ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Создание таблиц и ввод исходных данных. Вариант 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Создание таблиц и ввод исходных данных. Вариант 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Создание таблиц и ввод исходных данных. Вариант 1


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Создание таблиц и ввод исходных данных.

Цель работы: научиться проектировать базы данных, содержащих заданную информацию; создавать таблицы, используя различные способы .

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Что называется базой данных?

    2. Дайте определение СУБД. Приведите примеры.

    3. Перечислите типы СУБД.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание своего варианта.

Вариант 1


Часть 1.

1. Спроектируйте и опишите базу данных для хранения данной информа­ции.

Разработать информационную подсистему АБИТУРИЕНТЫ для автоматизации работы приемной комиссии вуза. Требуется обработка анкетных данных абитуриентов. Анкета включает следующие данные об абитуриенте: регистрационный номер; фамилию, имя и отчество; дату рождения; сведения об оконченном среднем учебном заведении (название, номер, город, дата окончания); наличие диплома с отличием (техникум) или золотой/серебряной медали (школа); адрес (индекс, территория, населенный пункт, улица, номер дома, телефон); выбранную специальность. В вузе определен список специальностей для приема, который может изменяться ежегодно. По каждой специальности вуза определен список предметов, сдаваемых абитуриентами, например: математика (письменно), математика (устно), русский язык и т. д. Обеспечить выполнение следующих функций: ввод и коррекцию анкетных данных абитуриентов; просмотр анкетных данных по специальностям в алфавитном порядке; ввод, коррекцию и просмотр специальностей и сдаваемых предметов; вывод на экран анкетных данных абитуриентов, имеющих красный диплом или медаль.

Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.


2. Создайте таблицы для приведенной структуры, применяя различные способы создания таблиц (режим мастера, конструктора, ввода данных).

3. Заполните таблицы данными.


Часть 2.


1. Спроектируйте и опишите базу данных кафедры, позволяющей ответить на следующие вопросы:

1. Какой преподаватель может вести лекции по данной дисциплине? Для того чтобы читать лекции, преподаватель должен владеть данной дисциплиной, иметь ученое звание или ученую степень, работать не должности выше, чем ассистент,

Какой преподаватель читал лекции по данной дисциплине на данном потоке в данном семестре?

Выдать список аспирантов данного преподавателя с указанием планового срока их защиты.

Руководить аспирантами могут только преподаватели, имеющие на это специальное разрешение. Факт наличия разрешения должен быть зафиксирован в БД. Информацию, позволяющую определить, выпол­няются ли минимальные условия, требуемые для получения данного, разрешения, в базе данных можно не фиксировать.


2. Создайте таблицы для приведенной структуры, применяя различные способы создания таблиц (режим мастера, конструктора, ввода данных).

3. Заполните таблицы данными.


Вариант 2


Часть 1.

1. Спроектируйте и опишите базу данных кафедры, позволяющей ответить на следующие вопросы:


Разработать информационную систему ЗАРПЛАТА для автоматизации начислений заработной платы в бухгалтерии. Зарплата начисляется работникам, имеющим установленные оклады. На каждого работника хранятся следующие данные: табельный номер; Ф.И.О.; должность; оклад; семейное положение и число детей; данные о невыходе на работу по болезни (даты заболевания и выздоровления) и т. д. В период болезни работнику начисляется 50 % зарплаты. Работникам могут начисляться премии и другие надбавки. С общей суммы зарплаты отчисляется подоходный налог. Информационная система должна обеспечивать: ввод, изменение анкетных данных работников, сведения о болезнях, надбавках; ежемесячный перерасчет зарплаты с выдачей ведомости на экран и печать. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.


2. Создайте таблицы для приведенной структуры, применяя различные способы создания таблиц.

3. Заполните таблицы данными.


Часть 2.

1. Спроектируйте и опишите базу данных кафедры, позволяющей ответить на следующие вопросы:


В базе данных должны храниться следующие сведения о сотрудниках:

1. Биографические сведения: фамилия, имя, отчество; дата рождения, место рождения, пол, образование; отношение к воинской обязанно­сти (да/нет).

2. Сведения о невыходах на работу, Если был пропущен неполный рабо­чий день, то указывается время, с какого по какое сотрудник отсутст­вовал. Фиксируется причина невыхода (болезнь, отгул, отпуск, прогул).

3. Для отпусков должен быть зафиксирован приказ (№, дата) с указани­ем вида отпуска, с какого по какое число предоставлен отпуск. Если это оче­редной отпуск, то указывается, за какой год предоставлен отпуск.

4. При болезни фиксируется тип оправдательного документа (больнич­ный, справка), № документа, с какого по какое число выдан оправда­тельный документ, кем выдан (поликлиника, врач).


2. Создайте таблицы для приведенной структуры, применяя различные способы создания таблиц.

3. Заполните таблицы данными.


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить индивидуальное задание своего варианта.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что в Access понимается под базой данных?

    2. Какая максимальная длина имени базы данных, таблицы, поля?

    3. Какими способами можно создавать таблицы?

    4. Достоинства и недостатки способов создания таблиц.

    5. Как создать новую таблицу путем копирования структуры существующей таблицы?

    6. Какую максимальную длину может иметь текстовое поле?

    7. Какие типы полей допустимы в Access? Каковы особенности работы с полями каждого из этих типов?

    8. Какие свойства полей вы знаете? Приведите примеры их использования.

  4. Приложение

AccessявляетсяреляционнойСУБД.Реляционнаямодельот­носитсякклассуструктурированныхмоделейданных.Поэтому,преждечемданныемогутбытьвведенывБД,структурабазыдан­ныхдолжнабытьспроектированаиописана.Принципыпроекти­рованиябазыданныхединыдлявсехреляционныхСУБД.

Реляционнаябазаданныхпредставляетсобойсовокупность«плоских»взаимосвязанныхтаблиц.

Создание таблиц

ВAccessимеетсянесколькоразныхвозможностейсозданиятаб­лиц:

— в режиме конструктора;

— с помощью мастера;

— путем ввода данных.

