XREFF.RU


§ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. «Ресурсы производства» «Соотношение факторов производства...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
§ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. «Ресурсы производства» «Соотношение факторов производства...

§ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. «Ресурсы производства» «Соотношение факторов производства...

Глава 1 . Экономика — хозяйственная основа жизни общества

§ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА.


1. Прочитайте притчу:

Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться. - Распластайся предо мной, низкая тварь!, - грозно приказала Нравственность, - И я переступлю через тебя!

Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза.
-Ну… э-э-э… ладно, - неуверенно проговорила Нравственность. - Давай потянем жребий, кому кого пропустить. Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда. - Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне. Тут только Материальный Интерес разверз уста. - Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, - возразил он. - Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду.

Прокомментируйте притчу о нравственности и материальном интересе. Какие особенности экономической жизни общества в ней отображены?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Всовременномсловареуслова«______________»несколькозначений.Это,преждевсего,хозяйствостраны,атакжемиравцелом,отдельногорегио­на,города.Существует_____________семьи— хозяйство,котороеведутва­шимамы,папы,вкоторомдействуетеивысами,помогаяродителям.

Фрагмент2. ______________________ — это часть экономики, охватывающая процессы в мас­штабах национального или мирового хозяйства.

Фрагмент 3. __________________ - это часть экономики, охватывающая деятельность отдельных фирм, функционирование локальных рынков и отраслей хозяйства.

3. К экономическим отношениям относится четыре группы отношений людей: в процессе производства благ, их распределения, обмена и потребления. Проиллюстрируйте все группы экономических отношений конкретными примерами.

Отношения

Примеры

производство

1.

2.

распределение

1.

2.

обмен

1.

2.

потребление

1.

2.

4. Продолжите высказывания:

Экономика семьи – это

__________________________________________________________________

В современной экономике изменяется значение факторов производства, в том числе _____________________________________________________________

К макроэкономическим показателям относятся

__________________________________________________________________

5. Запишите на место пропусков понятия, определения которых приводится в задании.

1) __________________ - природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг.

2) __________________ - организация производства, при которой каждый работник выполняет определенную операцию или производит какой-либо продукт.

6. Раскройте сущность альтернативного выбора в экономике и проиллюстрируйте его на примере из своей жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Заполнитепропускивтаблице:«Национальноехозяйство»:

Сфера хозяйства

Производственная сфера

Непроизводственная сфера

Отрасль деятельности

отрасли, занятые _________________ производством

область деятельности людей, в которой создаются _________________ блага, услуги, информация

Примеры




8. Отметьте буквой «А» утверждения, которые относятся к микроэкономике, буквой «Б» - к макроэкономике.


1. В мае 2010 г. работники производственного предприятия «Монолит» получили выгодный заказ на железобетонные конструкции.


2. Из-за неурожая на горных плантациях чая снизилось предложение на рынке чая сорта «Дарджиллинг»


3. Уровень инфляции в стране Л. за истекший год снизился на 2%.


4. В стране П. в результате мирового экономического кризиса существенно возросла безработица.


5. Рост ВВП в стране Н. за последний год составил 4,5%. Это стало вторым показателем среди стран региона.


6. Фирма «Электроника-М» сменила весь отдел маркетинга из-за снижения объема продаж.

9. Напишите, какие потребности являются для вас первостепенными.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Проиллюстрируйте конкретными примерами использующиеся в процессе производства благ и услуг ресурсы. Заполните таблицу:

«Ресурсы производства»

Природные

Материальные

Трудовые

Финансовые

Информационные











11. Сформулируйте ответы на приведенные задания:

1) Какие факторы производства выделяются в экономической науке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на повышение эффективности современного производства?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Каждому из использующихся в процессе производства факторов соответствует свой вид факторных доходов. Заполните таблицу:

«Соотношение факторов производства и факторных доходов»

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ


1. ________

2. ________

3. ________

4. ________



1. ________

2. ________

3. ________

4. ________



13. Прочитайте фраг­мент из кни­ги Маршалла А.«Принципы экономической науки»:

