Урок 27. **Троянская война и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Урок 27. **Троянская война и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Урок 27. **Троянская война и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Урок 27. **Троянская война и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Тип урока:

урок изучения нового материала, проводится в традиционном режиме с компьютерной поддержкой.

Средства обучения:

  1. ПР, видеофрагмент.

  2. Словари: «Исторические личности», «Культура Древнего мира», Военно-исторический словарь.

  3. Рабочая книга «Я и история».

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представления: 
      а) о сосуществовании мифологических сведений и исторических данных о Троянской войне, 
      б) о причинах, ходе и итогах Троянской войны, 
      в) о художественных особенностях поэм «Илиада» и «Одиссея»;

  • продолжить развитие умений извлекать и элементарно анализировать информацию анимированных объектов компьютерной презентации, оценочных и речевых умений;

  • формирование способности видеть красоту созданных в Древней Греции поэм «Илиада» и «Одиссея».

План урока:

  1. Находки Г. Шлимана. Троянская война.

  2. Поэма Гомера «Илиада».

  3. Поэма Гомера «Одиссея».

Дифференциация обучения:

Адресные индивидуальные задания ученикам.

Преемственные связи:

Внутрикурсовые – «Географическое положение, природа и занятия жителей Древней Греции»: местоположение страны на карте; «Религия Древней Греции»: боги Древней Греции.

Основные понятия:

аэды, «яблоко раздора», «троянский конь», «между Сциллой и Харибдой».

Основные отрабатываемые умения:

умение извлекать информацию из анимированной учебной карты, умение элементарно анализировать информацию компьютерной анимации; умение описывать иллюстрации компьютерной презентации; умение давать оценку поступкам мифологических героев; умение выразительно читать исторический первоисточник.

Подготовка к уроку:

Консультации учеников проектной группы «Страницы военной истории» по подготовке сообщений, возможные темы сообщений: «Научные сведения о Троянской войне», «Армия греков-ахейцев», «Данные археологических раскопок о судьбе Трои». Консультации учащихся второй проектной группы «Мифы и предания народов мира» по подготовке возможных сообщений: «Суд Париса», «Троянский конь», «Гектор – защитник Трои», «Поединок Гектора и Ахилла», «Ахилл – герой сражения за Трою. Гибель Ахилла», «Одиссей у циклопов», «Встреча Одиссея с сиренами», «Между Сциллой и Харибдой», «Одиссей и Пенелопа». 
Для иллюстрации сообщений учащихся можно использовать соответствующие слайды и видеофрагменты компьютерной презентации «Троянская война и поэмы Гомера».

Проведение урока.

Изучение нового материала.

1. Введение в тему урока.

Демонстрируется первый кадр компьютерной презентации с надписью «Троянская война и поэмы Гомера». Объявляя новую тему урока, учитель говорит о том, что в Древней Греции были созданы великолепные поэмы «Илиада» и «Одиссея», в которых, в том числе, отразились представления греков о Троянской войне. С помощью кадра 2 учащиеся знакомятся с планом, по которому они будут изучать учебный материал темы.

2. Находки Г. Шлимана. Троянская война.

С помощью кадра 4 презентации, на котором расположена фотография Генриха Шлимана, учитель дает краткую характеристику личности археолога и его открытиям. Продолжая работу по развитию у школьников умения извлекать информацию из учебной карты, учитель демонстрирует кадр 5 и просит ответить на вопрос: «Какой город был обнаружен Г. Шлиманом на западном побережье Малой Азии?»

Справка для учителя:Шлиман родился в небольшом немецком городке. Еще маленьким мальчиком он заинтересовался легендами о подвигах героев Гомера, тогда он не поверил, что никто не знает, где находился такой могущественный город, как Троя. Генрих дал себе слово, что когда он вырастет, то обязательно найдет Трою. Данное слово Генрих сдержал.

Шлиман изучил множество языков, в том числе древнегреческий, для того чтобы читать «Илиаду» в оригинале. Занимаясь коммерцией, ему удалось сколотить приличное состояние, но Шлиман внезапно все бросил и в 1863 году отправился в кругосветное путешествие. После нескольких лет путешествий, руководствуясь прежде всего указаниями «Илиады», в 1870 г. Г. Шлиман начал раскопки на холме Гиссарлык в Малой Азии. Труды Шлимана увенчались успехом. В верхних слоях холма ему удалось обнаружить развалины города и различную утварь, но самое замечательное было в том, что под верхними развалинами Шлиман обнаружил другие развалины – всего девять культурных слоев. Шлиман посчитал, что второй и третий слои снизу – это и есть Троя времен царя Приама. Когда в последний день раскопок в 1873 г. Шлиман обнаружил золотые изделия в этих слоях, он назвал эту находку «клад Приама». Однако современные ученые склоняются к тому, что Троя, описанная у Гомера, находилась в шестом культурном слое, а значит, и найденный Шлиманом клад не мог принадлежать Приаму.

