XREFF.RU


Основные идеи



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Основные идеи

Основные идеи

Основные идеи

Основная статья: Марксизм

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Kapital_titel_bd1.png/220px-Kapital_titel_bd1.png

http://bits.wikimedia.org/static-1.23wmf16/skins/common/images/magnify-clip.png

Капитал. Критика политической экономии.

Работы Маркса сформировали в философии диалектическийи исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы[1].

Для понимания основных идей Маркса следует прежде всего иметь в виду, что по своему первоначальному образованию и способу мышления Маркс был философом. Примерно до 1848 года (то есть до 30 лет) он развивался почти исключительно как философи как журналист. Политической экономиейон стал заниматься уже после 30 лет (примерно с 1850 года) и подходил к ней с методологических позиций философа.

Как философ Маркс сформировался в значительной степени под влиянием работ Г. Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы существующих условий и условностей, которые налагают на человека ограничения в его возможностях) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «Бога», в терминах Платона — «идеи», а в терминах неоплатоников — «единого»).

Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, преодолевая систему объективных ограничений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику и закономерности этого движения — «диалектикой».

В то же время на взгляды Карла Маркса оказали заметное влияние идеи материализма, в частности идеи Людвига Фейербаха. Интерес Маркса к материализму проявился уже в его диссертации, посвящённой древнегреческому атомизму. Неудовлетворённый идеализмомГегеля, Маркс примыкал к кружку младогегельянцев. Последние призывали «перевернуть Гегеля с головы на ноги» — вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву. Они предлагали рассматривать вместо умозрительного «субъективного духа» конкретного человека с его потребностями и эмоциями, например страхом смерти (М. Штирнер«Единственный и его собственность»).

Маркс пошёл дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким философским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретные понятия и явления — общество, государство, науку и т. п.

Общество, а не Бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле улучшить мир: «…Точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обóбществившееся человечество», «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Тезисы о Фейербахе, 1845, 10-й и 11-й тезис).

В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», в котором Маркс и Энгельс уже очень чётко заявляют:

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственностьесть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Иными словами, по мнению Маркса и Энгельса, основная причина существования эксплуатации — это наличие частной собственности и порождаемая ею классовая борьба.

Маркс и Энгельс не выделяли в качестве сколько-нибудь существенных общественных противоречий ни различие языков и культур, ни территориальную разобщенность людей. Современное им экономическое и социальное развитие показывало, что все эти противоречия быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, противоречие — в отношении к средствам производстваи в распределении произведённого продукта — напротив, очень быстро усиливается.

Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий в обществе, вызванных отношением собственности.

Уже в самом начале своей деятельности Маркс понимал, что механическое устранение (законодательная отмена) частной собственности само по себе не приведёт к созданию идеального общества, что такая попытка может лишь привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное ему:

…Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизместь лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления об определённом минимуме. У него — определённая, ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением её, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос ещё до неё. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал — как признанная всеобщность и сила всего общества.

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. — С.116-118.

Наиболее полно идеи Маркса были изложены в его фундаментальном труде «Капитал. Критика политической экономии».

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс заявляли:

Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией.

Однако затем взгляды Маркса на способы борьбы с капитализмомстали более умеренными. Так, в 1872 г. он говорил:

Мы знаем, что надо считаться с учреждениями, нравами и традициями различных стран; и мы не отрицаем, что существуют такие страны, как Америка, Англия, и если бы я лучше знал ваши учреждения, то может быть прибавил бы к ним и Голландию, в которых рабочие могут добиться своей цели мирными средствами. Но даже если это так, то мы должны также признать, что в большинстве стран континента рычагом нашей революции должна послужить сила; именно к силе придется на время прибегнуть, для того чтобы окончательно установить господство труда.

— К. МАРКС О ГААГСКОМ КОНГРЕССЕ[7]

Практические последствия работ Маркса огромны. Ещё при его жизни возник марксизм. Однако практическая политика, ссылающаяся на идеи и лозунги Маркса, часто сильно расходилась со взглядами Маркса на конкретные проблемы.

И у материалистического понимания истории имеется теперь множество таких друзей, для которых оно служит предлогом, чтобы не изучать историю. Дело обстоит совершенно так же, как тогда, когда Маркс говорил о французских «марксистах» конца 70-х годов: «Я знаю только одно, что я не марксист».













Избранные цитаты К. Маркса

«Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.»

«Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства»

«Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.»

«Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, для их блага.»

«Время – фактически является активным бытием человека. Оно не только мера его жизни, оно – пространство его развития.»

«Время — это простор для развития способностей…»

«Воображение— это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.»

«Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.»

«Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.»

«На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.»

«Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.»

«Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.»

«Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.»

«Надо заставить народ ужасаться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.»

«Смерть героев подобна закату солнца.»

«Философы до сих пор лишь по-разному объясняли мир, тогда как задача состоит в том, чтобы изменить его».

«Говорить о «естественной справедливости» — бессмыслица.»

«Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.»

«Воспитатель сам должен быть воспитан.»

«В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.»

«В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…»

«Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.»

«Чем больше человек вкладывает в бога, тем меньше остается в нем самом.»

«То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.»

«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.»

«Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.»

«Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.»

«Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.»

«Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.»

«Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.»

«Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.»

«Быть чувственным значит быть страдающим»

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.





  • Карта сайта