«В известном смысле существуют только два фактора произ­водства — природа и человек. Капитал и организация являют­ся результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем. При данных свой­ствах и силах природы и человека рост богатства, знаний и организации проистекает из них как следствие из причины. Но с другой стороны, человек сам в значительной степени создает­ся окружающей его средой, в которой большую роль играет природа; следовательно, с любой точки зрения человек являет­ся центром проблемы производства, как и проблемы потребле­ния, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение — “распределе­ние” и “обмен”.

Сформулируйте свое отношение к затронутой автором проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Раскройте смысл приведенных высказываний:

1) «Каждый сколько-нибудь до­стойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и пре­данности высоким идеалам»(Маршалл А.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2) «В правовом и демократическом государстве правительство несет ответственность за общее состояние национальной экономики».(Борисов Е.Ф.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) «Мы существуем на то, что получаем, а живем тем, что даем». (Мандель)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ФАКТОРЫ. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ.


  1. Прочитайте фрагмент из сочинения И.Т. Посошкова, первого российского экономиста» «Книга о скудости и богатстве»:

«А коли у нас в Руси обретаются вещи, яко же соль, железо, иглы, стеклянная посуда, зеркала, очки, оконешние стекла, шляпы, скипидар, ребячьи игрушки… то всем тем управляться нам самим, а у иноземцев отнюдь бы никаких тех вещей и на полцены не покупать. А и сукон солдатских, мнится мне, у иноземцев покупать не надобно ж, потому что наши русские сукна хотя и дороже заморских станут, все же те деньги из царства вон не выдут. … А нас, россиян, благословляя, благословил Бог хлебом и медоми всяких питей довольством…»

Какие виды промышленной продукции, производимой в России вначале XVII века, называет автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Сохранили ли актуальность его рекомендации в наши дни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проиллюстрируйте конкретными примерами положение о том, что разделение труда и хозяйственная специализация приводят к более тесной связи между производителями и к повышению эффективности производства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1._____________________ этотакаяор­ганизацияпроизводства,прикоторойкаждыйработниквыполняетопре­деленнуюоперациюилипроизводиткакой-либопродукт.

Фрагмент2.Разделениетрудатесносвязаносо_______________________ сосредоточениемхозяйственнойдеятельностинапроизводствеотдельныхвидовтоваровиуслуг

Фрагмент3.___________________ этососредоточениесредствпроизводстваирабочейсилынакруп­ныхпредприятиях.


4.Всовременнойэкономикевыделяетсянесколькопоказателей,покоторымможносудитьосостояниинародногохозяйствастраны.Укажитеосновныеизнихиприведитеиххарактеристику.

Измерители хозяйственной деятельности страны

Характеристика







5. Распределите приведенную в задании информацию о показателях хозяйственной жизни страны в две колонки таблицы. В первую выпишите цифры, соответствующие позитивным показателям, во-вторую – негативным.

Информация:

  1. Рост безработицы в течение года составил 8%, превысив показатели прошлого года.

  2. В текущем году уровень инфляции снизился и составил 4,5%, вместо 6% прошлогодних.

  3. Валовый внутренний продукт за первый квартал текущего года увеличился на 3,5%, причем опережающими темпами выросло производство в наукоемких отраслях.

  4. В прошлом году в стране существенно возрос уровень доходов в пересчете на душу населения.

  5. В текущем году в сельском хозяйстве наблюдается спад производства и снижение инвестиционной активности.

  6. Прошлый год охарактеризовался ослаблением курса национальной валюты по сравнению с основными мировыми валютами.


Ответ запишите в таблицу в виде последовательности цифр.

Позитивные показатели

Негативные показатели



6. В экономической жизни общества выделяется несколько уровней хозяйственной специализации. Проиллюстрируйте конкретными примерами различные уровни специализации.

