XREFF.RU


Зарубежный опыт регулирования финансовых рынков



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Зарубежный опыт регулирования финансовых рынков

Зарубежный опыт регулирования финансовых рынков

Зарубежный опыт регулирования финансовых рынков

Развитие финансовых рынков позитивно влияет на рост мировой экономики и каждого государства в отдельности. Предприятиям и компаниям не нужно полагаться лишь на государственное финансирование или на получение банковского кредита. Сегодня рынок ценных бумаг является источником больших, а главное постоянных, ресурсов для большого количества компаний разных отраслей. Так же важными фактором является самораспределение денежных средств между секторами экономики в зависимости от сложившейся ситуации на финансовом рынке.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.(СЛАЙД)

Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулируемым организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулируемым организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

Одним из наиболееважных условий эффективного функционирования Международных Финансовых Центров является прозрачная, гибкая и эффективная система регулирования финансовых рынков. (СЛАЙД)В рамках этой системы особое значение имеют тип системы права (англо-саксонская или романо-германская), развитость законодательства, практика правоприменения, эффективность работы регулирующих органов, система налогообложения, корпоративное управление (особенно система раскрытия информации) и противодействие инсайдерской торговле. (СЛАЙД)Целями развития системы регулирования являются достижение высоких стандартов защиты инвесторов, снижение транзакционных издержек торговли, внедрение финансовых инноваций, поддержание доверия к финансовым рынкам.

Для цивилизованных рыночных отношений изначально необходим механизм, который смог бы урегулировать поведение компаний и государств на финансовых рынках. Стоит отметить, что в странах СНГ практически отсутствует нормальное регулирование финансовых рынков, что в свою очередь, не позволяет в должной мере вводить рычаги влияния на отношения субъектов рынка. А ведь роль финансовых рынков вряд ли можно переоценить.( СЛАЙД)Они качественно аккумулируют свободные средства инвесторов, способствуют формированию цены на товары и услуги в рыночной экономике посредствам здоровой конкуренции, правильному соотношению спроса и предложения, активизируют финансовые и экономические процессы.

В западных странах,(СЛАЙД)таких как США и государства Еврозоны политика в сфере регулирования финансовых рынков очень отличается от практики в странах СНГ. Можно сказать, что это две абсолютно разные модели, при этом модель регулирования в странах СНГ значительно отстаёт.

В развитых странах роль регулятора на финансовых рынках тонко связана с различными саморегулирующими организациями. При этом такие организации выполняют объём основных функций контроля на рынке, но государство оставляет за собой право вмешаться в ход событий на рынке в любой момент.(СЛАЙД) ВНекоторых странах (Великобритания, Франция и Швейцария) основными регуляторами выступают комиссии по ценным бумагам. Иногда вместе с ними работает министерство финансов. Например, в таких странах как Австрия и Германия роль регулятора на фондовом рынке взял на себя Центральный банк страны.

Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. (СЛАЙД)Среди более чем 30 стран с развитыми рынками — более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства в том или ином виде имеет место во всех странах мира. Существующие модели универсальны в части определенных параметров и одновременно значительно различаются в национальных экономических системах.Универсальность моделей регулирования проявляется в следующем: в формировании законодательства; в выделении специальной регулирующей структуры - органов надзора за срочным рынком; в установлении правил и критериев допуска к ведению операций с производными ценными бумагами; в осуществлении контроля за текущей деятельностью участников рынка производных ценных бумаг; в наличии налогового регулирования.

Специфика и оригинальность моделей регулирования рынка может проявляться в различных аспектах(СЛАЙД): в особенностях фондового и общего законодательства; статусе и структуре органов надзора; процедурных вопросах допуска к деятельности на рынке производных ценных бумаг; методах и формах регулирования срочного рынка; степени популярности и активности использования отдельных инструментов регулирования. Для разных государственных законодательных систем характерна специфическая форма организации деятельности надзорных органов.