Крометого,таблицуможносоздатьпутемкопированияструк­турысуществующейтаблицы,атакжепутемимпортированияиздругихсистем.


Обычнонаиболеепростымпутемсозданиякаких-либообъек­товявляетсяиспользованиемастеров.Однакодлятаблицнаибо­лееиспользуемымспособомявляетсяихсозданиеврежимеконст­руктора.БезпониманияэтогорежиманевозможноработатьсБД.Крометого,таблицы,созданныедругимиспособами,частотребу­етсякорректироватьврежимеконструктора.ПоэтомуименносэтогорежимаследуетначинатьизучениеработыссистемойAccess.

ВнекоторыхзадачахнапроектированиеструктурыБДзадано,какаяинформациядолжнахранитьсявбазе,вдругихзадачахзада­нывопросы,накоторыенеобходимополучатьответыизБД.Вза­дачахвтороготипабазаданныхдолжнасодержатьинформацию,котораяпозволитответитьназаданныезапросы.Припроектирова­нииструктурыБДвэтомслучаенадоопределить,какиеданные,необходимыевответе,должныхранитьсявБДвявномвиде,ака­кие— получатьсярасчетнымпутем.Так,еслинеобходимознатьсреднийбаллуспеваемостикаждогостудента,то,разумеется,вбазеданныхдолжныхранитьсясведенияосессионнойуспеваемо­стизавсевремяобучения.


Естественно,чтовреальныхусловияхобычнозадачинапроек­тированиеструктурыБДиееописаниенеразделеныивыполня­ютсяоднимитемжечеловеком.Проблемапроектированияструк­турыБДявляетсяоченьважнойинетривиальной.Специалистыпоинформационнымтехнологиямдолжнывладетькакметодоло­гиейпроектирования,такиимеющимисясредствамиавтоматиза­циипроектирования.Всеостальныепользователибазданныхдолжныхотябыпониматьосновныеконцепциисистемы.


ВMSAccessбазойданныхназываетсясовокупностьтаблиц,форм,отчетов,запросов,модулей,макросов.Всяэтасовокупностьзапоминаетсяводномфайлебазыданных,имеющемрасширение(.mdb).Поэтомупервымшагомявляетсясоздание/открытиебазыданных.


ПрисозданииключаавтоматическиAccessвсегданазываетэтополе«Код».Дляудобствадальнейшейработырекомендуетсяпере­именовыватьключевоеполетак,чтобыбылопонятно,кодомчегоявляетсяданноеполе.

Есливыопределяетеключсамостоятельно,тоэтоможносделатьнесколькимипутями:позиционироватьсянасоответствующееполеинажатьнакнопку«Ключевоеполе»,либовыбратьпозициюменю«Правка»-«Ключевоеполе»,либовоспользоватьсяправойкнопкоймышидлявызоваконтекстногоменю,предварительнопозиционировавшисьнатополе,котороеопределяетсякакключевое.

СозданиетаблицспомощьюмастеравAccessпредставляетсобойвыборизимеющегосявсистемеспискатаблицделовогоиличногоприменения.Списоктаблицвысвечиваетсявокне«Об­разцытаблиц». Длятогочтобыполучитьдоступкспи­скутаблиц«личного»назначения,надоактивизироватьсоответст­вующуюкнопку.Послевыборатаблицыпользовательможетопределитьтеполя,которыенужныемудляданногоприменения.

Выбранныеполяможнопереименовать.Чтобыввестикакие-либодругиеизменениявструктурусоздаваемойтаблицы,следуетзавер­шитьееформированиеспомощьюмастера,послечегооткорректи­роватьструктурувобычномпорядкеврежиме«Конструктор».

Создавая таблицу с использованием мастера, нельзя отказаться от ключа, а также создать составной ключ.

Созданиетаблицпутемвводаданныхяв­ляетсянеоченьудобнымспособомсозданиятаблиц,таккакможетповлечьзасобойнеочевидныенедостаткивпроектировании(на­пример,неточноеопределениетипаполя),атакжетребуетболь­шойпоследующейкорректировкиполученнойструктурытаблицы(переименованиеполей,определениеключа,еслиключзадаетсянеавтоматически).

Созданиетаблицпутемкопированияструктурысущест­вующейтаблицы.Еслиструктуравновьсоздаваемойтаблицысовпадаетлибонезначительноотличаетсяоткакой-либоужесуще­ствующейтаблицы,томожновоспользоватьсявозможностьюко­пированияструктурысуществующейтаблицыдлясозданияновойтаблицы.Дляэтогонадопозиционироватьсянатаблице,структуракоторойбудеткопироваться,выбратьпозициюменю«Прав­ка»-► «Копировать»(либонажатьнаправуюкнопкумышиивпоявившемсяконтекстномменювыбратьпозицию«Копировать»),


































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Открытие, редактирование и заполнение таблиц. Модификация структуры таблицы

Цель работы: научиться осуществлять ввод данных в таблицы, редактировать их.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Что называется таблицей?

    2. Способы создания таблиц.

    3. Типы данных, их краткая характеристика.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание своего варианта.

Вариант 1.

Разработать базу данных, заполнить таблицы

"Учет товаров на складе торговли".

ИС должна содержать следующую информацию:

-дата прихода товара;

-номер приходной накладной;

-название поставщика;

-код товара;

-страна изготовитель;

-расфасовка;

-количество в упаковке;

-цена товара по приходу;

-количество поступившего товара;

-единица измерения.

-цена продажи товара;

-остаток товара на складе;

-единица измерения количества товара.

-номер накладной отпуска товара со склада;

-дата продажи;

-кому продан товар;

-наименование товара.

