XREFF.RU


ВОПРОСЫ к экзамену по теории и методике обучения литературе для студентов группы ФФ-Р051 (2014-2015 учебный год)



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
ВОПРОСЫ к экзамену по теории и методике обучения литературе для студентов группы ФФ-Р051 (2014-2015 учебный год)

ВОПРОСЫ к экзамену по теории и методике обучения литературе для студентов группы ФФ-Р051 (2014-2015 учебный год)

ВОПРОСЫ

к экзамену по теории и методике обучения литературе для студентов

группы ФФ-Р051 (2014-2015 учебный год)

1. Предмет, задачи и содержание теории и методики обучения литературе как науки. Методы исследования. Связь теории обучения литературе с другими

дисциплинами.

2. Литература как учебный предмет в современной школе. Специфика литературы как учебного предмета в школе. Содержание и структура литературного образования в школе. Государственный стандарт по литературе: назначение, структура

3. Современные школьные программы по литературе. Анализ структуры и содержания
программ для У-УШ и 1Х-Х1 классов. Программы, составленные на основе ФГОС второго поколения.

  1. Учебные хрестоматии, учебники, хрестоматии по литературе и пособия для учителей. Анализ одного из учебников для средней школы. Виды работ с учебником по литературе.

  2. Развитие методической мысли в XIX в. Становление методики литературы как науки. Методические идеи ведущих методистов (Ф.И.Буслаев, В.Я.Стоюнин, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский).

  3. Развитие методической мысли на рубеже Х1Х-ХХ веков (Ц.П.Балталон, А.Д.Алферов, В.В.Данилов).

7. Роль выдающихся методистов в развитии советской методики (Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков).

  1. Требования к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника, характер его труда, творческая лаборатория.

  2. Этапы подготовки учителя к уроку. Урок как индивидуальное творчество учителя. Планирование как основа творческого преподавания. Виды планирования. Поурочный план, конспект. План и импровизация в преподавании.


  1. Литературные способности школьников. Чтение как труд и творчество.

  2. Критерии литературного развития обучаемых.

  3. Возрастные особенности и этапы литературного развития обучающихся.


  1. Методы обучения литературе в школе. Понятия «метод» и «прием». Из истории вопроса. Анализ классификации методов В.В. Голубкова.

  2. Проблема методов обучения в методике' преподавания литературы второй половины XX века. Анализ классификаций В.А.Никольского, Н.И.Кудряшева.

15. Технологии обучения и методика, их отличие. Использование современных педагогических технологий в литературном образовании.

16 .Основные этапы изучения художественных произведений в школе. Вступительное занятие: цели, содержание, методика. Разработайте вступительную часть урока по изучению романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

17. Чтение как этап изучения художественного произведения. Роль и место выразительного чтения учителя на уроке литературы в средних классах. Организация чтения. Виды чтения (классное, домашнее, индивидуальное, по ролям).

18. Изучение восприятия художественного произведения учащимися как методическая
проблема. Понятие «восприятие» в психологии, методике преподавания литературы.
Уровни читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия.

19. Анализ как этап изучения художественного произведения, его цели, принципы, виды.
Литературоведческий анализ как основа школьного анализа. Составьте вопросы к анализу

стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

  1. Пути анализа художественного произведения в школе. Понятие «путь разбора». Выбор пути разбора в зависимости от уровня литературного развития учащихся. Обоснуйте возможные пути разбора романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  2. Понятие «прием анализа». Приемы активизации сотворчества читателя.

22. . Понятие «прием анализа». Приемы выявления авторской позиции: комментарий
учителя, прием сравнения.

  1. Заключительное занятие как этап изучения художественного произведения. Основные функции заключительных занятий, методика проведения.

  2. Эпос как рода литературы. Особенности восприятия и изучения эпических жанров

  3. Лирика как род литературы. Особенности восприятия и методика изучения лирики в средних и старших классах.

26. Драма как род литературы. Учет ее специфики и особенностей восприятия
обучающимися в школьном изучении.

27. Роль биографии писателя в нравственном и эстетическом воспитании школьника.
Методика изучения биографии писателя в средней школе

  1. Цели, содержание и методика изучения монографических тем в старших классах.

  2. Цели, содержание и методика изучения обзорных тем в старших классах.


  1. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Круг теоретико-литературных понятий, изучаемых в средних, старших классах. Принципы и последовательность изучения теоретико-литературных понятий.

  2. Место критических статей в школьном изучении литературы. Задачи, содержание и методика изучения литературно-критических статей в школе.

32.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема. Основные направления работы по развитию устной речи учащихся.

  1. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Развитие письменной речи учащихся в средних классах

  2. Сочинение как основной вид письменных работ по литературе в старших классах. Виды сочинений.

  3. Методика обучения сочинениям в школе: этапы подготовки учащихся к написанию сочинения, рецензия учителя, взаимное рецензирование работ учащимися, анализ сочинений, работа над ошибками.

  4. Требования к современному уроку литературы.

37. Проблема типологии современного урока литературы Анализ основных
классификаций/ Нетрадиционные формы уроков литературы.

  1. Особенности подготовки и проведения уроков-лекций. Составить план лекции по теме «Русский символизм и его истоки».

  2. Особенности подготовки и проведения уроков-семинаров. Составить план семинара «Образ Петербурга в русской литературе»(10 класс).

40. Учебно-методический комплекс по литературе: структура, функции отдельных компонентов

41. Характеристика знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в
процессии изучения предмета «Литература». Традиционные и современные средства
оценивания результатов обучения.

  1. Единый государственный экзамен по литературе. Документация, регламентирующая проведение экзамена. Правила проведения, структура, характер заданий, критерии их оценки.

  2. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Литература».

  3. Методика использования различных видов наглядности и ТСО на уроках литературы.

  4. Внеклассная работа по литературе: цели, виды и формы.

46. Функции и содержание элективных курсов по литературе в системе профильного
обучения.

  • Карта сайта