изучение теоретического материала. 2. Работа над итоговым расчетным заданием (оценка конкурентоспособности РФ по отношению к заданной экономической системе). 3. Подготовка презентации итогового задания (слайды, раздаточный материал, доклад).

  • Карта сайта