XREFF.RU


Пояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников.



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Пояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 9 класса С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. Чешко - М.: Просвещение.

Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Программа использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русскому языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.


Требованиякуровнюподготовкивыпускников.


В результате изучения русского языка ученик должен:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий; речь письменная и устная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей; языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признак текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

УМЕТЬ:

Речевая деятельность:

Аудирование:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

Чтение:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии ч этим организовать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

Говорение:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-эстетические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверности фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместном использовании невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

Письмо:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания), написание сжатого изложения;

- написать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологического строения, характерые языковые средства;

- писать небольшие по объему сочинения-рассуждения;

- составлять тезисы и конспекты небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствование написанного исправления недочета в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки.

Текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста).

Фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -лог, поли-, -фон и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираясь на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология:

- разъяснять значения слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираясь на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

Орфография:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно-выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изучение пунктуационных правил;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, "Проверяю себя", с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинение по картине;

- изложение (сжатое);

- тест;

- сочинение-рассуждение;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них на развитие речи - часов.









Содержание программы


Международное знание русского языка (1ч.)

Повторениеизученногов5-8классах(5ч.).Фонетика.Лексикаифразеология.Морфемика.Словообразование.Морфология.Синтаксиссловосочетанияипростогопредложения.

Сложное предложение. Культура речи ( ). Общее понятие. Основные виды сложных предложений.

Союзные сложные предложения

Сложносочиненныепредложения(6ч.+2ч.).

I.Сложносочиненноепредложениеиегоособенности.Сложносочиненныепредложенияссоюзами(соединительными,противительными,разделительными).Разделительныезнакипрепинаниямеждучастямисложносочиненногопредложения.Синтаксическиесинонимысложносочиненныхпредложенных,ихтекстообразующаяроль.Употреблениезнаковпрепинания.

II.Умениеинтонационногоправильнопроизноситьсложносочинительныепредложения.

III.Рецензияналитературноепроизведение,спектакль,кинофильм.

Сложноподчиненныепредложения(25ч.+7ч.).

I.Сложнодчиненноепредложениеиегоособенности.Главноеипридаточноепредложение.Союзыисоюзныесловакаксредствосвязипридаточногопредложениясглавным.Указательныесловавглавномпредложении.Местопридаточногопредложенияпоотношениюкглавному.Разделительныезнакипрепинаниямеждуглавнымиипридаточнымипредложениями.Видыпридаточныхпредложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчинительные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умениеиспользоватьвречисложноподчиненныепредложенияипростыесобособленнымивторостепеннымичленамикаксинтаксическиесинонимы.

III.Академическоекрасноречиеиеговиды,строениеиязыковыеособенности.Сообщениеналингвистическуютему.

Бессоюзныесложныепредложения(13ч.+4ч.)

I.Бессоюзноесложноепредложениеиегоособенности.Смысловыевзаимоотношениямеждучастямибессоюзногосложногопредложения.Разделительныезнакипрепинаниявбессоюзномсложномпредложении.

Синтаксические союзы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умениепередаватьспомощьюинтонацииразличныесмысловыеотношениямеждучастямибессоюзногопредложения.Умениепользоватьсясинонимическимисоюзнымиибессоюзнымисложнымипредложениями.

Сложные предложения с различными видами связи (7ч.+6ч.)

I.Различныевидысложныхпредложенийссоюзнойибессоюзнойсвязью;разделительныезнакипрепинаниявних.Сочетаниезнаковпрепинания.

II.Умениеправильноупотреблятьвречисложныепредложениясразличнымивидамисвязи.

Общие сведения о языке (5ч.+2ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - это первый элемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык РФ и межнационального общества. Место русского языка среди языков мира. Наука о русском языке и её разделы. Видные ученые-руссисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. (15ч.+2ч.)

Систематизация сведений о фонетике, графике, лексике, фразеологии, составе слова и словообразования, морфологии. Сведения о признаках текста, теме и основной мысли связанного высказывания, в средствах частей текста, о повествовании, описания, рассуждения; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклады и реферат по историко-литературную тему.