БД работает следующим образом. При получении товара на склад происходит ввод данных с приходной накладной. При этом данные заносятся в базу прихода товаров. Одновременноанализируется наличие остатков аналогичного товара по базе состояния склада. Если остатки нулевые либо такого товара в базе склад нет, товар заносится в базу склад. Если такой товар уже присутствует на складе, то к остатку прибавляется вновь поступившее количество этого товара. Цена продажи может быть назначена из условия фиксированного процента наценки. База отпуска товара заполняется каждый раз при выписке очередной накладной покупателю.При этом одновременно должна происходить коррекция остатка товара на складе.

Выписка накладной покупателю происходит путем выбора товаров из списка-перечня товаровна складе. При этом для каждого выбранного из списка товара определяется количество, которое и заносится в накладную. В накладной, кроме того, указывается сумма для каждого товара и общая сумма по накладной.



Вариант 2.


Разработатьбазу данных,заполнитьтаблицы

"Оформлениеплатежного поручения".

ИС должна содержать следующую информацию:

-наименование плательщика;

-код плательщика;

-банк плательщика;

-счет плательщика.

-наименование получателя;

-код получателя;

-банк получателя;

-счет получателя.

-код плательщика;

-сумма платежа;

-назначение платежа.

ИС работает следующим образом. Пользователь системы выбирает из списка плательщиков нужную запись. Если такой записи не окажется, то пользователь переходит в режим работы с базой плательщиков и заносит туда новую запись. Далее в списке получателей разыскивается требуемая запись либо, если такой не оказалось, в базу получателей предварительно осуществляетсяввод новой записи. После определения плательщика и получателя платежа определяется номер платежного поручения и дата его оформления. Следующим этапом ввод цифрами суммы платежа.


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить индивидуальное задание своего варианта.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что понимается под структурой базы данных?

    2. Назовите способы модификации структуры таблицы?

    3. Назовите способы редактирования, заполнения таблиц данными?

    4. Назовите достоинства и недостатки способов редактирования таблиц?

  4. Приложение

























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Индексирование и сортировка таблиц

Цель работы: научиться сортировать данные, изучить функции индексирования таблиц.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Что называется структурой таблицы?

    2. Способы редактирования данных.

    3. Достоинства недостатки способов редактирования данных.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание своего варианта.

Вариант 1.

Разработать базу данных, заполнить таблицы

"Электронный каталог экономической литературы".

БДдолжна содержать следующую информацию:

-название раздела;

-код раздела;

-количество публикаций в каталоге по разделу;

-название подраздела;

-код подраздела.

-название публикации;

-автор публикации;

-авторы;

-издательство;

-год издания;

-место хранения издания.

-объем издания.

БДдолжна предоставлять пользователю осуществлять ввод новых и редактирование имеющихся записей каждой из двух баз. Кроме того система должна позволять осуществлятьпоиск изданий по любому из имеющихся в базе признаков (автору, соавторам, названию, издательству, кодам разделов и подразделов, по ключевым словам). В системе должен быть предусмотрен режим отбора литературы по заданным признакам и составления списка литературы.Выполнитьсортировку данных в каждой таблице по алфавиту, по убыванию (возрастанию).

Вариант 2.

Разработать базу данных, заполнить таблицы

"Бюджет организации".

БДдолжна содержать следующую информацию:

-клиент;

-вид денежных поступлений;

-дата поступления;

-сумма поступления;

-подоходный налог, удержанный с этой сумм;

-сумма отчислений в другие фонды и организации.

-вид платежа;

-дата платежа;

-наименование товара или услуг;

-стоимость товара или услуг;

-сумма платежа.

-вид сбережения;

-место хранения;

-срок вклада;

-годовой процент;

-сумма вклада.

Каждый член коллектива организации в информационной системе обозначается как "клиент".Клиент получает денежный доход от определенного рода или вида деятельности - т.е. поступления. Каждое поступление связано с определенной датой. Свои поступления клиент расходует на товары или услуги (расходы) или хранит на счетах в банках (сбережения). Для сбалансирования трат и поступлений используются информационные возможности данной системы.

БДдолжна обеспечить пользователю возможность удобного ввода и редактирования данных, вывод на экран справочной информации следующего типа:

-суммарный доход клиента системы за любой промежуток времени;

-суммарный доход клиента от любого источника поступлений за любой

указанный период;

-расходы клиента по любой статье расходов за выбранный промежуток

времени;

-сумму сбережений по любому месту хранения за любой промежуток

времени.

Выполнить сортировку данных в каждой таблице по алфавиту, по убыванию (возрастанию).


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить индивидуальное задание своего варианта

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что понимается под индексированием таблиц?

    2. Что называется индексом?

    3. Раскройте необходимость индексирования данных?

    4. Что такое сортировка, для чего она предназначена?

  4. Приложение



























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Поиск данных в таблице. Установка даты и вывод записей на экран.

Цель работы: научиться осуществлять поиск данных в таблице с помощью запросов..

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Что называется запросом?

    2. Охарактеризуйте тип данных дата/время?

    3. Виды запросов.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание своего варианта.

Вариант 1.


База данных состоит из трех таблиц.

1. Таблица «Сотрудник»имеет следующие поля:

код сотрудника; ФИО; дата рождения; пол; код кафедры; дата приема на работу; оклад;

2. Таблица «Кафедра»:код кафедры; наименование кафедры полное; наименование кафедры краткое.

3. Таблица «Дети»:код сотрудника; ФИО ребенка; дата рождения ребенка.

Для приведенной базы данных реализуйте следующие запросы:

1. Вывести список сотрудников, имеющих детей.

2. Вывести список бездетных сотрудников.

3. Вывести список сотрудников, имеющих несовершеннолетних детей.

4. Определить число несовершеннолетних детей у каждого из сотрудников. Поля в ответе: «ФИО», «Количество несовершеннолетних детей».


Вариант 2.


База данных состоит из трех таблиц.

1. Таблица «Сотрудник» имеет следующие поля:

код сотрудника; ФИО; дата рождения; пол; код кафедры; дата приема на работу; оклад; должность; руководитель; автобиография; телефон.

2. Таблица «Кафедра»: код кафедры; наименование кафедры полное; наименование кафедры краткое.