Уровни специализации

Примеры


труд отдельных людей


предприятие (фирма)


внутриотраслевой



региональный



международный



7. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент1.________________________ этопопе­ременноечередованиеподъемовиспадоввдвиженииреальногоВВП.

Фрагмент 2. Под ___________________по­нимается стабильное увеличение объемов экономики в течение длитель­ного времени, облегчение решения проблемы ограниченности ___________________, удовлетворение более широкого круга потребностей.

Фрагмент3.Приняторазличатьдватипаэкономическогороста экстенсивныйи________________.

8. Охарактеризуйте основные типы экономического роста и проиллюстрируйте их конкретными примерами их истории. Заполните таблицу:

«Типы экономического роста»

Типы роста

Характеристика

Примеры

интенсивный



1.

2.

3.

экстенсивный



1.

2.

3.

9. Заполните пропуски в схеме:

Фазы экономического цикла



Первая фаза

Вторая фаза

Третья фаза

Четвертая фаза













10. Приведите примеры экономических циклов и их продолжительности в различные исторические периоды:

XIXв. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ХХ в.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

XXIв.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Дайте ответы на вопросы по тексту:

Экономический рост раздвигает пределы тех ограничен­ных ресурсов, которыми располагает экономика. Благодаря ему создаются новые виды ресурсов и увеличиваются объе­мы традиционных ресурсов, применяемых в экономике.

Что представляет собой экономический рост?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем состоит значение экономического роста?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 3—4. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТРАДИЦИОННАЯ, ПЛАНОВАЯ, РЫНОЧНАЯ. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

1. Прочитайте высказывания:

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер)

«Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают». (Ф.Хайек)

Какую проблему затрагивают авторы высказываний? Назовите ее и сформулируйте свое отношение к данной проблеме.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1.Род занятий был наследуемым, из поколения в поколение передавались способы хозяйствования. Подоб­ное хозяйство экономисты называют ________________________. Оно преобладало в Древнем мире и в Средние века.

Фрагмент 2.В период Нового времени возник новый способ хозяйственной дея­тельности — __________________________. Он основан на инициативе и предприимчивости самого производителя, которые оцениваются потребителем произведен­ных товаров и услуг.

Фрагмент 3.__________________ представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся куп­ли-продажи ________________ и услуг.

Фрагмент 4.В первой половине XX в. формируется ______________________ экономическая система. Она предполагает руководство эконо­микой из единого государственного ________________.

Фрагмент5. Если пред­приятие переходит из частных рук в собственность государства, говорят о _____________________.


3. Заполните срав­ни­тель­ную таб­ли­цу:

«Типы экономических систем»

Линии сравнения

Рыночная экономика

Плановая экономика

преобладающие формы собственности



способ регулирования экономики



позиции производителя и потребителя



стимулы к труду




4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.

(1)Рыночная экономика может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей. (2)Возникновение крупных монополий способствует оживлению конкуренции, помогает небольшим и малым компаниям в их выходе на рынок. (3) Государство для поддержания свободного развития рынка должно способствовать росту монополий. (4)Спрос и предложение являются главными индикаторами состояния рынка. (5)Если потребительский спрос возрастает, имеет смысл наращивать предложение. (6)В условиях роста предложения товара на него обязательно должен вырасти и спрос.


Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами.

А

Б

В





5. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Экономисты определяют _________________ как платеже­способную, т. е. обеспеченную деньгами, потребность в том или ином то­варе

Фрагмент 2. ___________________ — это вся представленная на рынке масса товаров и услуг, адресованная потребителям


6. Заполните пропуски в таблице «Функции рынка»:

Функция рынка

Характеристика функции

Примеры

Информационная





обмен производителей результатами своего труда


Стимулирующая





обеспечение распределение и обмена благами между группами общества



координация отношений между производителем и потребителем.


Санирующая

освобождение экономики через механизм конкурентной борьбы от убыточных предприятий.