Г. Шлиман скончался скоропостижно в 1890 году. Раскопки Г. Шлимана имели огромное значение – они положили начало археологическому изучению древнейшего этапа в истории Греции.

Изучив иллюстративный материал 6 кадра презентации, школьники должны ответить на вопрос: «Что можно предположить об уровне развития города Трои?» С помощью динамичной компьютерной реконструкции Трои (кадр 7) и статичного рисунка (кадр 8) учащиеся выполняют задание по описанию города Трои в XIII в. до н. э. Учитель обращает внимание учеников на то, что Троя находилась на холме, имела два ряда мощных крепостных стен, на вершине холма располагался дворец правителя.

Вопросы о вторжении в Грецию ахейских племен (термин не вводится в материал урока) и о переселении части греков в Малую Азию рассматриваются на основе изучения школьниками анимированной карты (кадр 9). После освоения учащимися данной информации учитель может продолжить работу по формированию умения устанавливать причины исторических событий, предложив задание: «Определите, какова была главная причина Троянской войны?» (кадры 10–11). Важно подчеркнуть, что переселение части греков на полуостров Малая Азия – историческая причина войны.

Изучение материала о мифологической причине Троянской войны можно организовать несколькими способами. Во-первых, на данном этапе урока можно прослушать сообщение ученика по теме «Суд Париса», опирающееся на иллюстративный материал компьютерной презентации (кадры 12–14). Во-вторых, учитель может организовать комментированное чтение текста учебника (мифы о суде Париса и похищении Елены Прекрасной), также используя иллюстрации презентации (кадры 12–14). Важно, чтобы учащиеся уяснили отличие исторической причины войны от мифологической (кадр 15).

3. Поэма Гомера «Илиада».

Учитель разъясняет то, что мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе поэмы Гомера «Илиада», которая была создана в VIII в. до н. э. Он может дать краткую характеристику личности Гомера (кадр 17).

Дальнейшую работу по изучению хода и итогов Троянской войны возможно осуществить путем организации самостоятельного исследования школьниками анимационных действий (в том числе изучения видеофрагментов), имеющихся в компьютерной презентации (кадры 18-28), сочетающегося с дополнениями и пояснениями учителя. В ходе изучения анимации школьники должны отвечать на вопросы и выполнять задания презентации (Как началась Троянская война? Опишите одежду и вооружение греческих воинов. Что предприняли троянцы, узнав о раздорах в греческом войске? И т. д.) Кроме изучения школьниками анимационных объектов, на данном этапе урока важно организовать и громкое выразительное чтение отрывков из «Илиады». Так, например, рассмотрев вопрос о гибели Патрокла, представляется важным чтение слов скорби Ахиллеса о гибели друга (кадр 24).

В ходе изучения данного вопроса возможно прослушать одно из сообщений учащихся (темы: «Троянский конь», «Гектор – защитник Трои», «Поединок Гектора и Ахилла», «Ахилл – герой сражения за Трою. Гибель Ахилла»).

Заканчивая изучение поэмы «Илиада», учитель может предложить школьникам следующие вопросы и задания: «Какие сведения о Троянской войне, на ваш взгляд, мифологические, а какие подтверждаются научными данными?»; «Оцените поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете?» (кадр 29).

4. Поэма Гомера «Одиссея».

Изучение поэмы «Одиссея» можно организовать, чередуя сообщения школьников (темы: «Одиссей у циклопов», «Встреча Одиссея с сиренами», «Между Сциллой и Харибдой», «Одиссей и Пенелопа»), опирающиеся на видеоматериал и иллюстративный материал компьютерной презентации, с выразительным чтением учащимися отрывков из поэмы (кадры 31–34).

Закрепление материала.

Закрепление изученного материала проводится с помощью вопросов компьютерной презентации (слайд 35).

Домашнее задание.

Учитель дает задание на закрепление материала темы по учебнику, а также предлагает учащимся выполнить задания к уроку в рабочей книге «Я и история».