Тезисы, статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Международное значение русского языка (1 ч)

1


Повторение изученного в 5-8 классах (5 ч.)

2

Фонетика

1


3

Лексика и фразеология

1


4

Морфемика. Словообразование

1


5

Морфология

1


6

Синтаксис словосочетания и простого предложения

1


Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение (2 ч.)

7, 8

Основные виды сложных предложений

2


Сложносочиненные предложения (8ч)

9-10

Основные группы ССП по значению и союзам

2


11-12

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

2


13-14

Изложение с эл. сочинения

1


15

Контрольный диктант

1


16

Анализ диктанта

1


Сложноподчинённые предложения (32 ч.)

17-18

Строение сложноподчиненного предложения. Роль указательных слов в СПП.

2


19

Пунктуация в ССП

1


20

Схемы СПП.

1


Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению

21-22

СПП с придаточными определительными.

2


23-24

СПП с придаточными изъяснительными.

2


25-26

Изложение с элементами сочинения.

2


27

Анализ изложений

1


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

28

Различие видов придаточных обстоятельственных предложений

1


29

Обстоятельственные предложения

1


30

Придаточные предложения образа действия и степени

1


31-32

Придаточные предложения места и времени

2


33-34

Сочинение – рассуждение о родном крае.

2


35

Придаточные предложения условные, причины и цели

1


36-37

Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия

2


38

Закрепление темы « Сложноподчинённые предложения »

1


39-40

По теме «СПП» диктант

1


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

41-42

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными

2


43-44

Пунктуация в СПП с двумя или несколькими придаточными

2


45-46

Сочинение (или изложение) о роли книг в жизни человека

1


47-48

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».

2




Бессоюзные сложные предложения (17 ч.)

49-50

Понятие о бессоюзном сложном предложении

2


51-52

Запятая в простом и сложном предложении (повторение).

2


53-54

Запятая и точка с запятой в БСП.

2


55-56

Изложение с элементами сочинения или публицистическое сочинение на морально-нравственную тему.

2


57-58

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2


59-60

Тире в бессоюзном сложном предложении.

2


61-62

Изложение. Анализ работ.

2


63

Обобщение знаний о БСП и пунктуация в них.

1


64-65

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

2


Сложные предложения с различными видами связи (13 ч.)

66

Сложные предложения с различными видами связи союзной и бессоюзной и пунктуацией в них.

1


67-68

Изложение с элементами сочинения

2


69-70

Знаки препинания в сложносочинённом предложении с союзом и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением

2


71-72

Сочинение или изложение с элементами сочинения о выборе профессии

2


73

Анализ работ

1


74

Урок – практикум. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи

1


75-76

Контрольный диктант и анализ диктанта

2


77-78

Изложение и анализ с элементами сочинения

2


Общие сведения о языке (7ч.)

79-80

Роль языка в жизни общества

2


81-82

Язык как исторический развивающееся явление

2


83

Русский литературный язык и его стили

1


84-85

Сжатое изложение

2


Систематизация и обобщение изученного в V- IX классах (17ч.)

86-87

Фонетика. Графика. Орфография. Комплексный анализ текста

2


88-89

Лексика. Фразеология. Орфография. Комплексный анализ текста

2


90-91

Состав слова и слово образование. Орфография

2


92-93

Контрольное изложение

2


94-95

Морфология. Орфография (сущ., прилаг., и дееприч., наречие)

2


96-97

Морфология. Орфография (служебные части речи: предлог, союз, частица)

2


98-99

Синтаксис. Пунктуация.

2


100

Контрольный диктант

1


101-102

Повторение.

2





Литература:

1. Ученик для 9 класса общеобразовательных учреждений /

С.Г. Бархударов, С.Е. Краснов - М.: Просвещение, 2008г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, 2001г.

3. Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 класс / Сост. А.М. Рыбченкова, 2002г.

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М. Шанский, М.: Дрофа, 2004г.

  • Карта сайта