7. Прочитайте фрагмент из книги Строуп Р., Гвартни Дж. «Азбука экономики»:

Люди работают более охотно и усердно, когда они производят то, что впоследствии им принадлежит. Не приходится сомневаться в том, что когда человек берется за оплачиваемую работу, движущей силой и главным мотивом его решения является возможность получения в собственность какого-либо имущества и последующее распоряжение им. Частная собственность порождает систему стимулов, способствующую экономическому прогрессу.

Сформулируйте свое отношение к роли частной собственности в современной экономике.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. «Пучок прав собственника» включает в себя несколько прав: владеть, распоряжаться, пользоваться, нести бремя собственности. Проиллюстрируйте каждое из приведенных прав конкретными примерами.

Право собственника

Примеры

владение

1.

2.


пользование

1.

2.


распоряжение

1.

2.


несение бремени собственности

1.

2.


9. Напишите ответы на вопросы:

1) Каковы основные формы собственности в современной экономике?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какая форма собственности называется акционерной?

__________________________________________________________________

3) Какой доход приносит акция своему владельцу?

__________________________________________________________________

4) Может ли, на ваш взгляд, демократическое общество основываться на экономике, в которой исключена частная собственность? Ответ поясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Запишите определения понятий:

1) Акция - ________________________________________________________

2) Дивиденд - _____________________________________________________

3) Товар - _________________________________________________________

4) Спрос - _________________________________________________________

5) Равновесная цена ________________________________________________ __________________________________________________________________

11. Проанализируйте представленные графически ситуации на отдельных рынках и в каждом случае определите возможные факторы, влияющие на изменение линий спроса и предложения.


1) На рисунке отражена ситуация на рынке инвентаря для зимних видов спорта (беговых лыж, коньков, сноубордов и пр.) : линия спроса Dпереместилась в новое положение D1.

(P– цена товара, Q– объем спроса товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)


________________________________________________________________________________________________


2) На рисунке отражена ситуация на рынке косметологических услуг: линия спроса Dпереместилась в новое положение D1.

(P– цена товара, Q– объем спроса товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)



________________________________________________________________________________________________


3) На рисунке отражена ситуация на рынке кредитов на покупку автомобилей : линия предложения Спереместилась в новое положение С1.

(P– цена товара, Q– объем спроса товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)


__________________________________________________________________________________________________


4) На рисунке отражена ситуация на рынке стройматериалов для дачных домиков: линия предложения Спереместилась в новое положение С1.

(P– цена товара, Q– объем спроса товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)


__________________________________________________________________________________________________



12. Рыночная инфраструктура состоит из различных локальных рынков. Проиллюстрируйте конкретными примерами каждый из видов рынков.

Виды рынков

Примеры

рынок потребительских товаров и услуг


рынок сырья и материалов


рынок капиталов (фондовый или кредитный)


рынок труда



валютный



13. Напишите ответы на вопросы:

1) Что понимается под безработицей?

__________________________________________________________________

2) Какая безработица называется фрикционной (добровольной)?

__________________________________________________________________

3) Что такое циклическая безработица и когда она достигает максимальных показателей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Напишите, к какому типу безработицы относятся приведенные примеры?

Примеры

Тип безработицы

1) Женщины 40 лет, квалифицированный бухгалтер, два месяца ищет работу в фирме по специальности.


2) В связи с закрытием ряда шахт, шахтеры потеряли работу и ищут работу в других отраслях.


3) Тракторист-механизатор после уборки урожая, потерял работу на ферме до следующего года.


4) В связи с мировым экономическим кризисом, многие офисные работники и банковские служащие потеряли работу.


5) Работников крупного предприятия в связи с отсутствием заказов отправили в бессрочный неоплачиваемый отпуск.



15. Приведенные ниже примеры распределите по видам рынков(товаров, услуг, труда, валютном, фондовом, кредитном), ситуации на которых они характеризуют. Название рынка впишите в колонку напротив примера.