В теоретических исследованиях, посвященных проблемам рынка, принято выделять англосаксонскую и романо-германскую (континентальную) модели организации рынка производных ценных бумаг. В англосаксонских странах (США, Канада, Нидерланды: и др.) фондовые биржи исторически играют более заметную роль в экономике. Уровень развития рынка производных ценных бумаг и эффективность его регулирования в этих странах значительно выше, чем в континентальной Европе. Англосаксонскую модель отличает более значимая роль саморегулируемых организаций на рынке производных ценных бумаг. Такая модель характеризуется высокой долей розничных инвесторов и низкой долей собственности государства, большей открытостью, использованием концепции специализированных банков.

В германской модели доля розничных инвесторов в структуре собственности гораздо ниже, выше доля собственности государства и крупных корпоративных структур. Высока роль банков как акционеров промышленных и других нефинансовых компаний, причем значительная часть предприятий подконтрольна банкам или их группам. Банки действуют как на рынке ценных бумаг и традиционных банковских продуктов, так и на рынках производных ценных бумаг в качестве профессиональных участников, являясь, таким образом, универсальными финансовыми институтами. Финансовый рынок носит преимущественно долговой характер, структура производных финансовых продуктов проще, чем в англосаксонской модели. В настоящее время происходит взаимная интеграция двух систем: англосаксонской и континентальной.

Зарождение рынка производных финансовых инструментов относят ко второй половине прошлого века. Отличительной характеристикой зарубежных рынков производных ценных бумаг является практически идентичный сценарий их развития и в субъектно-объектной структуре их участников, и в общих тенденциях изменения этих рынков.

США (СЛАЙД)Современная двухуровневая система регулирования фондового рынка США сложилась в 30-е гг. XX в. Первый уровень представлен органами государственного регулирования, в частности Комиссией по ценным бумагам и биржам, и специальными органами регулирования в штатах. Второй - саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг (фондовыми биржами и Национальной ассоциацией фондовых дилеров). Контроль со стороны саморегулируемых организаций во многих случаях оказывается эффективнее и жестче, чем контроль государственных органов. Крупнейшей саморегулируемой организацией США является Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASD. Саморегулируемые организации занимаются аттестацией специалистов фирм-членов, проводят проверки деятельности фирм. Все фондовые биржи и NASDсоздали электронные системы контроля за рынком, цель которых состоит в выявлении манипулирования и заключения сделок с использованием инсайдерской информации.

Основными составляющими элементами американской модели регулирования срочного рынка являются:

  1. концепция, сформированная более полувека назад и сохраняющаяся до сих пор как воплощение американской традиции. Ее суть в следующем: формирование инвестиций должно опираться преимущественно на рынок производных ценных бумаг, аппелирующий ко всем слоям населения, привлекая их капиталы и сбережения;

  2. правовая база в виде пакетов законов, напрямую обращенных к рынку производных ценных бумаг и образующих прочный фундамент для системы регулирования этого рынка;

  3. специальный орган управления рынком производных ценных бумаг, в обязанность которого входит обеспечение выполнения принятых законов.


ГЕРМАНИЯ (СЛАЙД)Регулирование фондового рынка Германии традиционно осуществлялось специальными земельными органами, подчиненными Министерству экономики той или иной земли (статс-комиссариаты). В 1994 г. в результате принятия Закона о торговле ценными бумагами возник федеральный орган - Комиссия по ценным бумагам. Обе регулирующие структуры действуют параллельно и в определенной степени дублируют друг друга. Формально главным органом контроля является Комиссия, на практике текущий контроль за сделками осуществляет статс-комиссариат.

Поскольку основными профессиональными участниками в Германии являются банки, значимая роль в регулировании отводится основному банковскому надзорному органу - Федеральной надзорной палате над банками. Она же лицензирует компании по ценным бумагам, осуществляет надзор за соблюдением нормативов достаточности капитала, структуры баланса компаний по ценным бумагам и банкам. Таким образом, в Германии существует множественность органов регулирования, создающая трудности для профессиональных участников, вынужденных отчитываться перед несколькими контролирующими органами.