3. Таблица «Должность»: код должности; название должности.

Для приведенной базы данных реализуйте следующие запросы:

1. Вывести все сведения о сотруднике Y, которые хранятся в базе дан­ных. Вместо кода кафедры и кода должности, хранящихся в таблице «Сотрудник», вывести название кафедры краткое и название должности. Под Y подразумевается ФИО сотрудника, имеющееся в вашей таблице «Сотрудник».

2. Вывести список кафедр с указанием их заведующих. Поля в ответе:
«Наименование кафедры полное», «ФИО заведующего».

3. Сколько преподавателей более высоких должностей приходится на
одного ассистента?

4. Вывести ФИО сотрудников, возраст которых не превышает 30 лет.

Пояснение к условию задачи. На кафедрах имеются следующие должности: ла­борант, методист, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой. Должно­стями более высокими, чем ассистент, являются: доцент, профессор, заведующий кафедрой.


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить индивидуальное задание своего варианта.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что такое запрос?

    2. Что такое вычисляемые поля?

    3. Какие типы запросов вы знаете?

    4. Что такое корректирующие запросы?

    5. Особенности запросов на удаление, обновление, модификацию.

    6. Использование фильтров и запросов. Достоинства и недостатки.

    7. Сходства и различия фильтров и запросов.

  4. Приложение

В Accessпоиск информации можно осуществлять разными способами, с помощью запросов или с помощью встроенных функций Access. Запрос – это объект базы данных, который позволяет осуществлять вывод информации, отобранной по заданным критериям.

Запросы могут использоваться только с закрытой таблицей или запросом. Запросы можно использовать для:

Запросы бывают следующих видов:


















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Установление взаимосвязей между таблицами.

Цель работы: научиться связывать таблицы, используя различные типы связей.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Для чего необходимо связывать таблицы?

    2. Назовите типы связей?

    3. Достоинства и недостатки каждого типа связей.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание своего варианта.

Вариант 1.

Реализовать следующую базу данных и связать ее таблицы, используя ключевые поля.

"Регистрационный отдел гостиницы".

БД должна содержать следующую информацию:

- номер комнаты;

- дата начала проживания;

- дата окончания проживания;

- Ф.И.О. клиента;

- серия и номер паспорта;

- кем выдан, когда;

- номер комнаты;

- количество мест;

- стоимость проживания за сутки;

- кол-во свободных мест;

- характеристика комнаты (например, - суперлюкс, - 3-х местный).

- Ф.И.О. обслуживающего персонала закрепленного за данной комнатой;

- номер счета;

- кому выдан (Ф.И.О);

- дата выдачи;

БД в различных режимах должна поддерживать выполнение следующих действий:

- поиск номера комнаты по Ф.И.О. проживающего;

- выдача списка всех клиентов, которые должны покинуть гостиницу в данный день с указанием номера комнаты;

- выдача номеров комнат с их характеристикой, которые не были заселены ни разу за заданныйпериод времени (например, с целью пересмотра цены за проживание);

- предусмотреть вывод на экран (принтер) списка всех комнат с полной характеристикой.


Вариант 2.

Реализовать следующую базу данных и связать ее таблицы, используя ключевые поля.

"Отдел кадров".

БД должна содержать следующую информацию:

-профессия;

-образование;

-стаж работы;

-класс мастерства;

-пол;

-возраст;

-зарплата в месяц;

-Фамилия, Имя, Отчество;

-домашний адрес.

Система должна выполнять следующие функции:

1. Выдачу списка профессий;

2. Выдачу списка клиентов, удовлетворяющих требованиям стаж работы меньше 1 года;

3. Выдачу списка клиентов, удовлетворяющих требованиям зарплата больше 2000 рублей в месяц;

4. Выдачу статистики

-по лицам с высшим образованием;

-по молодежи (до 30 лет);

-пожилых людей (старше 50 лет).


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить индивидуальное задание своего варианта.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Перечислите типы связей?

    2. Достоинства и недостатка типа связи один-ко-многим?

    3. В каких случаях применяется тип связи один-к-одному?

    4. В каких случаях применяется тип связи многие-ко-многим?

    5. Назовите последовательность действий, которую необходимо выполнить для того, чтобы связать таблицы.

  4. Приложение


Типы связей



один-ко-многим многие-ко-многим один-к-одному




























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6-7

(Рассчитана на 4 часа)

Разработка индивидуального проекта.

Цель работы: применить все практические знания и умения, полученные на предыдущих занятиях в процессе разработки индивидуальной базы данных.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Для чего необходимо связывать таблицы?

    2. Назовите типы связей?

    3. Достоинства и недостатки каждого типа связей.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание своего варианта.


Создать базу данных, которая будет содержать не менее трех таблиц. База данных должна быть ориентирована на конкретное предприятие, осуществляющее продажу продукции. Наименование полей и тип данных студент определяет сам. Связать таблицы между собой для удобного редактирования данных.

На основе таблиц реализовать следующие типы запросов:

На основе таблиц и запросов создать различные виды отчетов и форм.

Тематику для базы данных можно выбрать в приложении.


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить индивидуальное задание своего варианта.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Этапы развития СУБД?

    2. Понятие СУБД?

    3. Виды СУБД?

    4. Функции СУБД?

    5. Объекты баз данных, их функции?

  4. Приложение



п/п

Область применения базы данных

1

Медицинская техника

2

Учета материальных ценностей в организации

3

Деканат

4

Организация дипломного проектирования студентов

5

Комплектующие компьютера

6

Строительные материалы

7

Успеваемость студентов

8

Организация курсового проектирования студентов

9

Стипендиальный фонд студентов


СУБД должна предоставлять доступ к данным любым пользователям, включая и тех, которые практически не имеют и (или) не хотят иметь представления о:

и множестве других функций СУБД.

