Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте...

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте...

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте...

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте представить вашему вниманию основные положения и результаты исследования на темуОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 КЛАССАХ (1сл)


Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой творческой деятельности учащихся.

Актуальность исследования обусловлена качественными изменениями потребностей общества в подготовке к жизни и труду в нем  творчески  мыслящих людей. Успешность личности в современном мире во многом обусловлена ее способностями актуализировать свой  творческий  потенциал.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение.

Имеется большое количество исследований в области креативной педагогики и психологии. Но следует отметить, что проблеме организации  творческой деятельности учащихся на уроках литературы по-прежнему уделяется недостаточное внимание.В 6-х классах способности можно развивать на разных уроках, но на уроках литературы представлен более широкий выбор средств, приемов и методов, направленных на развитие творческих способностей. Творческие работы на уроках литературы способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы учащихся. Вовлекают детей в читательскую самостоятельность и развивают угасающий в современном мире интерес к книге.

В связи с этим темой нашего исследования выступила эта проблема организация творческой деятельности учащихся на уроках литературы в 6 классах.

(2 сл) Объект исследования: творческая деятельность учащихся.

Предметисследования: организация творческой деятельности учащихся на уроках литературы.

(3 сл) Цель:выяснить особенности организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы в 6 классе.

(4 сл) Для реализации данной цели следует решить такие задачи:

1.Рассмотреть виды творческих работ на уроках литературы

2.Выявить эффективные условия для развития творческих способностей на уроках литературы.

3. Изучить опыт учителей литературы по развитию творческих способностей.

4. Составить рекомендации по организации творческой деятельности учащихся.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: (5 сл)

1.Теоретический – анализ психолого-педагогической и методической литературы

2. Эмпирические: тестирование учащихся, изучение продуктов и результатов деятельности учащихся, изучение опыта работы учителей

(6 сл) Гипотеза:

Если создать определенные условия для организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы, использовать разные виды творческих заданий, то это будет способствовать развитию креативного мышления и творческих способностей.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы на уроках литературы в будущей профессиональной деятельности.

При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами, педагогами:П. Торренсом, В.Н.Дружининой, Б.П.Тепловым, Е. Е. Туник. Особое внимание в современной методической литературе уделено проблеме в работах ученых М.А.Рыбниковой, Н.В. Колокольцева А.П. Романовской, и учителей Ю.А. Озерова, О.Ю. Богдановой

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, приложения и списка литературы.

В первой главе рассмотрены основные теоретические аспекты по данной проблеме. Сегодня творческая деятельность личности изучается в разных направлениях, исследуются творческие способности и творческое мышление, анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека. Учителю важно обеспечивать верную направленность мысли учащихся на достижение поставленной цели, активизировать познавательную активность всех учеников.

Во второй главе проанализированы формы и методы организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы, рассмотрен и представлен опыт учителей по данной теме. Особое внимание в нашей работе уделялось видам творческих заданий, методам и приемам их проведения. Использование различных форм и методов организации творческой деятельности позволяет добиться высоких результатов в развитии креативного мышления, творческих способностей, воображения, памяти, фантазии учащихся 6 классов

В третьей главе с целью разрешения выявленных проблем, описано проведенное исследование и представлены результаты.

(7 сл) Цель исследования - определить уровень креативного мышления и выявить уровень развития творческих способностей учащихся 6-го класса.

В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса МБОУ «Гимназия №3» г. Рубцовска в количестве 20 человек.

Для выявления уровня креативного мышления на констатирующем этапе исследования была проведена:

Психодиагностика креативного мышления по методике кандидата психологических наук Е.Е. Туник

Эта диагностика состояла из четырех субтестов.

По первому тесту учащиеся должны были перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Во втором тестеучащиеся представляли различные последствия гипотетической ситуации.

В третьем составляли предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

В 4 подбиралиопределения для общеупотребительных слов.

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты. (8 сл)

26% учащихся имеют высокий уровень развития креативного мышления, т. к. эти учащиеся проявляют наблюдательность, сообразительность, высокую скорость мышления, у них хорошо развито воображение. Они создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.

44% учащихся имеют средний уровень развития креативного мышления, т. к., эти учащиеся достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет.

30% учащихся имеют низкий уровень развития креативного мышления, т. к., эти учащиеся пассивны, с трудом включаются в творческую работу. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. Все их ответы шаблонны, в них не раскрывается их индивидуальность, оригинальность, самостоятельность.