Принятый в 2002 г. Закон о формировании интегрированной системы финансового надзора . установил в Германии единый мегарегулятор финансовых учреждений - Федеральную службу по регулированию финансовых рынков, которая осуществляет надзор за банками, страховыми компаниями и рынком ценных бумаг.

По объему капитализации и обороту рынка ценных бумаг Великобритания занимает третье место после США и Японии, однако при этом Лондон является вторым крупнейшим центром торговли производными ценными бумагами. Торговля опционами на ценные бумаги, фондовые индексы и валюту осуществляется на Лондонской международной бирже финансовых фьючерсов и опционов .

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ АНГЛИЯ (СЛАЙД)До 1997 г. регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании традиционно осуществлялось профессиональными участниками рынка. Контроль над фондовой биржей производил Совет по ценным бумагам и биржам, наделенный исключительными полномочиями по регулированию рынка. По статусу эта некоммерческая организация включала в себя представителей различных фирм и формально подчинялась казначейству. На практике Совет делегировал свои полномочия саморегулируемым организациям и уполномоченным биржам.

С 1997 г. система регулирования финансового сектора Англии сведена в единый орган. В этой связи расширены полномочия Совета по ценным бумагам и инвестициям, именуемого теперь Ведомство по финансовым услугам, которое осуществляет регулятивные функции различных ведомств и саморегулируемых организаций. Так, Ведомству в 1998 г. переданы контрольные функций Банка Англии в области регулирования банков; к 2001 г. полностью перешли полномочия всех саморегулируемых организаций и государственных органов регулирования: Комиссии по строительным обществам, Комисии по дружественным обществам Регистра дружественных обществ, страхового департамента Министерства финансов, Совета по ценным бумагам и фьючерсам, Совета по персональным инвестициям, Орнизации инвестиционных управляющих, Организации компаний страхования жизни и юниттрастов - в общей сложности девяти организациям. Свод правил Ведомства включает в себя все правила указанных выше организаций и регулятивных органов.

Таким образом, В Англии возник мегарегулятор, контролирующий банки и другие кредитные организации, компании по ценным бумагам, страховые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи, депозитарно-клиринговые организации, всего примерно 26 тыс. фирм.


ФРАНЦИЯ (СЛАЙД) Ведущая роль в регулировании фондового рынка Франции возложена на Ведомство по финансовым рынкам, созданное путем объединения Комиссии по биржевым операциям, Совета по финансовым рынкам и Дисциплинарного совета по вопросам портфельного управления. Соответственно, все функции этих ведомств (защита интересов инвесторов, лицензирование компаний, правила операций с ценными бумагами, консультирование и юридическое сопровождение рынка, т.е. адвокатура, а также общий надзор за деятельностью фирм по ценным бумагам - биржевых обществ) автоматически перешли к вышеназванной организации. Кроме того, Ведомство осуществляет регулирование деятельности финансовых консультантов и надзор за рейтинговыми агентствами. Ведомство по финансовым рынкам имеет статус независимого государственного учреждения .


ЯПОНИЯ (СЛАЙД)В Японии наиболее развита торговля фьючерсными контрактами на долгосрочные правительственные облигации. Торговля ими осуществляется на Токийской фондовой бирже. В целом, рынок производных ценных бумаг Японии характеризуется положительными тенденциями развития, но при этом заметно уступает аналогичным биржевым центрам США, Лондона, Амстердама, Франкфурта-на-Майне и Сингапура.

Государственное регулирование рынка производных ценных бумаг в Японии осуществляется Министерством финансов, Комиссией по ценным бумагам и биржам, основанной в 1992 г., и Агентством по финансовым услугам (FinancialServicesAgency), образованным в 2000 г. в результате переименования Агентства финансового надзора.

