рабочая программа «информационные технологии» по учебному предмету «Технология» для 5-6 классов общеобразовательных...

рабочая программа «информационные технологии» по учебному предмету «Технология» для 5-6 классов общеобразовательных...

рабочая программа «информационные технологии» по учебному предмету «Технология» для 5-6 классов общеобразовательных...




рабочая программа

«информационные технологии»

по учебному предмету «Технология»

для 5-6 классов

общеобразовательных учреждений

составила:

Яфошкина Ирина Васильевна,

учитель информатики I категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Информационные технологии» составлена на основе учебного и программно-методического материала Министерства образования Российской Федерации и курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для учащихся 5-6 классов профессора Макаровой Н.В.

Программа рассчитана на 136 учебных часов. (Vкласс – 2 часа в неделю, 68 часов в год; VIкласс - 2 часа в неделю, 68 часов в год).

Цели обучения:

• формирование представления об основных понятиях ин­формационных технологий;

• развитие творческих способностей и познавательного инте­реса учащихся;

• освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;

• освоение технологии работы в среде графического редакто­ра Paint;

• освоение технологии работы в среде текстового редактора Word;

• знакомство с технологией создания презентаций в среде PowerPoint;

а так же,

• пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде ЛогоМиры.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы, осуществляемой в рамках проектной деятельности (при изучении технологии создания презентаций) включена в домашнюю работу учащихся.


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:


Содержание обучения


5 класс (68 часов)


Введение (1 час)

ТБ в компьютерном классе. Правила работы за компьютером. Введение в предмет.


Тема 1. Освоение системной среды Windows (6 часов)

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Графический интерфейс среды Windows. Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программ.

Окно - как об объект графического интер­фейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

назначение основных устройств компьютера;

правила работы за компьютером;

назначение Рабочего стола, компьютерного меню и Главного меню

понятие графического интерфейса;

назначение служебных клавиш на клавиатуре.

уметь:

работать мышью;

выбирать пункты меню;

запускать программу и завершать работу с ней;

изменять размеры и расположение окна.


Тема 2. Простейшая технология работы с текстом (8 часов)

Назначение текстового редактора. Графический ин­терфейс текстового редактора Блокнот (WordPad). Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

основные правила набора текста;

назначение Основного меню;

основные операции редактирования;

назначение буфера обмена.

уметь:

вводить и редактировать текст;

копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.


Тема 3. технология Вычисления на компьютере (3 часа)

Исторические примеры различных приспособлений для вы­полнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор. Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

назначение программы Калькулятор и технологию работы с ней

уметь:

приводить исторические примеры приспособлений, исполь­зуемых для расчетов;

выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.


тема 4. Компьютерная графика

как средство развития творческого потенциала (14 часов)


Компьютерная графика. Интерфейс графического редактора Paint. Основные возможности гра­фического редактора Paintпо созданию графических объектов.

Фрагмент рисунка. Технология выделения фраг­мента рисунка и его перемещения. Примеры создания графиче­ского объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске.

Точные построения графических объектов, с помощью клавиши Shift.

Практи­кум по созданию и редактированию гр. объектов.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

назначение и возможности графического редактора;

назначение объектов интерфейса графического редактора;

точные способы построения геометрических фигур.

уметь:

настраивать Панель инструментов;

создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

выделять и перемещать фрагмент рисунка;

создавать графический объект из типовых фрагментов;

использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;

сохранять рисунок в файле и открывать файл.


тема 5. технология моделирования в среде логомиры (20 часов)


Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Ра­бочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисова­ние фигур с помощью Черепашки. Освоение технологии работы с Полем форм.

Личная карточка Черепашки. Моделирование движения. Управление курсом движения Черепашки.

Анимация. Модели­рование движения со сменой форм.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

назначение среды ЛогоМиры;

основные объекты графического интерфейса среды Лого­Миры;

назначение Личной карточки Черепашки;

технологию организации движения Черепашки.

уметь:

управлять движением Черепашки;

рисовать простейшие фигуры.

пользоваться инструментами Поля форм

моделировать прямолинейное движение с разными скоро­стями;

моделировать движение по сложной траектории;

моделировать движение с повторяющимися фрагментами (делать анимацию).


тема 6. Компьютерные презентации (16 часов)


Компьютерные презентации. Знакомство со средой PowerPoint: назначение, особенности графического интерфейса. Мастер автосодержания. Шаблоны презентаций. Вывод и оформление текста на слайде. Настройка анимации. Редактирование и сортировка слайдов.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

уметь:


6 класс (68 часов)


Тема 1. технология работы в среде текстового редактора Word

(18 часов)

Назначение текстового редактора Word. Графический ин­терфейс. Команды Основного меню. Панели инструментов.

Технология создания документа. Параметры страницы. Форматирование текста и абзацев.