Примеры

ВИДЫ РЫНКОВ

А) Стихийное бедствие привело к снижению спроса на туристические путевки на один из популярных курортов.


Б) Обострение политической обстановки в стране И., антиправительственный мятеж, существенно ослабил курс национальной валюты по отношению к другим валютам.


В) Повышение спроса на энергоносители в развивающихся странах изменили в сторону повышения курсы акций крупных нефтедобывающих компаний.


Г) Удорожание ставки по ипотеке существенно снизило круг граждан, желающих за счет нее улучшить свои жилищные условия.


Д) Развитие экономики высоких технологий привело к увеличению спроса на услуги программистов и операторов.


Е) Неурожай в крупных чаепроизводящих регионах привел к существенном удорожанию чая на мировом рынке.




§ 5. МИР ДЕНЕГ.


1. Прочитайте фрагмент стихотворения И.А. Бродского.

День­ги пря­чут­ся в сей­фах, в бан­ках,

в чул­ках, в по­лу, в по­то­лоч­ных бал­ках,

в не­сго­ра­е­мых кас­сах, в поч­то­вых блан­ках.

На­вод­ня­ют со­бой при­ро­ду!

Шу­мят пач­ки но­вень­ких ас­сиг­на­ций,

слов­но вер­ши­ны бе­рез, ака­ций.

Как вы полагаете, о ка­ких свой­ст­вах де­нег упо­ми­на­ет­ся в сти­хо­тво­ре­нии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1.Процеду­ра, при которой осуществляется натуральный товарообмен (одна вещь ме­няется на другую без денежной оплаты), торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар», называется _____________________.

Фрагмент 2.______________________деньги — это деньги, которые сво­бодно обмениваются на деньги других стран без всяких ограничений как внутри страны, так и за ее пределами

Фрагмент 3.________________ стандарт, - это поря­док, согласно которому в развитых странах бумажные деньги обменива­лись на металлические в соответствии с заявленным курсом.

Фрагмент 4. ____________________ деньги это платежное средство, существующее исключительно в электронном виде, т. е. в виде записей в специализированных электронных системах.

Фрагмент 5.____________________ — юридическое лицо, специально созданное для осущест­вления страховой деятельности и получившее в установленном порядке государственную лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

3.Прочитайтевысказыванияисгруппируйтеихпоотношениюавторовкденьгамиденьгамибогатству.

1)Деньгистоятслишкомдорого(Р.Эмерсон)

2)Чембольшеутебяденег,тембольшезнакомых,скоторыминичтотебянесвязывает,кромеденег(Т.Уильямс)

3)Деньгидолжныоборачиваться.Чембольшетратишь,тембольшеполучаешь(П.Капица)

4)Деньгисоставляютсредстводляумныхлюдей,цель– дляглупцов(П.Декурсель)

5)Нетинеможетбытьбогатстваправедного(А.П.Чехов)

Отношение к деньгам

Высказывание





4. Заполнитетаблицу:«Достоинства и недостатки современных денег»

ВИДЫ ДЕНЕГ

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

1. Металлические




2. Бумажные




3. Электронные




5. Деньги выполняют в человеческом обществе несколько функций. Проиллюстрируйте каждую из функций денег конкретными примерами.

Примеры

Функции

1)

мера счета

2)

средство обмена

3)

средство платежа

4)

средство накопления

5)

мировые деньги

6. Подберите из учебника или из Интернета факты из истории денежного обращения и денежных реформ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Прочитайте перечень экономических явлений. Отметьте явления, вызванные инфляцией.

1. Рост цен на потребительские товары и услуги

2. Снижение реальных доходов населения

3. Укрепление национальной валюты

4. Снижение покупательной способности населения

5. Повышение экономической ценности труда

Ответ в виде последовательности цифр запишите в строку:

Ответ: _____________________________________


8. Заполните схему: «Функции банков».