При выполнении основных из этих функций СУБД должна использовать различные описания данных. Проект базы данных надо начинать с анализа предметной области и выявления требований к ней отдельных пользователей (сотрудников организации, для которых создается база данных). Подробнее этот процесс будет рассмотрен ниже, а здесь отметим, что проектирование обычно поручается человеку (группе лиц) – администратору базы данных (АБД). Им может быть как специально выделенный сотрудник организации, так и будущий пользователь базы данных, достаточно хорошо знакомый с машинной обработкой данных.

Объединяя частные представления о содержимом базы данных, полученные в результате опроса пользователей, и свои представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях, АБД сначала создает обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств, понятных всем людям, работающих над проектированием базы данных, называют инфологической моделью данных.

Человеко-ориентированная модель полностью независима от физических параметров среды хранения данных. Инфологическая модель не должна изменяться до тех пор, пока какие-то изменения в реальном мире не потребуют изменения в ней некоторого определения, чтобы эта модель продолжала отражать предметную область.

С помощью компьютерно - ориентированных моделей СУБД дает возможность программам и пользователям осуществлять доступ к хранимым данным лишь по их именам, не заботясь о физическом расположении этих данных. Нужные данные отыскиваются СУБД на внешних запоминающих устройствах по физической модели данных.

Так как указанный доступ осуществляется с помощью конкретной СУБД, то модели должны быть описаны на языке описания данных этой СУБД. Такое описание, создаваемое АБД по инфологической модели данных, называют даталогической моделью данных.

Трехуровневая архитектура (инфологический, даталогический и физический уровни) позволяет обеспечить независимость хранимых данных от использующих их программ. АБД может при необходимости переписать хранимые данные на другие носители информации и (или) реорганизовать их физическую структуру, изменив лишь физическую модель данных. АБД может подключить к системе любое число новых пользователей (новых приложений), дополнив, если надо, даталогическую модель. Указанные изменения физической и даталогической моделей не будут замечены существующими пользователями системы (окажутся "прозрачными" для них), так же как не будут замечены и новые пользователи. Следовательно, независимость данных обеспечивает возможность развития системы баз данных без разрушения существующих приложений.


















































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Создание интерфейса базы данных.

Цель работы: научиться разрабатывать интерфейс базы данных с помощью экранных форм.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Для чего необходимо связывать таблицы?

    2. Назовите типы связей?

    3. Достоинства и недостатки каждого типа связей.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание


Реализовать базу данных, структура которой приведена ниже:



Для приведенной базы данных организуйте пользовательский интерфейс, который будет состоять из кнопочной формы (главной), формы для работы с таблицами, формы для просмотра отчетов, формы для поиска информации по заданным критериям. В приложении представлены примеры форм, составляющих пользовательский интерфейс базы данных.

  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить предложенное задание.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Вывод по практической работе.

    4. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что такое пользовательский интерфейс?

    2. Какие бывают формы?

    3. Назовите способы создания форм?

    4. Перечислите виды форм?

    5. Перечислите особенности различных видов форм?

  4. Приложение.

Форма – это объект базы данных, предназначенный для вывода информации на экран. Форма позволяет организовать разработчику базы данных удобный пользовательский интерфейс, позволяющий работать с базой данный, осуществлять редактирование, добавление и удаление записей, поиск информации по заданным критериям. В качестве главной формы обычно выступает кнопочная форма, которая может выглядеть следующим образом:


Форма может содержать различные элементы управления, которые можно использовать для удобного перемещения и работы с базой данных.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Создание меню различных типов.

Цель работы: научиться работать с меню, создавать различные виды меню.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Для чего необходимо использовать меню?

    2. Назовите типы меню?

    3. Перечислите основные функции меню.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание

Для создания меню необходимо выполнить следующие действия:



Кроме типа, для данной панели команд можно задать еще ряд свойств: закрепление, отображение в меню, настройка, изменение размера, перемещение, отображение и вскрытие.

В строку меню можно добавить списки команд, раскрывающиеся при выборе меню в строке меню или на панели инструментов. Чтобы добавить меню на панель команд необходимо выполнить следующее:







Создайте 5 объектов меню, содержащих различные команды. Внешний вид меню оформите с использованием различных значков.

  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа WINDOWS .

    6. Выполнить предложенное задание.

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Вывод по практической работе.

    4. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что такое меню?

    2. Какие бывают способы создания меню?

    3. Перечислите рекомендации по созданию меню?

    4. Перечислите типы меню и охарактеризуйте каждый тип?

    5. Перечислите действия, которые необходимо выполнить для создания и редактирования меню?

  4. Приложение.

Выполнить все описанные действия можно только в режиме настройки панелей команд, т.е. при открытом окнеНастройка.

Чтобы окончательно придать меню профессиональный вид, необходимо каждому меню и команде меню назначить клавиши доступа. Буквы, соответствующие этим клавишам, выделяются в названии элемента подчеркиванием. Клавиши доступа используются следующим образом. Для того, чтобы раскрыть меню, нужно при нажатой клавише Altнажать клавишу, соответствующую подчеркнутой букве в названии этого меню. Для того, чтобы выбрать команду меню, достаточно просто нажать клавишу, соответствующую подчеркнутой букве в названии команды.

Для того, чтобы обеспечить быстрый доступ к наиболее часто используемым формам, отчетам и макросам, можно создать специальные кнопки, которые помещаются либо на панель инструментов, либо непосредственно в меню. Создается пользовательская панель инструментов аналогично строкам меню:

На созданной панели инструментов можно разместить любые полезные кнопки. Когда создание панели инструментов закончено, можно перетащить ее на свободное место в верхней части экрана.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Создание форм. Оформление дизайна формы.

Цель работы: научиться создавать различные виды форм, содержащих заданную информацию из таблицы или запроса, используя различные способы.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Дайте определение формы?

    2. Перечислите виды форм?

    3. Перечислите достоинства и недостатки каждого вида формы?

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание.