В Японии сложилась двухуровневая система регулирования. Контроль за фондовым рынком осуществляется государством и саморегулируемыми организациями. С 1951 до 1992 г. главным финансовым регулирующим органом Японии являлось Министерство финансов. С июля 1992 г. была возрождена Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам,. С апреля 1998 г. в ходе проводимой в стране реформы финансовой системы был образован специальный регулирующий орган вне Министерства финансов - Агентство финансового надзора, подчиненное непосредственно премьер-министру. Министерство финансов продолжает отвечать за планирование и формулирование финансовой политики в целом.

Министерство финансов в новой системе регулирования отвечает за планирование и формирование финансовой политики в целом и координирует деятельность в области международных финансовых отношений, в первую очередь вопросы, связанные с валютной политикой.

Непосредственно контроль за деятельностью брокеров-дилеров на рынке осуществляет Комиссия по ценным бумагам и биржам, подчиненная Агентству по финансовым услугам.


АВСТРАЛИя (СЛАЙД)Система регулирования фондового рынка Австралии в современном виде существует с 1998 г. В стране существует два регулятора: Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Австралийский комитет по пруденциальному (предварительный) надзору

В сферу компетенции Комиссии по ценным бумагам и инвестициям входят финансовые институты, эмитенты и организаторы торговли. Комиссия является государственным органом, подотчетным парламенту через министерство финансов.

На Совет по пруденциальному надзору возложен контроль за депозитными учреждениями, страховыми компаниями и пенсионными фондами. Основное отличие Комиссии от Совета заключается в том, что первая отвечает за отношения финансовых институтов с потребителями, а второй должен наблюдать за способностью финансовых учреждений выполнять свои обязательства.

Центральный банк страны - Резервный банк Австралии, как и в Германии и Англии, отвечает только за проведение денежно-кредитной и валютной политики.


Исследование систем регулирования финансового рынка в зарубежной практике позволяет сделать следующие выводы:

1.Тенденция объединения регулятивных функций в рамках одного учреждения характерна для многих стран. Следовательно, предпосылки создания единого регулятора на срочном рынке России сложились с учетом общемировых тенденций и представляют собой закономерное явление в экономической системе.

  1. Структура государственных органов, регулирующих срочный рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране, степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке производных ценных бумаг передана территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.).

  2. Абсолютное большинство стран с развитым финансовым рынком приняло на вооружение концепцию, предполагающую объединение регуляторных функций и создание единого органа надзора и регулирования. Такой подход, оправдан не только интеграцией многих финансовых посредников в финансовые группы в Европе, но и переориентацией национальных систем регулирования с аспектов безопасности финансовых посредников и профессиональных участников срочного рынка на концепцию защиты инвестора.

Изучение систем регулирования срочных рынков позволяет сделать вывод о постепенной выработке общих норм, правил и принципов, которые признаются большинством стран. Потребность в унификации связана с процессами межгосударственной интеграции, интернационализации и глобализации финансовых рынков, которые инициируют постепенное размывание идентификационных границ между различными национальными моделями государственного регулирования рынка производных ценных бумаг.


Идеальной модели регулирования рынка не существует. Самая оптимальная включает в себя гармоничное объединение полномочий между государством и саморегулирующими о компаниями. Самым оптимальным решением для успешного регулирования финансовых рынков в перспективе будет грамотное соотношение как государственных контролирующих органов, так и объединений профессиональных инвесторов.

Лучшие из моделей представляют собой «золотую середину» между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.



Финансовым рынкам необходимо хорошее регулирование, чтобы инвесторы доверяли им. Должны быть приняты меры предосторожности против недобросовестных и некомпетентных дельцов.

Деятельность рынков должна быть упорядочена, сделки должны совершаться честно. Но регламент не должен подавлять новаторство и мешать рынкам становится конкурентоспособными в международном масштабе. 


tog.deutsch-service.ru
  • Карта сайта