XREFF.RU


Место и роль Кирилло-Мефодиевского общества в истории Украины.



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Место и роль Кирилло-Мефодиевского общества в истории Украины.

Место и роль Кирилло-Мефодиевского общества в истории Украины.

Место и роль Кирилло-Мефодиевского общества в истории Украины.

Учредителями Кирилло-Мефодиевского общества были В. Белозерский, Н. Гулак, Костомаров, Кулиш, 0. Маркевич. Позже в его состав вошли Г. Андрузский, 0. Навроцкий, Д. Пильчиков, И. Посяда, М. Савич, 0. Тулуб. В работе общества активное участие принимал й Т, Шевченко. Основные программные положении этой организации сформулированы в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия ». Характерной чертой этого объединения была четкая, ярко выраженная религиозная направленность. Об этом свидетельствует тот факт, что общество, названное в честь известных славянских просветителей, православных святых Кирилла и Мефодия, и сама форма организации была заимствована в украинских церковных братств. Глубокая религиозность пронизывает и программные документы кирилло-мефодиевцев, в которых доминируют социальные идеалы первоначального христианства, четко прослеживается идея отстаивания общечеловеческих ценностей - справедливости, свободы, равенства и братства. «Книга бытия украинского народа» - это синтезная модель перестройки общественной жизни, в которой была сделана попытка учесть религиозные, социальные и национальные факторы. Концепция кирилло-мефодиевцев предусматривала, 1) создание демократической федерации христианских славянских республик, 2) уничтожение царизма и отмены крепостного права и состояний; 3) утверждение в обществе демократических прав и свобод граждан; 4) достижение равенства в правах на развитие национального языка , культуры и образования всеми славянскими народами; 5) постепенное распространение христианского строя на весь мир.

Построена на идеях украинского национального возрождения и панславизма, эта программа далеко выходила за пределы собственно украинской проблематики. Характерно, что, находясь под влиянием западноевропейских философов и польского романтизма, в которых в настоящее время четко прослеживается популярна народно-мессианская идея, кирилло-мефодиевцы разработали свой вариант «мессианизма»: главным лицом их широко масштабных планов должен стать обиженный, угнетенный, но непокоренный украинский народ. Именно ему отводилась миссия освободителя русских от их деспотизма, а поляков - от аристократизма, роль спасителя и объединителя всех славянских народов.

Программные документы общества рождались в дискуссиях. Именно этим, очевидно, объясняется их синтезнисть и полифоничность, ведь приоритетную роль национальных идей отстаивал П. Кулиш, социальных - и. Шевченко, а общечеловеческих и христианских - М. Костомаров.

Характерно, что даже выработав компромиссное концепцию общественных преобразований, члены братства существенно расходились в вопросе о путях ее реализации. Разногласия в поглядахбулы были значительными от либерально-умеренного реформизма {В. Белозерский. Костомаров, П. Кулиш) до революционных форм и методов (Г. Андрузский, М. Гулак, Т. Шевченко).

Весной 1847 г. после доноса студента 0. Петрова Кирилло-Мефодиевское общество была разоблачено и разгромлено. Малочисленность организации, узкая сфера ее влияния, преимущественно культурный и пропагандистський характер деятельности создали иллюзию в официальной власти в начале следствия, Кирилло-Мефодиевского общества не является серьезной угрозой для самодержавия. В частности, шеф жандармов граф Орлов отмечал в своем письме к Николаю I: «Общество было не более как ученье бред трех молодых людей». Однако более глубокое изучение произведений Т. Шевченко и документов братства диаметрально изменили мнение властей, которые в конце концов увидели в них четкую антимонархическую направленность, стремление радикальным путем достичь социального освобождения, обоснования права украинского народа на собственную государственность, демократию. Поэтому все члены организации без всякого суда попали в ссылку.

Итак, в конце XVIII - начале XIX в. в Украине развернулся процесс национально-культурного возрождения. В настоящее время активно собирались и изучались исторические документы, этнографические экспонаты, фольклорные памятники. На этой почве делались первые попытки создания обобщающих трудов по истории Украины. Постепенно возрождается язык, расширяется сфера ее потребления, прежде всего среди украинской элиты, Этому процессу способствовали появление первой печатной грамматики и словаря украинского языка. Заявляет о себе именами Т. Шевченко, Е. Гребенки, Г, Квитки-Основьяненко украинская литература, которая не только обогащает, совершенствует язык и расширяет жанровый диапазон, но и активно пропагандирует демократические, антикрепостнические идеи, ненависть к национальному угнетению.

Кардинальные сдвиги, которые состоялись в конце XVIII - начале XIX вв. в исторической науке, литературе, развитию речи, стали своеобразным фундаментом пробуждения у народа национального сознания, способствовали осознанию им своей самобытности, росту желания отстаивать свои права.

Появление и деятельность Кирилло-Мефодиевского общества фактически положила начало перехода от культурнического к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины. Это была попытка передовой части национальной элиты осмыслить и определить место и роль украинского народа в современном мировом историческом контексте. Заслуга членов Кирилло-Мефодиевского общества состоит в том, что они, учтя уроки мирового опыта и спроектировав передовые западноевропейские идеи на украинскую почву, сформулировали основные постулаты украинского национального возрождения, определили формы и методы достижения поставленной цели.

  • Карта сайта