Реализуйте базу данных, состоящую из следующих объектов: таблицы, запросы, отчеты, макросы. Область применения базы данных выберите на ваше усмотрение. Для базы данных организуйте различные виды форм. Ниже приведены примеры форм, которые организуют удобный пользовательский интерфейс.






На формах должны располагаться кнопки, позволяющие работать со всеми объектами баз данных:


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа.

    6. Выполнить задание

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Что такое форма?

    2. Перечислите виды форм, охарактеризуйте каждый вид?

    3. Перечислите способы создания форм?

    4. Что такое элементы управление?

    5. Перечислите элементы управления, охарактеризуйте каждый элемент управления?

  4. Приложение

Экранные формы используются не только для ввода данных в БД, корректировки, но так же для позаписного вывода данных, что является их традиционными сферами применения. Они используются для реализации просмотров БД по определенным условиям, и даже для создания «заставок» и меню (так называемые несвязанные формы, т.е. формы, не вязанные с какой-либо таблицей).

Accessпозволяет строить сложные формы с включением табличной (многострочной) части, а так же множества «динамических частей», возможно и из разных БД.

В экранной форме помимо информационных структур присутствуют управляющие элементы.

Экранные формы могут создаваться на основе предварительно сформулированных запросов. Существуют различные типы форм и некоторые рекомендации по созданию можно отнести ко всем видам:














































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса (входной формы).

Цель работы: научиться создавать проект базы данных, содержащий все необходимые объекты, разрабатывать интерфейс проекта.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Для чего необходимо связывать таблицы?

    2. Назовите типы связей?

    3. Достоинства и недостатки каждого типа связей.

    4. Назовите этапы проектирования БД.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание.

1. Необходимо спроектировать БД, содержащую некоторые сведения, представленные в виде группы атрибутов. Шесть первых атрибутов являются обязательными для всех, а остальные варьируются. Приведенные ниже атрибуты характеризуют некоторую группу людей и позволяют с учетом их профессиональной деятельности рассчитать денежное содержание. Состав атрибутов:

2. Создать базу данных.

3. Занести в нее данные.

4. Организовать постоянные связи между таблицами для обеспечения целостности своей БД при: изменении записей, добавлении записей, удалении записей.

5. Убедитесь, что данные в таблице непротиворечивы и система поддержки целостности функционирует.

6. Организовать запросы к БД, которые позволяли бы продемонстрировать:

  1. Оформить отчет, используя конструктор отчетов.

  2. Создать главную форму с элементами управления.



  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа.

    6. Выполнить задание

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Охарактеризуйте понятие проекта в Access.

    2. Какова схема взаимодействия проекта в Access и SQL-сервера?

    3. Опишите технологию создания проекта Access.

    4. Опишите технологию проектирования базы данных в Access.

  4. Приложение


Понятие проект означает приложение пользователя, функционирующее в среде Access, но работающее с данными, хранящимися и обрабатываемыми на SQL – сервере. Это выполняется не из проекта, а из базы данных. Проект содержит объекты, составляющие приложение: формы, отчеты, страницы доступа, макросы, модули. В отличие от базы данных Access, проект не содержит данных и описаний основных объектов базы данных SQL – сервера: таблиц, представлений, схем баз данных и хранимых процедур. Эти проекты лишь отображаются в окне проекта Access. Проект может взаимодействовать с данными SQL – сервера, находясь на том же компьютере или на компьютере клиента. Компьютеры клиента и сервера в общем случае могут быть соединены с помощью сетевого адаптера, последовательного или параллельного кабеля.

Проект Access обеспечивает работу с существующей базой данных сервера и создание базы данных на SQL – сервере.

Объекты базы данных используются в качестве источников данных в формах, отчетах, страницах доступа к данным, макросах, модулях проекта, что дает возможность пользователю работать в привычном для него режиме. Объекты приложения создаются так же, как и в базе данных Access. Для быстрого создания простых приложений можно использовать Мастера.

Проект предоставляет возможность просматривать и корректировать данные, создавать и корректировать объекты. Предоставляемые провайдером инструментальные средства несколько отличаются от аналогичные средств, но освоить их несложно.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

Управление внешним видом.

Цель работы: научиться разрабатывать пользовательский интерфейс и работать с базой данных, используя входные формы, страницы доступа.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Что такое форма?

    2. Перечислите основные рекомендации по созданию форм.

    3. Перечислите рекомендации по разработке пользовательского интерфейса.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание.


Для таблицы «Клиенты» получить автоформу:

Сохранить полученные результаты. Определить сферу применимости каждого из видов полученных экранных форм.

Автоформу «в столбец» открыть в режиме конструктора и произвести следующие изменения:






Для таблицы «Клиенты» создать форму, позволяющую работать с данными, содержащимися в таблице. Форма может выглядеть следующим образом:





Данную форму связать с главной кнопочной формой с использованием элементов управления.

Для таблицы «Клиенты» создайте страницу доступа, позволяющую просмотреть содержимое таблиц с помощью браузеров.

  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа.

    6. Выполнить задание

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. С помощью каких объектов можно управлять внешним видом базы данных?

    2. Какие разновидности экранных форм вы знаете?

    3. Каково назначение экранных форм?

    4. В каких режимах можно работать с экранной формой?

    5. Какими способами можно создавать экранную форму?

    6. Какие разновидности многостраничных форм вы знаете?

    7. Что такое «страница доступа», с какой целью она создается?

  4. Приложение







ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

Создание триггеров и достоверность данных.

Цель работы: рассмотреть понятие триггера, необходимость применения, способы разработки.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Что такое сервер?

    2. Охарактеризуйте способы организации взаимодействия клиент-сервер при подготовке запросов к базе данных на сервере?

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание.

В реляционных базах данных для управления данными могут использоваться не только прикладные программы, но и непосредственно сервер базы данных. Такая возможность реализуется с помощью условий достоверности ввода данных, триггеров и хранимых процедур, которые являются неотъемлемой частью базы данных.