9. Согласны ли вы с доводами автора высказывания (Хайек Ф. А. «Дорога к рабству») о том, что деньги – это величайший из когда-либо изобретенных человеком инструментов свободы? Аргументируйте свой ответ.

«И если мы хотим зарабатывать деньги, то только потому, что они дают нам свободу выбирать, какими будут плоды наших трудов. В современном обществе основной формой ограничения возможностей человека является ограниченность его доходов. Поэтому многие ненавидят деньги, усматривая в них символ этих ограничений, налагаемых нашей относительной бедностью. Но причина при этом смешивается со следствием».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






§ 6. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.


1. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. _________________________— дея­тельность,направленнаянаполучениеприбыли.

Фрагмент 2._____________________-этосамостоятельная,экономическиобособленнаяхозяйственнаяединица.______________наосновезакрепленногозанимимуществапроизводитиреализуетпродукцию,выполняетработыиока­зываетуслуги.

Фрагмент 3.Наукаобуправлениилюдьминапроизводстве— ______________________.

Фрагмент 4.Термин________________(отанглий­скогослова«маркет»— рынок)всовременномэкономическомсловареозначаетдеятельностьпопродвижению_________________нарынок,изучениюпо­требительского_______________,определениюнишинарынке,которуюмоглабызанятьфирма.

2.Заполнитепропускивтаблице:

«Организационно-правовыеформыпредприятий»

Предприятия

Признаки предприятий

Государственное унитарное предприятие



Муниципальное унитарное предприятие



Предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника

Полное товарищество




Смешанное (коммандитное)товарищество



Предприятие, которое обладает начальным капиталом, разделенным на определенное число равных долей — акций.


Предприятие, собственники которого одновременно являются работниками. Прибыль и ликвидационный остаток распределяется в соответствии с трудовым участием.

Товарищество с ограниченной ответственностью





3.Продолжитевысказывания:

Предприниматель– эточеловек,который

__________________________________________________________________

Иногдапредпринимателюнадобытьнемногоавантюристом,таккак

__________________________________________________________________

4.Перечислитекачества,необходимые,навашвзгляд,современномууспешномупредпринимателю:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

5.Прокомментируйте духовные ценности, отраженные в этическом кодексе компании Matsushita Electric:

1.Вклад в общественное развитие;

2.Справедливость и честность;

3.Сотрудничество и командный дух;

4.Постоянная борьба за качество, совершенствование;

5.Учтивость, скромность;

6.Адаптация к ситуации;

7. Признательность, благодарность фирме.

Какая модель менеджмента утвердилась в этой фирме? Ответ аргументируйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Докажите, что наличие четко определенной цели и миссии фирмы является одним из важнейших факторов ее успешного развития. Приведите примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Заполнитетаблицу:«Моделименеджмента»

Модели менеджмента

Авторитарная





Экономическая

Творческая

8. Прочитайте высказывания:

Чтобывестилюдейзасобой,идизаними.(ЛаоЦзы)

Опиратьсяможнотольконато,чтосопротивляется(Б.Паскаль)

Еслиувасдельные,хорошообученныесотрудники,авынепривлекаетеихксовместномупринятиюрешений,выпонапраснутеряетесвоесобственноевремя.(Д.Карнеги)

Какиепринципыуправлениялюдьмивнихотражены?Эффективнылиони,навашвзгляд?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 7. ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.


1. Прочитайте высказывания.

Правительство не решает проблем, оно финансирует их. (Р. Рейган)

Составлять сбалансированный бюджет - все равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить “нет”. (Р. Рейган)

Политику затягивания поясов громче всех одобряют те, кто носит подтяжки. (Б. Фогель)

“Приемлемый уровень безработицы” на бюрократическом языке означает, что “нас на улицу не выкинут”, а “приемлемый бюджет” - что “кое-кому придется туго, но никак не нам”. (Л. Питер)

Се­го­дня воз­ни­ка­ет жиз­нен­ная не­об­хо­ди­мость со­зда­ния цен­т­ра­ли­зо­ван­но­го кон­тро­ля в во­про­сах, ко­то­рые ны­не в ос­нов­ном пре­до­став­ле­ны ча­ст­ной ини­ци­а­ти­ве. (Дж. Кейнс)

Что можно сказать о роли государства в экономической жизни общества на их основании?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1.________________________ — это блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его пред­ставители приобретать это благо.