Действия с фрагментом текста. Рисунки в документе. Рисование в документе. Добавление таблиц. Списки.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

назначение текстового редактора;

основные элементы окна Word;

уметь:

устанавливать параметры страницы;

применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

вставлять рисунки в документ;

добавлять таблицы в документ.

сохранять документ в файле и открывать файл.


тема 2. Конструирование и Моделирование

в среде графического редактора Paint(14 часов)


Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселам.

Построение графических объектов методом последователь­ного укрупнения копируемого фрагмента. Примеры построения гра­фических объектов.

Понятие конструирова­ния. Меню готовых форм мозаики. Конструиро­вание с помощью меню готовых форм.

Понятие моде­лирования. Представление о моделях окружающего мира. Примеры построения моделей в графическом ре­дакторе.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

понятие пиксела, пиктограммы;

что такое конструирование.

что такое модель, моделирование.

уметь:

редактировать графический объект по пикселам;

рисовать пиктограммы;

создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);

конструировать разнообразные графические объекты.

приводить примеры моделей из окружающей среды;

строить модели в графическом редакторе.


Тема 3. Программирование в среде логомиры (20 часов)

Моделирование траекто­рии движения с повторяющимся фрагментом.

Понятие программы. Работа с Листом программ. Структура программы: заголовок, тело программы, при­знак завершения. Составле­ние программ рисования графических объектов. Команда цикла в про­грамме. Тело цикла.

Этапы создания анимационного сюжета.

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, раз­мер, форму ...

Использование датчиков для изменения состояния Чере­пашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах дат­чика случайных чисел.


Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

что такое программа;

правила оформления программы;

технологию создания анимационного сюжета.

назначение и виды датчиков;

когда следует использовать бегунок;

что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.

уметь:

разрабатывать программы;

использовать в программах команды организации цикла;

составлять программы рисования графических объектов;

составлять программы для анимационного сюжета.

использовать датчики для изменения параметров Чере­пашки;

создавать бегунки;

использовать датчик случайных чисел.


Тема 4. Компьютерные презентации (16 часов)


Мультимедиа технологии в работе с PowerPoint. Закрепление технологии создания презентаций.

Создание собственного дизайна презентации. Вывод и оформление текста на слайде. Анимация на слайде и при смене слайдов. Редактирование и сортировка слайдов. Гиперссылки и управляющие кнопки.

Изучив эту тему, учащиеся должны знать:

уметь:



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

2 часа в неделю (68 часов в год)


Название темы и её краткое содержание

Введение. ТБ в компьютерном классе. Правила работы за компьютером

Тема « Освоение системной среды Windows» (7 часов)

Состав ПК

Практическая работа «Мой ПК»

Проверочная работа №1. Рабочий стол Windows

Управление мышью. Кнопка «Пуск»

Окно. Основные действия с окном

Практическая работа «Элементы окна» Проверочная работа №2

Клавиатура ПК. Исследовательская работа «Клавиатура – инструмент писателя»

Тема «Простейшая технология работы с текстом» (8 часов)

Ввод и редактирование текста

Практическая работа на тему «Редактирование текста»

Строка меню. Вставка и удаление строк

Проверочная работа №3 «Редактирование текста»

Действия с фрагментами текста

Практическая работа на тему «Работа с фрагментами»

Форматирование символов

Выполнение контрольного задания

Тема «Технология вычисления на компьютере» (3 часа)

Калькулятор. Простейшие вычисления

Представление о составном документе

Обобщающее повторение

Тема «Компьютерная графика» (14 часов)

II четверть

Компьютерная графика. Окно графического редактора Paint.

Практическая работа «Элементы окна Paint»

Создание и сохранение компьютерного рисунка. Практическая работа «Грузовик»

Метод вспомогательных построений. Практическая работа «Дерево»

Размер рисунка и его изменение. Исп. распылителя. Практическая работа «Лес»

Рисование кривых линий. Практическая работа «Кленовый лист»

Рисование кривых линий. Цвет пера и цвет фона. Палитра цветов.

Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Практическая работа «Гусеница»

Отражение и поворот.

Технология поэтапного созд. рисунка. Практическая работа «Рисование животных»

Завершение практической работы «Рисование животных»

Контрольный тест. Творческая работа «Оформление открытки»

Завершение работы «Оформление открытки»

Обобщающее повторение по вопросам на стр.86

Резерв времени



Тема «Технология моделирования в среде Логомиры» (20 часов)

III четверть

ТБ при работе с ПК. Знакомство со средой ЛогоМиры Пейзаж «ШОССЕ»

Управление черепашкой из поля команд.

Рисование фигур

Моделирование прямолинейного движения объектов

Проверочная работа на тему «Рисуем движением»

Этапы создания сюжета. Создание сюжета «Движение поезда»

Работа с полем форм при создании сюжета «Движение поезда»

Создание декораций микромира. Самостоятельная работа «Дрожащие звёзды»

Моделирование движения объектов с различными скоростями.