Условия достоверности ввода данных на уровне записей

Условия достоверности позволяют контролировать ввод данных среде там и сервера на уровне записей и полей таблицы. В первом случае условие определяется в окне ввода свойств таблицы, а во втором — в окне свойств таблицы. Проверка на уровне записи обычно используется, если необходима проверка при добавлении или удалении записи, а также, если условие про верки изменения записи требует анализа более одного поля.

При определении условий достоверности ввода данных используются триггеры и хранимые процедуры. Триггеры задают действия, выполняемые при добавлении, удалении или изменении записей таблицы. Хранимые процедуры  содержат наиболее часто используемые процедуры, выполняемые сервером. Если вы определили условия достоверности ввода данных, их проверка осуществляется независимо от способа изменения данных в таблице

Для определения свойств таблицы откройте окно конструктора для выбранной таблицы и перейдите на вкладку Table (Таблица)



Для определения достоверности ввода данных могут использоваться триггеры добавления и изменения и поля ввода Rule (Условие) и Message (Сообщение) области Record validation (Проверка правильности ввода записей). В поле Rule (Условие) вводится логическое выражение, которое может содержать вызов хранимой процедуры. Если значение этого выражения равно True (Истина), то считается, что введены допустимые данные и разрешается переход на другую запись или закрытие таблицы. В противном случае выводится сообщение об ошибке, которое было задано в поле Message (Сообщение).

Создайте несколько видов триггеров (не менее 5), проанализируйте их работу.


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа.

    6. Выполнить задание

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. Охарактеризуйте хранимые процедуры, поясните, в чем состоит достоинство их применения.

    2. Назовите и охарактеризуйте типы хранимых процедур, различаемые по области видимости.

    3. Как осуществляется создание, использование и удаление хранимых процедур?

    4. Что представляют собой триггеры, как они создаются?

    5. В чем состоит достоинства и недостатки применения триггеров?

  4. Приложение


Хранимые процедуры представляют собой фрагменты программного кода, которые выполняются на сервере. Они могут запускаться вызывающими их приложениями, правилами проверки целостности данных или триггерами. Хранимые процедуры могут иметь параметры, обеспечивающие возможность передавать в нее значения и получать обратно значения, выбираемые из таблиц или вычисляемые при выполнении процедуры.

Основным достоинством использования хранимых процедур является высокая оперативность обработки информации, обусловленная использованием мощного компьютера сервера и тем, что для доступа к данным не тратится лишнее время, так как база данных размещается на сервере.

По области видимости различают хранимые процедуры следующих четырех типов:

Системныехранимые процедуры размещаются в базе данных, используются сервером и администратором. Локальные хранимые процедуры размещаются в пользовательских базах данных. Временныехранимые процедуры имеют имена, начинающиеся с символов # или ##. Удаленные хранимые процедуры можно вызывать с сервера, отличного от текущего сервера. При этом текущий сервер играет роль промежуточного звена. Удаленную хранимую процедуру можно вызывать непосредственно с сервера, на котором она находится.

Еще одним типом хранимых процедур являются так называемые расширенныехранимые процедуры. Они пишутся на языке программирования. Имя хранимой процедуры может иметь до 128 символов.

Триггеры представляют собой разновидность хранимых процедур, запускаемых автоматически при попытке изменения данных в таблицах, с которыми связаны триггеры. Триггер запускается автоматически при вставке, модификации или удалении данных в определенной таблице.

Наиболее часто триггеры применяются для сложных критериев в базе данных в случае, когда недостаточно стандартных ограничений и табличных средств по обеспечению целостности данных. Триггеры рассматриваются как своего рода фильтры, вступающие в действие после выполнения всех операций в соответствии с правилами, стандартными значениями.

Для обеспечения высокой надежности работы с БД и возможности восстановления баз данных и приложений целесообразно иметь резервные копии хранимых процедур, триггеров, определений таблиц.

Триггеры представляют полезное, но опасное средство, так как при неправильной логике работы триггера можно легко уничтожить целую базу данных.







































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

Создание и печать отчетов.

Цель работы: научиться создавать различные типы отчетов, содержащих заданную информацию из таблицы или запроса, используя различные способы.

  1. Литература.

    1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

    2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

    3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

    4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  2. Вопросы домашней подготовки.

    1. Для чего необходимо связывать таблицы?

    2. Назовите типы связей?

    3. Достоинства и недостатки каждого типа связей.

  3. Оборудование: компьютеры PC

  4. Задание.

    1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Включить ПЭВМ.

    3. Выполнить задание.

Задание 1.

На основе таблиц и запросов, реализованных в результате выполнения предыдущих практических работ, создайте различные типы отчетов (не менее 5 копий) с помощью режима мастера, отформатируйте в режиме конструктора.

Отчеты должны содержать различные элементы деловой графики (графические объекты: рисунки, диаграммы, графики)

Задание 2.

Создайте отчеты по приведенным ниже формам:

1.


2.


  1. Порядок выполнения работы.

    1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

      1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

      2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

      3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

    2. Запрещается:

      1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

      2. Прикасаться к экрану монитора;

      3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

      4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

      5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

      6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

    3. Включите компьютер.

      1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

      2. Включите принтер (если он имеется).

      3. Включите монитор.

      4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

    4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

    5. Загружается программа.

    6. Выполнить задание

  2. Содержание отчета.

    1. Название и цель работы.

    2. Привести порядок выполнения хода работы.

    3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  3. Контрольные вопросы.

    1. С помощью каких объектов можно управлять внешним видом базы данных?

    2. Какие разновидности экранных форм вы знаете?

    3. Каково назначение экранных форм?

    4. В каких режимах можно работать с экранной формой?

    5. Какими способами можно создавать экранную форму?

    6. Какие разновидности многостраничных форм вы знаете?

    7. Что такое «страница доступа», с какой целью она создается?

  4. Приложение












ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

Создание и управление базой данных с помощью SQLоператоров.

Цель работы: научиться осуществлять поиск информации по заданным условиям, реализовывать запросы к базе данных с помощью SQLоператоров.