Фрагмент2._________________________ обязательныеудержаниявпользугосударствасфизическихиюридическихлиц.

Фрагмент3.Всемероприятия,связанныеспорядкомвзиманияналоов,размерамиставок,определениемихколичества,называются__________________политикой.

Фрагмент4. Государственный _____________________ — главный финансовый документ страны, план доходов и расходов за год.


3.Перечислитеосновныецеливмешательствагосударствавэкономику:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Приведите из курса истории конкретные примеры участия государства в организации хозяйственной жизни страны. Распределите их по двум группам:

Примеры позитивного вмешательства государства в экономику

Примеры негативного вмешательства государства в экономику








5. Заполните пропуски в таблице«Функции налогов»:

Функция налогов

Характеристика функции

фискальная



стимулирующая



регулирующая



социальная




6.ПроиллюстрируйтепримерамипрямыеикосвенныеналогивналоговойсистемеРФ.

Прямые налоги

Косвенные налоги









7. Продолжите высказывания:

Государственный бюджет – это

_____________________________________________________________________

Проявлением дефицита бюджета является

_____________________________________________________________________

Для борьбы с дефицитом бюджета государство может предпринять

_____________________________________________________________________

8. Приведите примеры доходных и расходных статей государственного бюджета РФ.

Доходные статьи

Расходные статьи







9. Согласны ли вы с доводами Самуэльсона П.Э. и Нордхауса В.Д.о функциях государства в экономике. Аргументируйте свой ответ.

«Обсуждая роль государства, мы в общем говорим о том, что оно устанавливает правила деятельности. Но каковы конкретно его функции? Их три: эффективность, справедливость и стабильность. Действия государства относительно эффективности заключаются в попытках исправления таких “ошибок” рынка, как, например, монополия. Госу­дарственные программы по поддержанию справедливости пере­распределяют доход в пользу бедных и убогих. Стабилизацион­ная политика заключается в сглаживании взлетов и падений делового цикла, сдерживании безработицы и инфляции, под­держании экономического роста».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напишите небольшое эссе по высказыванию:

«На­ло­ги — это це­на, ко­то­рую мы пла­тим за воз­мож­ность жить в ци­ви­ли­зо­ван­ном об­ще­ст­ве» (О. У. Холмс-стар­ший)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ГОТОВИМСЯ К ГИА


А1

Первоначальный смысл слова «экономика» -

1)

торговое место

2)

домашнее хозяйство

3)

хозяйство страны

4)

международная торговля


А2

Верны ли следующие суждения?

А.Под экономическими благами понимаются блага ограниченные.

Б. Ограниченность экономических благ заставляет людей хозяйствовать рационально и делать выбор.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


А3

Среди приведенных общественных отношений экономическими являются отношения

1)

по поводу власти в государстве

2)

в сфере распределения материальных благ

3)

между государством и гражданином

4)

внутри социальных групп


А4

Ученые-экономисты указывают в числе основных факторов производства

1)

капитал

2)

прибыль

3)

собственность

4)

ценные бумаги


А5

Отношения производства в обществе можно проиллюстрировать примером:

1)

проведения отпуска на популярном курорте

2)

покупки холодильника в крупном магазине

3)

выпечки печенья в частном кафе

4)

продажи уникальной коллекции монет


А6

Верны ли следующие суждения?

А. Для рыночной экономики важна конкуренция между товаропроизводителями.

Б. Образование крупных монополий оздоровляет рынок, усиливая свободную конкуренцию.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

А7


В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно-административный) характер?


22


  • Карта сайта