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод:

70% учащихся 6 класса имеют высокий и средний уровень развития креативного мышления, т.е. большая часть класса.

(9 сл) На контрольном этапе по той же методике Е. Е. Туник была проведена повторная диагностика. Результаты представлены на слайде.

(10 сл) Т. о., повторная диагностика показала увеличение на 10% уровня развития креативного мышления учащихся 6 класса, следует предположить, что целенаправленная работа в данном направлении дает положительные результаты.

В течение года на формирующем этапе на уроках литературы учащиеся выполняли различные виды литературно-творческих заданий: сочиняли загадки, стихотворения, потешки, считалки, хокку, сказки, составляли кроссворды и синквейны, писали отзывы о прочитанном произведении, готовили проекты по творчеству писателей.

(11 сл) Мы провели анализ выполненных творческих работ с целью выявления уровня развития творческих способностей.

(12 сл) Из 20 человек класса сочинили хокку – 76%.

(13 сл) 93% учащихся составили кроссворды по басням И. А. Крылова

Все учащиеся написали отзывы о прочитанном рассказе и нарисовали иллюстрации к сказкам.

(14 сл) Придумали загадки – 93% и 7 % не смогли придумать.

(15 сл) А вот стихотворения сочинили только 68%, у остальных 32% выполнение этого задания вызвало затруднение.

Все учащиеся придумали свой конец сказки и сочинили сказки.

В ходе исследования учащимся этого класса были даны творческие задания:

(16 сл) Сочинить стихотворение по заданной рифме (буриме), 93% учащихся справились с заданием.

100% учащихся написали рассказы от лица домашнего животного, от лица предмета и сочинили сказки, а также сочинили рассказы по данному началу и по заглавию: «Еще один день из жизни школьного портфеля»

(17 сл) Но лишь 87% класса справились с заданием придумать рассказ, связав между собой события: «Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Самосвал с грузом не пришел по назначению». Все работы учащихся вы можете увидеть в приложение.

Таким образом, в среднем 91,7% учащихся успешно справляются с выполнением творческих заданий. Увеличение уровня креативного мышления учащихся данного класса и высокий уровень литературных творческих способностей позволяет утверждать, что в этом есть и заслуга учителей предметников, в том числе и учителя литературы. Поэтому мы обратились к учителю с целью изучения опыта ее работы в данном направлении.

На уроках дети создают иллюстрации, загадки к прочитанным сказкам, сами пишут волшебные и бытовые сказки, создают сборники пословиц, поговорок. На обобщающих уроках учитель организует выставки творческих работ учащихся. Интересно проходят уроки-путешествия по сказочной стране с инсценированием сказок. При изучении басен И. Крылова инсценируют басни «Квартет», «Стрекоза и муравей» и др. Дети пишут свои басни, иллюстрируют их. По рассказу «Васюткино озеро» учащиеся составляют карту-схему путешествия Васютки, по которой делают подробный пересказ.

Учащиеся готовят проекты по творчеству писателей, а на уроках представляют их.

Учитель практикует нестандартные формы проведения уроков.

(18 сл) Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Сравнительный анализ проведенной диагностики показал значительную положительную динамику развития уровня креативного мышления.

  2. Система творческих заданий на уроках литературы в 6 классах оказывает положительное влияние на развитие творческих литературных способностей учащихся.

(19, 20 сл) На основе данных выводов мы составили рекомендации для учителей литературы по организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы в 6 классах, которые представлены на слайде

1.Необходимо обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся.

2.Творческая деятельность должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать разные виды творческих заданий:

-индивидуальные задания, включающие исследовательские, творческие аспекты;

-подготовка и защита проектов

- проведение предметных олимпиад; 

- проведение заданий исследовательского характера и др.

3. Поднимать уровень сложности творческих заданий, делая их не только интересными, но и выполнимыми для всех учащихся.

4.Поощрять желания учащихся работать самостоятельно.

5.На уроках и во внеурочное время создавать условия для воплощения творческих идей.

6.Предоставить учащимся свободу выбора методов для достижения целей.

7.Стимулировать работы над проектами, предложенными самими учениками.

8.Одобрять результаты деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности. 

9. Создавать ситуации, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником.

10.Поощрять максимальную вовлеченность в совместную деятельность. 

Анализ результатов исследования показал, что уровень развития творческих способностей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что система творческих заданий, применяемая на уроках с целью развития креативного мышления и творческих способностей, достаточно эффективна.

Таким образом, мы считаем, что выдвинутая гипотеза доказана теоретически и практически.

(21 сл) У меня все. Спасибо за внимание.