Самостоятельная работа «В небе» или «В море»

Проверочная работа «Анализ готового алгоритма, с использованием команд поворота»

Движение с поворотами

Управление курсом движения

Практическая работа «Лабиринт»

Контрольный диктант на тему «Основные команды управления движением»

Моделирование движения по сложной траектории.

Практическая работа «Моделирование движения по сложной траектории»

Самостоятельная работа «Моделирование движения по сложной траектории»

Подготовка к контрольной работе

Выполнение контрольного задания

Анализ контрольной работы. Анимация. Создание сюжета с исп. анимации «Паук и пчела»

Обобщающее повторение.

Тема «Компьютерные презентации» (16 часов)

IV четверть

Компьютерные презентации. Знакомство со средой PowerPoint.

Разработка проекта учебной презентации на заданную тему. Выбор дизайна презентации.

Вывод текста на слайд.

Рисунки на слайдах. Работа со сканером.

Настройка анимации на слайдах

Редактирование и сортировка слайдов.

Подготовка работы к презентации.

Подготовка работы к презентации.

Презентация работы.

Рисование на слайде. Практическая работа «Город»

Анимационные эффекты. Оформление текста на слайдах.

Практическая работа «Светофор»

Практическая работа «Секундомер»

Выполнение контрольного задания «Пословицы и поговорки»

Завершение работы «Пословицы и поговорки»

Обобщающее повторение. Творческая работа на тему «Анимационная открытка»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Информационные технологии»

6 класс

2 часа в неделю (68 часов в год)


Название темы и её краткое содержание

Тема «Технология работы в среде текстового редактора Word» (18 часов)

I четверть

ТБ в компьютерном классе. Правила работы за компьютером

Общие сведения о редакторе Word.

Ввод и редактирование текста. Работа с клавиатурным тренажёром

Проверка орфографии.

Форматирование символов в тексте. Шрифты

Параметры страницы

Абзацы. Отступ первой строки. Выравнивание абзацев.

Практическая работа на тему «Форматирование абзацев».

Проверочная работа на тему «Форматирование текста и абзацев»

Работа с фрагментами текста

Оформление текста готовыми рисунками.

Рисование в документе. Практическая работа «Приглашение»

Таблицы.

Практическая работа «Вставка и редактирование таблиц»

Самостоятельная работа на тему «Таблицы»

Списки. Практическая работа «Создание и оформление списков».

Выполнение контрольного задания

Обобщающее повторение

Резерв времени

Тема «Конструирование и моделирование в среде графического редактора Paint» (14 часов)

II четверть

Пиксель. Создание и редактирование рисунка по пикселям

Самостоятельная работа «Создание пиктограммы»

Созд. изобр.методом последоват. укрупнения.

Практическая работа «Шахматная доска»

Работа с фрагментами рисунка Практическая работа «Фигуры на шахматной доске»

Отражение и поворот

Практическая работа «Рябинка»

Конструирование из мозаики. Практическая работа «Созд. меню готовых форм»

Самостоятельная работа «Фигуры из мозаики»

Конструирование из кубиков

Узоры

Практическая работа «Орнаменты»

Контрольный тест. Творческая работа «Оформление открытки»

Завершение работы «Оформление открытки»

Обобщающее повторение по вопросам на стр.86


Тема «Программирование в среде ЛогоМиры» (20 часов)

III четверть

ТБ при работе с ПК. Среда ЛогоМиры. Основные команды управления

Практическая работа «Рисуем движением»

Знакомство с листом программ. Разработка сюжета «Прямолинейное движение»

Отладка сюжета …

Команда «повтори»

Составление графических программ и их отладка на ПК

Составление графических программ и их отладка на ПК

Самост. раб. «Создание рисунка с исп. команды повтори»

Создание мультсюжета

Проверочная работа на тему «Анализ гот. программ»

Знакомство с датчиками

Использование датчиков

Пров. раб. на тему «Датчики состояния». Игра «Разведчик»

Разработка сюжета с использованием датчиков «Авто на дорогах»

Создание бегунков

Датчики случайных чисел

Подготовка к контрольной работе

Выполнение контрольного задания

Анализ контрольной работы.

Обобщающее повторение

Тема « Компьютерные презентации» (16 часов)

IV четверть

Мультимедиа технологии в PowerPoint.

Разработка проекта презентации на заданную тему.

Вывод текста на слайд.

Оформление слайдов. Работа со сканером.

Настройка анимации.

Редактирование и сортировка слайдов.

Подготовка работы к презентации.

Презентация работы.

Выполнение контрольного задания. Проектная работа на тему «Австралия».

Создание собственного дизайна презентации. Вывод и оформление текста на слайдах

Работа со сканером. Настройка анимации.

Гиперссылки и управляющие кнопки при создании переходов между слайдами.

Редактирование и сортировка слайдов.

Подготовка работы к презентации.

Презентация работы

Обобщающее повторение