  1. Литература.

  1. Алексеев А. Информатика2002. М.: 2002

  2. Информатика. Учебное пособие под редакцией Каймина В.А. М.: Бридж, 1994

  3. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991

  4. Диго С.М. Access. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект,2006

  1. Вопросы домашней подготовки.

  1. Что называется запросом?

  2. Какие типы запросов вы знаете? Приведите примеры.

  3. Как осуществить быстрый поиск информации в базе данных.

  1. Оборудование: компьютеры PC

  2. Задание.

  1. Данная лабораторная работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

  2. Включить ПЭВМ.

  3. Выполнить задание

Задание 1.

Создать таблицы, имеющую следующую структуру:



Связать таблицы для организации запросов.

Задание 2.


Для приведенной структуры реализовать следующие запросы с помощью SQL операторов:

  1. Выдать список получателей с их адресами

  2. Выдать список, содержащий стоимость доставки и название получателя.

  3. Выдать максимальную стоимость, на которую получатель сделал заказ.

  4. Выдать минимальную стоимость, на которую получатель сделал заказ.

  5. Выдать список получателей, которые сделали заказ на сумму от 10 000 до 20 000.

  6. Выдать список стран, которые сотрудничают с клиентом под номером 00001


  1. Порядок выполнения работы.

  1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

    1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

    2. Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

    3. Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

  2. Запрещается:

    1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

    2. Прикасаться к экрану монитора;

    3. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

    4. Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

    5. Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

    6. Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

  3. Включите компьютер.

    1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

    2. Включите принтер (если он имеется).

    3. Включите монитор.

    4. Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

  4. После этого происходит тестирование компьютера, загрузка операционной системы ПЭВМ, основных драйверов, необходимых для нормальной работы компьютера.

  5. Загружается программа.

  6. Выполнить задание

  1. Содержание отчета.

  1. Название и цель работы.

  2. Привести порядок выполнения хода работы.

  3. Подготовить ответы на контрольные вопросы

  1. Контрольные вопросы.

  1. Что такое запрос?

  2. Что такое SQL?

  3. Как осуществляется сортировка по возрастанию (убыванию)?

  4. Организация запроса с условием.

  5. Перечислите известные операторы, используемые при организации запросов.

  6. Назначение зарезервированных слов Where, Select, Between, Order by?

  1. Приложение


Опытные пользователи, хорошо знакомые с SQL, могут работать непосредственно с базовой инструкцией SQL запроса. Если необходимо, можно скопировать инструкцию SQL и вставить ее куда-нибудь, например, в свойство Источник строк (RowSource) поля со списком в форме или отчете.

  1. Откройте запрос, в котором вы хотите работать.

  2. Щелкните стрелку рядом с кнопкой Вид на панели инструментов и нажмите кнопку Режим SQL. Microsoft Access выводит эквивалентную инструкцию SQL для запроса, созданного в режиме конструктора.

  3. Для копирования выделите частично или полностью инструкцию SQL, скопируйте выделенный текст и вставьте инструкцию SQL, например, в окно свойств или в редактор Microsoft Visual Basic.

  4. Для просмотра соответствующих изменений в бланке запроса щелкните стрелку рядом с кнопкой Вид на панели инструментов и выберите вариант Конструктор.

Выражение SQL — это строка, которая целиком или частично составляет инструкцию SQL. Например, метод FindFirst, примененный к объекту Recordset, использует выражение SQL, содержащее условие отбора из предложения WHERE.

Для проведения простых арифметических действий и вычисления функций ядро базы данных Microsoft Jet использует Microsoft Visual Basic для приложений (VBA). При этом все операторы выражений Microsoft Jet (за исключением Between, In и Like) определяются службой выражений VBA. Кроме того, VBA позволяет использовать для выражений SQL более 100 функций. Например, функции VBA можно использовать для создания запроса SQL в режиме конструктора запроса Microsoft Access, а также в режиме DAO с использованием метода OpenRecordset в Microsoft Visual C++, Microsoft Visual Basic и Microsoft Excel.

Используя статистические функции SQL, можно определить различные статистики на наборах значений. Можно использовать эти функции в запросе и статистических выражениях свойства SQL объекта QueryDef или во время создания объекта Recordset на основе запроса SQL.

Функция Avg - Вычисляет среднее арифметическое набора значений, содержащихся в определенном поле запроса. Прототип выражения представляет собой строковое выражение, определяющее поле с числовыми данными, для которых требуется найти среднее, или выражение по которому производится вычисление. Операндом в выражении может быть имя таблицы, константа или функция (встроенная или определяемая пользователем, но не статистическая функция SQL).

Функция Count. Прототип выражения представляет собой строковое выражение, определяющее поле с данными, которые необходимо оценить, или выражение, по которому производится вычисление. Операндом в выражении может быть имя таблицы или функция (встроенная или определяемая пользователем, но не статистическая функция SQL). Оценить можно любые данные, в том числе и текст.

Функции First и Last - возвращают значение поля из первой или последней записи в результирующем наборе, который возвращается запросом. Прототип выражения представляет собой строковое выражение определяющее поле с данными, которые необходимо использовать, или выражение по которому производится вычисление. Операндом в выражении может быть имя таблицы, константа или функция (встроенная или определяемая пользователем, но не статистическая функция SQL).

Функции Min, Max- возвращают минимальное или максимальное из значений, содержащихся в заданном поле запроса. Прототип выражения представляет собой строковое выражение определяющее поле с данными, которые необходимо оценить, или выражение по которому производится вычисление. Операндом в выражении может быть имя таблицы, константа или функция (встроенная или определяемая пользователем, но не статистическая функция SQL).

Функция Sum - возвращает сумму значений содержащихся в заданном поле запроса. Прототип выражения представляет собой строковое выражение определяющее поле с численными данными, которые необходимо сложить, или выражение по которому производится вычисление. Операндом в выражении может быть имя таблицы, константа или функция (встроенная или определяемая пользователем, но не статистическая функция SQL).







46